Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Выше ответственность - больше доходы. Поправки к конституционному закону "О судебной системе и статусе судей РК"

Фото : 11 октября 2006, 10:43

Выше ответственность - больше доходы

Судебную систему Казахстана ждут серьезные перемены. Требования к слугам Фемиды станут существенно выше, чем сейчас. Зато тому, кто выдержит возросшую нагрузку, государство гарантирует рост материального благосостояния, благодаря чему судья преодолеет соблазн мздоимства. Эта идея проходит красной нитью через поправки к конституционному закону "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан", представленные недавно парламенту председателем коллегии по уголовным делам Верховного суда РК Абдрашидом ЖУКЕНОВЫМ, нашим сегодняшним собеседником.

- В проекте конституционного закона предлагается комплекс мер, направленных на совершенствование судебной системы и ее механизмов, а также на повышение ответственности судей за те или иные нарушения, - говорит г-н Жукенов. - У нас остается такой орган, как дисциплинарно-квалификационная коллегия, и создается новый - судебное жюри.

- Чем они будут заниматься?

- Дисциплинарно-квалификационные коллегии, как и прежде, будут определять наличие в действиях судей нарушений закона и норм судейской этики, дискредитирующих судебную систему. В случае установления такого факта члены коллегии вправе наказать виновного в дисциплинарном порядке: вынести замечание, выговор, а также поставить вопрос об освобождении нарушителя от занимаемой должности. Полномочия судебного жюри иные. Предметом его рассмотрения станут профессионализм и правовые знания судьи.

Имеются случаи, когда одни и те же судьи постоянно допускают элементарные ошибки. Понятное дело, что в обществе из-за этого возникают вопросы и недовольство. Кому понравится, если правосудие вершит судья, не занимающийся своим совершенствованием и имеющий низкий профессиональный уровень. Поэтому и родилось предложение о создании судебного жюри, которое будет действовать при Верховном суде. Здесь планируется экзаменовать судей. Например, тех, у которых накопилось слишком много отмененных решений. Вердикт судебного жюри будет окончательным: или судья выдерживает экзамен, или выносится заключение об его освобождении.

- Понятно. Исчерпываются ли этим предлагаемые вами новации?

- Нет. Мы намерены усилить ответственность председателей судов в борьбе с коррупцией и в соблюдении норм судейской этики. Я считаю, что и здесь есть множество механизмов. Любой руководитель может назначить и осуществить комплекс мер. Хотя бы выяснить для себя, как тот или иной сотрудник ведет себя вне здания суда, чем живет его семья... Думаю, это даст положительный эффект.

Далее. Мы предлагаем передать самим дисциплинарно-квалификационным коллегиям судей право возбуждать дисциплинарные дела в отношении судей. По моему мнению, это поможет повысить ответственность судебного сообщества на местах и исключить субъективизм. А пока такое дело могут возбудить только председатель Верховного суда и председатель областного суда. Кроме этого, устанавливаются дополнительные жесткие критерии для кандидатов в вышестоящие суды.

- Кстати, а аттестацию не собираетесь возобновить?

- Поголовной аттестации не будет. Дело вот в чем. Согласно Конституции судьи назначаются на постоянной основе, скажем так, пожизненно. А этот статус не позволяет проводить такой экзамен. Зато у нас, как я уже сказал, будет работать судебное жюри, которое и займется этим. Сегодня нам приходится рассматривать очень сложные дела, где нужно знать не только казахстанское законодательство, но и международные нормы. Поэтому, если уровень судьи падает, то человека нужно "встряхнуть". Так пусть это произойдет в форме своеобразного экзамена, назначенного судебным жюри.

- Насколько мне известно, во время презентации в парламенте нечто в ваших поправках вызвало бурную реакцию депутатов...

- Это предложения, касающиеся социальных гарантий для наших работников. Тут мы закладываем три нормы. Первая. Если судья проработал не менее 15 лет, то ему предоставляется право на отставку. При выходе на пенсию ему выплачивается единовременное пособие. Отдал службе больше 20 лет - получи 24 месячных оклада. Проработал на пять лет меньше - 18 окладов. Вторая норма. Кроме той пенсии, что накоплена в пенсионном фонде, судье предлагается ежемесячно выплачивать за счет государственного бюджета по десять процентов от его последней заработной платы.

- То есть те 10 процентов, что вы перечисляете в пенсионный фонд, плюс проценты из госказны? Как-то нескромно...

- Да, получается 20 процентов. Объясняю почему. Сегодня судьи уходят на заслуженный отдых и получают скромные пенсии. Работал он, например, в Верховном суде, получал 300 тысяч тенге, а потом - 15 тысяч тенге. У него же нет никаких льгот! Хотя в европейской хартии "О статусе судей" записано, что судья должен быть обеспечен не только заработной платой, но и пенсией. Скажем, в России судьи, ушедшие в отставку, получают пособие в размере 60 процентов от зарплаты. Правительство поддерживает нас в этом отношении. И третья норма: мы хотим законодательно закрепить выплату пособия в случае гибели или получения увечья судьями.

- Извините, Абдрашид Толегенович, такая пенсия да еще единовременное пособие - не копейки. Опять нескромно получается.

- Давайте посчитаем размер пособия, которое судья получит по выходе на пенсию. Районный судья получает 70 тысяч тенге, умножаем на 24 - получается в пересчете на доллары около 14 тысяч. Думаю, для судьи-пенсионера, если сопоставлять с мировыми стандартами, это небольшие деньги.

- Ну а если взять оклад судьи Верховного суда и умножить его на 24? Вы не боитесь, что завтра врачи и учителя начнут возмущаться?

- Многие нас не понимают. Но не забывайте, что одним из основных принципов судебной власти является независимость судьи. Независимость - это не привилегия для отдельного судьи, а обязательный принцип правового государства. Надо признать, что реальной независимости судей от других ветвей власти и вообще влияния извне можно достичь прежде всего за счет его материальной и финансовой независимости. Вот тогда суд сможет гарантировать соблюдение законов, тогда он будет действительно беспристрастным и бескорыстным. И если судья почувствует себя по-настоящему социально защищенным, тогда его не купишь, не запугаешь. Это же все международные стандарты. Мы ничего не придумываем! А тут начинают говорить, что судьи много просят. Это же обывательский подход. Между прочим, все демократические правовые государства ставят себе целью обеспечить независимость в первую очередь судей, оградить их от вмешательства извне, в том числе от подкупа. Конечно, хочется, чтобы всем хорошо платили. Я считаю, что врачи и учителя тоже должны получать достойную зарплату.

- Самая горячая тема - увеличение заработной платы судьям...

- Успокаиваю: законопроект не решает вопросов, связанных с заработной платой. Размер наших окладов, как и зарплат других госслужащих, - прерогатива президента страны.

- А откуда разговоры, что судья Верховного суда получает в десятки раз больше, чем его коллега из района?

- Да, эта проблема есть: заработная плата районного судьи очень низкая. Но это тоже решает президент. В наших поправках об этом нет ни слова. Мне непонятно, почему многие в этом законопроекте ничего, кроме финансовых отношений, не видят. Обратите внимание: если поправки, предлагаемые Верховным судом, будут приняты, то возрастет и ответственность судей. И это очень важно! В то же время мы делаем все, чтобы в суд приходили профессионалы. Давайте задумаемся: ну останется все, как сейчас, ну будут судей по-прежнему постоянно ругать, что от этого изменится? Только отпугнем квалифицированных юристов. Мы же хотим добиться, чтобы каждый из двух с половиной тысяч судей в нашей системе приходил на работу с желанием. Он должен быть уверен, что государство его защитит и обеспечит материально.

- Но у народа сложилось другое мнение: сколько ни поднимай зарплату судьям, они все равно берут взятки. Даже расценки называют: "развести" простое уголовное дело стоит пять тысяч долларов...

- Да, общественное мнение сегодня не в пользу судей. Коррупция - беда не только нашей системы. И у нас есть проблемы. Но мы должны с этим бороться. В судебной системе вообще должны быть полностью исключены коррупция и малейшая почва для нее. Улучшение материального положения судьи - это как раз таки одна из важнейших мер противодействия коррупции в наших рядах. Вот увидите, придет время, когда судья будет дорожить своим рабочим местом, когда он сто раз подумает, брать взятку или нет. Да, мы усиливаем ответственность судьи, но в то же время предлагаем и солидный социальный пакет. Это все взаимосвязано. Надеюсь, общество поймет, что мы поступаем правильно. И самое главное: в обсуждаемом документе установлена норма, согласно которой судьи при освобождении от должности по дискредитирующим основаниям лишаются всех льгот и гарантий. На весомую поддержку государства будут иметь право только работники с безупречной репутацией!

P.S.

Мажилисмены одобрили в первом чтении законопроект о поправках к названному закону. Во втором чтении депутаты планируют рассмотреть документ на совместном заседании палат парламента 24 ноября.

Гульмира МАТХАЛИКОВА, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии