Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Выполняя рекомендации столичных чиновников, педагоги на местах готовы от усердия расшибить себе лоб

Фото : 14 октября 2006, 12:02
Синенькая юбочка, ленточка в косе…


Алиса ПОЖИВИЛОВА

Телефонный «сигнал» нашей читательницы вызвал у сотрудников редакции приступ гомерического хохота. Женщина поведала, что в школе, где учится ее двенадцатилетняя дочь, детей встречает сама директриса. Ладонью - sic! - она лично у всех учениц проверяет ширину складок на юбках! За процедурой наблюдает незнакомый гражданин в штатском. Родители утверждают, что это представитель городского департамента образования

Весь сентябрь наши дети тосковали по летнему приволью и приучали себя к мысли о неизбежности провести за партой восемь месяцев. Дети еще только адаптируются к учебному процессу, а их родители уже изрядно устали.

Еще на первом родительском собрании учителя предупредили, что школьникам при подготовке домашнего задания понадобится постоянная помощь взрослых. Те мамы и папы, которые по разным причинам не наняли репетиторов, теперь после работы заново проходят азы математики и правописания. Впрочем, так было всегда - и нам родители помогали в учебе.

Дело в другом: Алматинский городской департамент образования прилагает максимум усилий, чтобы у товарищей взрослых абсолютно не оставалось свободного времени.

Накануне нового учебного года в силу вступило распоряжение об обязательной форме для алматинских школьников. И это бы еще ничего. Обязательной стала и белая рубашка. Что это такое, знают все мамы. Один учебный день - и белую сорочку нужно снова стирать и наглаживать. Самое большее через два месяца постоянных стирок рубашки выходят из строя. И нужно покупать новые.

Примечательно, что введение единой формы наши чиновники из департамента образования объясняют заботой о многодетных и малоимущих семьях.

Ношение сорочек другого цвета расценивается школьной администрацией как нарушение дисциплины и грозит вызовом к директору. А там, если строптивые родители будут упорствовать, настаивая на своем праве одевать детей как считают нужным, им пригрозят исключением из школы. Исключить, конечно, не исключат, но вашему ребенку крови попортят - мало не покажется.

К слову, в других областях страны чиновники департаментов образования оказались куда мудрее. Правда, в некоторых случаях (как, например, в Петропавловске) не обошлось без вмешательства родителей - они опротестовали введение единой формы. В большинстве же школ регионов главное условие для детской одежды - светлый верх, темный низ. Белые блузки и сорочки оставили для праздников и торжественных линеек.

Лояльнее всех оказались руководители департамента образования Усть-Каменогорска. Они осмелились утверждать, что форма никак не влияет на уровень знаний. И разрешили носить в школу все что душе угодно, кроме джинсов. Форма есть еще в Шымкенте, но и там к детской одежде относятся без нелепой цензуры. Алматинский департамент образования переплюнул всех.

А теперь - внимание, измученные родители и школьные администраторы! Есть управа и на городской департамент образования. В профильном министерстве инициативу своих алматинских подчиненных прокомментировали так: приказа ходить в школы только в белых рубашках не было. Предложение из минобра носило исключительно рекомендательный характер.

Здесь, конечно, и министерские методисты отличились: ну разве можно так легкомысленно сыпать рекомендациями, зная особенность своих подчиненных, любое предложение, высказанное в форме полувопроса, принимать безоговорочно как руководство к действию. Это как в той старой поговорке: заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет. Правда, в нашем случае расшибаются о чиновничьи инициативы родители, дети и замученные вконец педагоги.

Ну да бог с ними, с чиновниками. Главное, что теперь, отправляя в школу своих сыновей и дочерей, мы смело можем одевать их в рубашки цвета беж, серые, синие и голубые; не парить себя ежедневным замачиванием, застирыванием и нудным отглаживанием. А высвободившееся время использовать для помощи при подготовке домашних заданий.

P.S. К слову, на днях ведомство разродилось новой директивой. Чиновники запретили школьницам ношение форменных брюк, кроме двух месяцев в учебном году.

Звонок в департамент образования г. Алматы

- Это сами родители настаивали на введении единой формы, - утверждает специалист отдела общего и среднего образования Саида Токеева. - Поэтому четыре года назад мы начали постепенно вводить это правило. Каждая школа выбирала свой цвет, фасон. А потом поняли, что это невыгодно. Ребенок переходит из школы в школу, и родителям всякий раз приходится приобретать новую форму того или иного цвета. А в этом году на встрече Имангали Тасмагамбетова с горожанами родители детей-школьников опять выразили пожелание ввести школьную форму единого цвета. Так в плане мероприятий акима появилась запись: введение школьной формы темно-синего цвета. Да, в то же время многие родители были недовольны. Но если 70 процентов родителей одобрили новый вариант - меньшинству остается только подчиниться. Темно-синий цвет был выбран советом по введению единой школьной формы, куда вошли директора школ, учителя, родители и ученики. Школьную форму можно купить или сшить на заказ. Главное - цвет. Рубашки могут быть любых пастельных тонов, не обязательно чисто-белые. Опять-таки подчеркиваю, что это было желание родителей, в основном из многодетных и малоимущих семей - чтобы не было социального расслоения. Дети ведь не должны испытывать в школе дискомфорт.

Из-за значительно возросшей учебной нагрузки более половины школьников к концу обучения приобретают различные заболевания. У 60-63% регистрируется изменение артериального давления, у 78-85% отмечаются неврозы. Количество близоруких детей к окончанию школы увеличивается в три раза.

Такие данные были приведены на совещании в Госсанэпиднадзоре РФ. Специалисты отмечали, что более 40% учебных программ ориентированы на продвинутый уровень образования, в то время как доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности - до 15%. Кроме того, большинство российских школ уже давно работает по пятидневной учебной неделе, тогда как школьные учебные планы по-прежнему рассчитаны на шестидневку.

История вопроса

В России школьная форма была впервые введена в 1834 году, сначала для гимназистов и студентов, причем только для мальчиков. До революции 1917 года детей дворян, крупных промышленников и интеллигенции можно было узнать по форме полувоенного характера: фуражка с эмблемой гимназии, гимнастерка, шинель, куртка со стоячим воротником, брюки, черные ботинки, ремень, выходной однобортный мундир, ранец. Дети бедных родителей, рабочих, мелких служащих из всей формы носили только черные фуражки с красным кантом и околышем. В 1949 году было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздникам их заменяли белыми), а мальчики - в серых военных гимнастерках. Позднее появились темно-синие костюмы для мальчиков. Школьная форма для девочек изменений не претерпела. В начале 90-х годов прошлого века в демократической России единая школьная форма была отменена как пережиток социализма.

В большинстве европейских стран нет единой школьной формы, выбор одежды ограничивается достаточно строгим стилем.

К примеру, в Великобритании школьная форма приближена к классическому стилю одежды. Долгое время она включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки! У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком.

Во Франции школьная форма была упразднена в 1968-м. Французы считают форму особо изощренным видом наказания, придуманным британцами. Впрочем, французские политики, поддержанные некоторыми родителями, утверждают, что возобновление школьной униформы позволит решить сразу несколько проблем. Во-первых, это положит конец нездоровому интересу девочек к провокационной одежде, во-вторых, прекратит конкуренцию между дизайнерскими лейблами и даже станет мощным оружием в борьбе против религиозных символов, например, исламских головных платков в государственных школах.

В США школьная форма есть только в престижных частных школах для детей обеспеченных родителей. Кроме того, там каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки.

В Японии мальчики в средних школах носят форму, фасон которой основан на форме прусских солдат XIX века. Она называется «гакуран» и состоит из брюк и темного пиджака, украшенного воротником-стойкой и рядом пуговиц. А девочки носят платья под названием «матросская фуку», напоминающие форму моряков европейских военно-морских флотов: блузка с флотским воротником и темно-синяя юбка-клеш. В наши дни она обязательна в средних школах.

Ольга ДЕМЧЕНКО

С начала учебного года прошло чуть больше месяца. Честно признаюсь: еще немного, и мне придется пить бром и лечиться электричеством.

У меня двое детей, и оба школьники. Старшая дочь, десятиклассница, учится в обычной школе, младший - в частной. Но нервы треплют в обеих.

Уже 3 сентября мне позвонила разгневанная классная руководительница дочери и не терпящим возражений тоном объявила, что мой невыносимый ребенок преступил все возможные рамки: синей юбки нет, а блузка хоть и белая, но в тонкую голубую полосочку. И что синий колор брюк можно разглядеть только на солнечном свету, а так кажется, что черные. Прическа ужасная - нет ни хвостиков, ни бантиков, ни заколок. Походка вызывающая, взгляд дерзкий. «Срочно примите меры», - потребовала учительница. Я пообещала принять. Только по отношению к педагогу - за то, что терроризирует мою дочь.

Признаться, я все сделала для того, чтобы избежать подобных претензий. Мы вместе с дочерью выбирали темно-синие брюки. Купили три рубашки, даже пожертвовали длиной волос, чтобы не привязывались с бантиками. Все равно не помогло. Самое противное, что через неделю на новеньких брюках красовалась дыра - из школьного стула вылез гвоздь. Уже точно знаю, что с наступлением холодов нас начнут терзать по поводу отсутствия синего пиджака. И мало кому приходит в голову, что на этот самый пиджак весьма проблематично натянуть плащ или курточку, что сидеть в нем целый день предельно неудобно. И вообще школьная форма непрактична: часто стирать нельзя, а несколько комплектов покупать - дорого. В теплые месяцы года в ней жарко, а зимой холодно...

У сына проблемы иного характера. В частной школе, к счастью, не требуют пиджаков и брюк со стрелками. Зато как могут давят гранитом науки. Дело в том, что прежнюю школу, в которой учился мой сын, перевели в другой район. Пришлось отдать сына в другую школу, поближе. Мой девятилетний Рома очень переживал: новый коллектив, новая учительница, новая программа. Через неделю выяснилось, что он самый медлительный в классе. Свою первую контрольную в новой школе Рома решил сдать первым и…принес двойку. Но «добрая» учительница сказала, что он может исправить оценку - просто нужно решить заново. На этот раз он получил пятерку, но пришел жутко расстроенный, потому что в дневнике почему-то красовалась тройка с плюсом. Учительница объяснила это так: если суммировать обе оценки, то количество баллов равно семи. А семь пополам - это три с половиной балла. Признаться, мне были не очень понятны эти арифметические расчеты. Я думала, что учитель, особенно в начальной школе, должен поощрять любое продвижение вперед. Одобрение всегда окрыляет. Оценка - инструмент тонкий, не карательный, и использовать его педагогу следовало бы более осмотрительно.

Теперь про гранит науки. Мой сын находится в школе с девяти утра до пяти вечера. То есть у него, как и у нас с вами, восьмичасовой рабочий день. А после пяти, дома, мы садимся за домашнее задание: выучить стихотворение по казахскому языку, двадцать слов по английскому, решить три задачи и пару примеров по математике, выполнить три задания по русскому языку плюс чтение и пересказ. В классе на это отведено 45 минут, поэтому, естественно, дети не успевают. Но они также не успевают жить своей детской жизнью. Гулять, читать что-то не по программе, смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Такого режима не выдержит большинство взрослых. А дети просто перестают получать удовольствие от такой формы познания нового. И начинают ненавидеть школу.

Когда-то было принято считать, что советская система образования самая лучшая в мире. Мы так привыкли к этой мысли, что перестали критично воспринимать действительность. Школьная реформа сегодня сводится к решению двух-трех второстепенных вопросов, а на огромное количество актуальных и животрепещущих проблем наши чиновники от образования не реагируют. Огромный зазор между существующей моделью школы и реальной жизнью становится все больше.

Будем откровенны: и в прежние времена мы - дети Страны Советов - испытывали не лучшие чувства к школе, насквозь пропитанной идеологией. Но знания она все-таки давала. Сегодня же, когда уровень образования не идет ни в какое сравнение с прежним, из школы под флагом реформы выкачивают последние глотки свежего воздуха, устраняют разнобой и насаждают единомыслие.

Только ленивый и равнодушный нынче не говорит о школьных перегрузках: насыщенная программа, большое количество уроков, домашние задания, тяжелые портфели, наконец… Тем не менее все сходятся во мнении, что таковы реалии. Если хотите, вызов времени - иначе не преуспеешь в жизни...

Но я убеждена, что школа взваливает на ребенка собственную методологическую несостоятельность. Все, что учитель не смог или не захотел объяснить, ребенок должен учить дома. Самостоятельно или с родителями - кто как может. Универсальное педагогическое решение, которое предлагает наша система, - выжимать из ученика все соки.

А из родителей - деньги.

И в этом, на мой взгляд, и заключается главная педагогическая трагедия.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии