Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Рекламе быть? Или не пить?

Фото : 14 октября 2006, 19:40

Реклама, как говорится, двигатель прогресса. Какого, правда, непонятно. Методы рекламных и PR-агентств по завлечению потребителя поражают. Казалось бы, Правительство и Парламент, чья задача, прежде всего, забота о благосостоянии и здоровье граждан, должны поставить законодательные барьеры тлетворному влиянию «адвертайзинга». Но мажилисмены, принимая законопроект о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РК по вопросам рекламы, намеревались разрешить рекламу пива и сухих вин, а также скрытую рекламу алкогольной и табачной продукции через другие товары под «личиной» всемирно известных брендов и широко распространенных географических названий. Хорошо еще, сенаторы с ними не согласились и вернули документ в нижнюю палату.

Впервые в Казахстане Закон «О рекламе» был принят 19 декабря 2003 года. И практика показала существующие в нем недостатки. К примеру, в последнее время участились случаи запрещенной рекламы алкогольной продукции, табака и табачных изделий без соблюдения установленных требований. Говоря проще, появилась так называемая скрытая реклама. Причем еще и нагло выпячиваемая: наверное, каждый понимает, что в природе нет питьевой воды, выпускаемой под маркой известного крупного производителя алкоголя и сигарет. Однако же реклама такая выходит. Бывает, доходит и до того, что внизу приписывают: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью». Это причем же здесь алкоголь? Рекламируют вроде питьевую воду... А! Продвигается продукт, которым непременно надо запивать этот алкоголь? Или нас должна умилить забота добросердечных товаропроизводителей о нашем драгоценном здоровье? В догадках просто теряешься. Пока смешно...

Между тем разработчики документа от Правительства предполагали принятием законопроекта установить, что при рекламе с использованием товарного знака, зарегистрированного по нескольким перечням товаров и услуг, включающим наименование табачной и алкогольной продукции, в обязательном порядке должны быть четко определены регламентируемые товары или услуги. В целях защиты здоровья населения первоначально предлагалось регламентировать дополнительные ограничения к рекламе табака и табачных изделий.

Однако в дело вмешались мажилисмены. В ходе рассмотрения законопроекта на заседании рабочей группы депутат Амангельды Айталы предложил ввести полный запрет на рекламу табака и табачных изделий. Правительство, поддержав это предложение, документ доработало. Учитывая специфическую деятельность печатных СМИ, законопроект предлагает поправку, позволяющую размещать рекламу на любом языке, кроме государственного. К компетенции Правительства предполагается отнести утверждение правил размещения объектов наружной и визуальной рекламы в населенных пунктах, в соответствии с которыми местные исполнительные органы будут осуществлять свою деятельность, в отличие от действующей редакции закона. Кабмин должен утверждать типовые правила, на основе которых акиматы разрабатывают свои. В целях осуществления координации рекламного рынка в законопроекте также вводится компетенция госорганов по разработке нормативно-правовых актов, совершенствованию законодательства и права. Мажилис при рассмотрении документа принял ряд поправок, с которыми Правительство не согласно.

— В частности, это установление общей административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, — пояснила позицию Правительства министр юстиции Загипа Балиева. — Принятие такой поправки может повлечь коллизии с действующими статьями. Депутаты предложили разрешить рекламу пива и сухого натурального вина, размещать информацию о табаке и табачных изделиях в местах торговли в пределах торгового зала с непосредственной реализацией данных товаров. Но пиво и вино все же являются алкогольной продукцией, к тому же указанная информация будет способствовать скрытой рекламе табака и табачных изделий. Учитывая важность охраны здоровья казахстанцев, принятие таких поправок недопустимо. Это будет противоречить положениям международных договоров и национальному законодательству.

Мнение сенаторов созвучно с позицией Министерства юстиции.

— Даже этой формулировкой уже вводится реклама пива, — заявил председатель Комитета по социально-культурному развитию Куаныш Султанов. — Эта статья сводит на нет всю концепцию Закона «О рекламе». Когда мы вводили запрет, нам предрекали, что все в стране остановится. Многие компании получали доход в основном от рекламы. Было столько шума. Но ничего не случилось. Телекомпании не закрылись, рекламные организации не обанкротились. Весь ЕС, США, Азия ввели запрет на рекламу алкоголя и табака.

— С позиций Ниццского соглашения мажилисмены не правы, — заметил сенатор Талгатбек Абайдильдин. — Они не правы в том, что нарушают Закон «О СМИ» в части рекламы алкогольной продукции, нарушают Закон «О правах ребенка», в котором говорится, что родители, другие законные представители ребенка, государственные органы и организации, осуществляя воспитание и образование ребенка, обязаны пропагандировать здоровый образ жизни и вред алкогольной продукции и табачных изделий. Мажилисмены такими поправками противоречат Рамочной конвенции о профилактике и ограничении табакокурения, ранее принятому Указу Президента от 11 июня 2004 года подпункту 3 статье 5 «О табачных изделиях», которые корреспондируются также пунктом 2 статьи 8 закона. Кроме того, нарушаются положения Послания Президента народу Казахстана о процветании, безопасности и улучшении благосостояния всех казахстанцев, где указано: наша стратегия по борьбе с болезнями и укреплению здоровья в условиях отсутствия достаточных средств начнется с подготовки граждан к ведению здорового образа жизни, она должна включать сокращение употребления алкоголя и табака. Отрицательное влияние алкоголя и табака — уже аксиома, говорится в Послании. На первых порах надо конкретно и повсеместно запретить рекламу алкоголя и табака. Президент призвал всех быть нетерпимыми к курильщикам, общественное сознание и мораль должны быть более нетерпимы к алкоголю.

Нарушаются нормы размещения и наружной рекламы. Реклама пива, алкоголя, табака, табачных изделий, по мнению сенаторов, оказывает негативное влияние на мировоззрение, прежде всего, молодежи.

— В 2003 году мы доказывали Правительству, что пиво — это алкоголь, — отметил К. Султанов. — Теперь получается, что наши коллеги, депутаты Мажилиса, снова просят внести в перечень пиво... А Правительство — нет. У кого-то явно есть здесь свои интересы.

Свою точку зрения высказала еще раз и Загипа Балиева.

— Если говорить о Ниццском соглашении, то в нем идет речь о классификации товарных знаков, а не о классификации товаров, — пояснила министр. — Поэтому поправки в корне неверны. Сама концепция рекламного законодательства предусматривает упорядочение рекламы. Например, у нас есть известный бренд. В сознании граждан он — водка и сигареты. Дабы избежать нормы закона, стали выпускать под тем брендом воду. Мы не можем запретить предпринимателям это делать. Но в законопроекте мы предлагаем все упорядочить следующим образом. Если рекламируется водка, это нарушение, если под такой же маркой вода, то производитель должен написать — питьевая вода. Чтобы у человека это не ассоциировалось с водкой. Депутаты хотят запретить рекламу торговых марок вообще. Мы можем прийти к тому, что у нас вообще ничего рекламировать будет нельзя.

Однако на вопрос, видела ли госпожа Балиева в магазинах воду под маркой известных производителей алкогольной продукции, министр ответить не смогла. Естественно, такого товара в природе нет. По крайней мере, никому из знакомых найти чудо-воду не удавалось. Налицо завуалированная реклама алкоголя! И уж поверьте, нормальный человек не будет удовлетворен употреблением безалкогольного пива, реклама которого сейчас просто заполняет вечерние эфиры телеканалов. Если разобраться, то алкоголь и табак в рекламе особо не нуждаются. Нет такой серьезной дилеммы, когда бы на семейном или дружеском совете долго обсуждали, что такого выпить бы. Проблема выбора решается в магазине. И без собственных усилий пить и курить человек не бросит. А вот подтолкнуть к глотку или затяжке рекламное воздействие может...

Степан ЛЕМЕШЕВ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии