Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Казахстан готовится к вступлению в ВТО

Фото : 18 октября 2006, 11:30

АСТАНА. 16 октября.  /Жигер Байтелесов/ - О ходе подготовки Казахстана к вступлению во Всемирную Торговую Организацию. Этот актуальный вопрос определил тему парламентских слушаний, которые начнутся в Мажилисе в предстоящую пятницу, 20 октября. После открытия их председателями профильных комитетов Палаты Кенжегали Сагадиевым и Верой Сухоруковой и вступительного слова вице - спикера Сергея Дьяченко заместитель Премьер - Министра Карим Масимов, как ожидается, произнесет доклад - «Вступление Республики Казахстан в ВТО как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики».

На парламентских слушаниях ожидаются доклады «Вступление Казахстана в ВТО как путь к дальнейшей диверсификации экономики Казахстана» и «Проблемы вступления в ВТО агарного сектора». Их представят министры индустрии и торговли Владимир Школьник и сельского хозяйства - Ахметжан Есимов. Вслед за этим выступлением слово, как предполагается, возьмет член комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сатыбалды Ибрагимов. Народный избранник поделится своим видением о некоторых проблемах экономики Казахстана в условиях вступления в ВТО.

О подготовительной работе в разрезе отраслей поведают приглашенные на публичные дебаты в Парламенте и другие члены Правительства. «Вопросы энергетического сектора при вступлении Казахстана в ВТО», «Устранение таможенных и налоговых барьеров при вступлении Республики Казахстан в ВТО». Таковы соответственно доклады министров энергетики и минеральных ресурсов - Бактыкожи Измухамбетова, финансов - Натальи Коржовой. Аспекты темы слушаний в своей сфере осветит председатель республиканского Агентства по регулированию естественных монополий Бакытжан Сагинтаев.

Парламентская трибуна на слушаниях предоставляется и гостям из ближнего и дальнего зарубежья. Это: заместитель Генерального директора ВТО (Швейцария) Алехандро Хара, председатель Рабочей группы по вступлению в ВТО, Посол Финляндии в ООН и других международных организациях в Женеве (Швейцария) Веса Химанен, директор Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Максим Медведков. В числе  приглашенных, в частности, эксперт Департамента по присоединению Республики Казахстан в ВТО Димитар Братанов, Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Республике Казахстан Джон Ордвей.

О состоянии переговорного процесса, обеспечении прав интеллектуальной собственности, либерализации финансового сектора расскажут соответственно вице - министры индустрии и торговли Жанар Айтжанова, юстиции - Серик Нугманов, заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями Гани Узбеков. Проблемы защиты интересов отечественных предпринимателей и легкой промышленности при вступлении в названную Организацию. Этим поделятся и.о. председателя правления Общенационального союза предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен» Владимир Дворецкий и председатель правления Ассоциации легкой промышленности Любовь Худова.

Высказанные ораторами предложения и замечания будут учтены в проекте Рекомендаций, обобщением которых займется возглавляемая депутатом Мажилиса Аманжаном Жамаловым рабочая группа по подготовке и проведению парламентских слушаний. Заключительное слово, как предусматривается, сделает председатель комитета Мажилиса по финансам и бюджету Кенжегали Сагадиев.

Процесс вступления Казахстана в ВТО начался 26 января 1996 года, как пояснили корреспонденту Казинформа организаторы парламентских слушаний, с подачи в Секретариат ВТО официального заявления о вступлении в нее Казахстана. В феврале того же года Казахстану присвоен в этой Организации статус страны-наблюдателя. Одновременно с этим была создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО, в состав которой в настоящее время входят 39 стран-членов ВТО. Все основные торговые партнеры Казахстана, выразившие желание обсуждать условия и обязательства республики при вступлении в ВТО, вошли в Рабочую группу. Председателем Рабочей группы является Посол Финляндии в ООН и других международных организациях в Женеве господин Веса Химанен.

В 1996 году в республике была создана Межведомственная комиссия по вопросам ВТО. Цель - совершенствование таможенно- тарифной политики, разработка согласованной переговорной позиции Казахстана. Под этим имеются в виду конкретные вопросы экономической политики, включая условия и этапы присоединения Казахстана к ВТО, а также к ее отдельным соглашениям, заключаемым в ходе двусторонних и многосторонних торговых переговоров. В ноябре 2001 года она была преобразована в Межведомственную комиссию Республики Казахстан по вопросам таможенно- тарифной политики и участия в международных экономических организациях, а в сентябре 2006 года - в Межведомственную комиссию Республики Казахстан по вопросам торговой политики и участия в международных экономических организациях. Комиссия насчитывает 25 человек и включает руководителей практически всех министерств и ведомств, а также депутатов Парламента Республики Казахстан. Возглавляет Комиссию Заместитель Премьер- Министра Республики Казахстан Карим Масимов. В соответствии с постановлением Правительства от 26 ноября 2004 года обеспечение координации деятельности центральных и местных исполнительных органов в разработке и проведении политики по вопросам вступления Казахстана в ВТО осуществляет Министерство индустрии и торговли.

За период с 1996 по 2003 год в Секретариат ВТО направлен большой объем информационных материалов и обязательных документов в соответствии с условиями вступления в ВТО. Таким образом, в 2003 году Казахстан завершил информационный период процесса присоединения к ВТО и вступил в активную фазу переговорного процесса со странами-членами Рабочей группы по определению условий членства в ВТО. Правительство ведет переговоры на многостороннем и двустороннем уровнях по четырем основным направлениям: системным вопросам; вопросам сельского хозяйства; доступу на рынок товаров; а также услуг.

Переговоры по системным вопросам проводятся в рамках заседаний Рабочей группы с участием всех заинтересованных стран-членов ВТО. Делается это с целью рассмотрения внешнеторгового режима и внешнеторгового законодательства Казахстана на предмет их соответствия многосторонним торговым соглашениям ВТО, а также определения мер, необходимых для гармонизации национального законодательства с нормами и правилами ВТО.

В ходе многосторонних переговоров проходят согласование такие  вопросы в области экономической и торговой политики страны, как нормы и практика регулирования ценообразования, государственная собственность и приватизация. Это и система налогообложения и применение налогов к импортным товарам, субсидии в отдельных экономических секторах, в частности, в сельском хозяйстве. Согласовываются и такие вопросы, как режим иностранных инвестиций, система валютного обмена и платежей. В данном ряду - импортный таможенный тариф, включая любые имеющиеся тарифные преференции, таможенные сборы, защитные меры и другие меры защиты национальных производителей (антидемпинговые и компенсационные меры). Здесь же - импортное лицензирование, регулирование экспорта, государственные торговые предприятия, система стандартизации и сертификации импортных товаров. Обсуждаются санитарные и фитосанитарные меры, система охраны прав на интеллектуальную собственность и т.п. Кроме того, согласовываются вопросы по механизму разработки и осуществления политики, влияющей на торговлю товарами и услугами.

Основой для многосторонних переговоров в настоящее время является проект Доклада Рабочей группы - итоговый документ, обобщающий ход рассмотрения Рабочей группой внешнеторгового режима Казахстана и содержащий конкретные условия его членства в ВТО. На сегодняшний день республика провела восемь заседаний Рабочей группы в Женеве (Швейцарская Конфедерация): 19-20 марта 1997 года, 9 октября 1997, 9 октября 1998, 12-13 июля 2001, 13 декабря 2002, 4 марта 2004, 3 ноября 2004, 7 июня 2005 года. Очередное, девятое заседание Рабочей группы по обсуждению второй версии проекта Доклада Рабочей группы запланировано на 1 ноября 2006 года. В восьмом заседании Рабочей группы приняли участие представители более 40 стран-членов ВТО и стран-наблюдателей. Главной темой обсуждения стало рассмотрение первого проекта Доклада Рабочей группы. В ходе встречи страны-переговорщики, в том числе Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, Канада, Австралия, Швейцария, Китай, Япония, Корея и другие, высоко оценили усилия, предпринимаемые Правительством Казахстана по приведению национального законодательства в соответствие с нормами соглашений ВТО, а также по либерализации ключевых секторов экономики. Основными странами - контрпартнерами по системным переговорам являются Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, Канада, Австралия и Швейцария. Кроме того, в 2004 году Казахстаном были получены и отработаны запросы Китая и Монголии, касающиеся внешнеторгового режима нашей республики.

Председатель Рабочей группы В. Химанен сказал, что расценивает распространение первого проекта Доклада Рабочей группы как «сигнал о том, что Казахстан сделал важный шаг к вступлению в ВТО». Он также отметил, что достигнутый прогресс не был бы возможен без проведения ключевых реформ в секторах экономики и без энтузиазма, продемонстрированного казахстанской переговорной командой.

Переговоры по вопросам сельского хозяйства проводятся в рамках специальных многосторонних переговоров по мерам внутренней поддержки и объемам экспортного субсидирования сельского хозяйства и являются наиболее сложными практически для всех вступающих стран, в том числе и для Казахстана. Казахстан ведет переговоры по вопросам сельского хозяйства с такими странами, как Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, Канада, Австралия и Бразилия.

Субсидирование сельского хозяйства является одной из наиболее чувствительных областей переговорного процесса. От присоединяющейся страны требуются обязательства не вводить субсидирование для сельскохозяйственной продукции, особенно, если страна не может доказать применение подобных субсидий за последние три года. Учитывая, что Казахстан проводит активную аграрную политику и намерен обеспечить себе равные с другими государствами условия конкуренции, Правительство ведет переговоры по отстаиванию допустимого уровня внутренней поддержки села. Кроме того, Правительство Казахстана при обсуждении вопросов доступа иностранной сельскохозяйственной продукции на наш рынок настаивает на праве применения защитных мер, которые позволят без разбирательств вводить повышенные таможенные пошлины в случае угрозы демпинга и серьезных убытков для наших крестьян. Страны-члены ВТО требуют от Казахстана отмены экспортных субсидий сельского хозяйства. Казахстан, в свою очередь, настаивает на переходном периоде по постепенному сокращению их объемов.

Двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров включают определение и согласование со странами-членами ВТО максимальных уровней связывания импортных таможенных пошлин, по которым Казахстан получит право их применения после присоединения к ВТО. В настоящее время Казахстан ведет активные двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров с 7-ю странами: США, ЕС, Австралией, Канадой,  Швейцарией, Бразилией, Тайванем и Малайзией.

Основой для переговоров служат связанные ставки импортных пошлин, разрабатываемые с учетом предложений отраслевых министерств и мнений ведущих ассоциаций товаропроизводителей. Тарифные предложения утверждаются Межведомственной комиссией Республики Казахстан по вопросам торговой политики и участия в международных экономических организациях.

При проведении переговоров по товарам казахстанская сторона руководствуется принципом отстаивания тарифных предложений на уровне не ниже действующего импортного тарифа. При формировании обязательств по доступу на рынок товаров учитывается потенциал отраслей в долгосрочной перспективе, стратегии развития отраслевых кластеров (по производству пищевой, текстильной, металлургической продукции, строительных материалов и нефтегазового оборудования).

Для выработки адекватной переговорной позиции Правительством Казахстана были определены 4 группы товаров. В первой чувствительные товары с высоким уровнем тарифной защиты на сегодняшний день, производство которых налажено на сегодняшний день в республике и защищено от импорта аналогичной продукции путем относительно высоких действующих тарифных ставок. Вторая группа - чувствительные товары, производимые в настоящее время и планируемые к выпуску в долгосрочной перспективе, по которым целесообразно повышение уровня тарифной защиты. Третья - это товары, представляющие экспортную специализацию республики, конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках на сегодняшний день ввиду наличия сравнительного преимущества и имеющие экспортный потенциал в долгосрочной перспективе. В четвертую группу входят все остальные товары, не производимые вообще или производимые не в достаточном количестве для того, чтобы удовлетворить потребности внутреннего рынка.

Двусторонние переговоры по доступу на рынок услуг проводятся  с тем. чтобы согласовать условия доступа иностранных поставщиков услуг на казахстанский рынок. На настоящем этапе Казахстан проводит двусторонние переговоры по доступу на рынок услуг с шестью странами-членами ВТО: США, ЕС, Австралией, Канадой, Швейцарией и Бразилией.

В качестве основы для переговоров принимаются предложения Казахстана по доступу на рынок услуг, утверждаемые Межведомственной комиссией. Республики Казахстан по вопросам торговой политики и участия в международных экономических организациях. Обновленная версия обязательств по доступу на рынок услуг, предполагает включение обязательств по 96-ти подсекторам услуг, или 62% от общего количества подсекторов услуг Классификатора услуг ООН.

Сектор услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, значение которого будет в будущем возрастать.В то же время темпы роста импорта услуг превышают темпы роста их экспорта. Начиная с 1994 года, происходит наращивание хронического дефицита баланса услуг Республики Казахстан. Наибольший темп роста импорта услуг отмечен в 2000 году - 284%. В сфере торговли услугами на долю предприятий с иностранными прямыми инвестициями приходится более 90% оборота архитектурных, строительных и разных профессиональных услуг.

Зарубежными поставщиками оказываются услуги в таких сферах, как транспорт (морской, воздушный, железнодорожный), геологоразведка и сертификация продукции, страховые, юридические и другие консультационные услуги,  компьютерная обработка данных и инженерно-технические услуги. В качестве нетто-экспортера Казахстан выступает по грузовому трубопроводному транспорту, по транспортным вспомогательным услугам, бухгалтерским, аудиторским услугам, рекламе, маркетингу и научно-исследовательским работам. Но показатели положительного сальдо по данным секторам услуг еще очень низкие.

Существующая национальная законодательная база по секторам услуг ещё не развита в достаточной мере. В ней отсутствуют механизмы регулирования отношений, связанных с предоставлением некоторых новых видов услуг. В этой связи Правительством Республики Казахстан ведется активная работа по совершенствованию законодательства в сфере услуг, на базе которого разрабатываются обязательства по доступу на рынок услуг Казахстана. В сфере услуг определен перечень чувствительных секторов услуг, требующих разумного уровня защиты для их эффективного развития: въезд и временное пребывание иностранных физических лиц на территории Республики Казахстан, финансовые, правовые, строительные, энергетические, аудиовизуальные, транспортные и телекоммуникационные.

Казахстан подписал Протокол о завершении двусторонних переговоров по доступу на казахстанский рынок товаров и услуг в рамках вступления Казахстана в ВТО с 14 странами-членами ВТО. А именно с: Республикой Кыргызстан (25 декабря 2003 года); Грузией (11 ноября 2004 года); Исламской Республикой  Пакистан (5 июня 2005 года); Турцией (15 августа 2005 года). Данный документ подписан также с Китайской Народной Республикой (31 августа 2005 года); Республикой Корея (14 октября 2005 года); Султанатом Оман (20 октября 2005 года); Японией (23 ноября 2005 года); Кубой (13 декабря 2005 года). Протокол совершен и с Соединенными Штатами Мексики (15 декабря 2005 года); Норвегией (25 апреля 2006 года); Республикой  Гондурас (28 июля 2006 года); Доминиканской Республикой (4 октября 2006 года); Болгарией (6 октября 2006 года).

28 июля 2006 года подписан Меморандум о взаимопонимании с Арабской Республикой Египет, констатирующий завершение двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг в рамках вступления Казахстана в ВТО с данной страной. Подписание соответствующего Протокола с Египтом планируется в начале ноября текущего года.

Жигер Байтелесов - гл. консультант Пресс-службы Аппарата Мажилиса - 746304


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии