Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Парламент: рекламная пауза

Фото : 20 октября 2006, 18:19

АСТАНА. 20 октября. КАЗИНФОРМ /Жигер Байтелесов/ - Одобренные Мажилисом правительственные поправки по вопросам рекламы вновь вернулись в эту Палату с рядом замечаний и предложений Сената Парламента, изучением которых занят сейчас комитет по законодательству и судебно-правовой реформе. Как сообщает корреспондент Казинформа, по мнению парламентских экспертов, они скорее всего станут предметом рассмотрения межпалатной Согласительной комиссии. Вызвавшие спор рекламные поправки затрагивают целый пакет законодательных актов.

Кодекс об административных правонарушениях. С точки зрения Сената, в частности, согласно пункту 1 статьи 2 Закона РК «О рекламе» его действия распространяются на отношения, возникающие в процессе производства, распространения, размещения и использования рекламы на территории республики. В связи с чем, как обосновывает свою позицию Сенат, административную ответственность физические и юридические лица должны нести не только за производство, распространение, размещение, но и за использование рекламы, запрещенных к рекламе товаров (работ, услуг).

Другая позиция Сената касается языка. Этой Палатой констатируется, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона РК «О рекламе» она должна распространяться на государственном и русском, а при необходимости и на других языках. В законопроекте дается новая редакция статьи 6 действующего закона. При этом, как отмечает Сенат, в ней сохраняется положение о том, что реклама должна распространяться на государственном и русском языках (за исключением периодических изданий), а также по усмотрению рекламодателя - на других языках. В проекте нормы, где говорится о денежных штрафах на юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, Сенат добавляет строку: «или некоммерческими организациями».

Налоговый кодекс. Следующее предложение сделано Сенатом, как поясняется, в целях конкретизации мест размещения рекламы и взимания платы за нее. В законопроекте предусмотрено, что наружная (визуальная) реклама - реклама, размещенная на объектах стационарного размещения, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования и, как продолжает далее Сенат, на открытом пространстве за пределами помещения в населенных пунктах.

Ставки платы устанавливаются исходя из площади и места расположения объекта рекламы. Таково мнение Сената, которое обосновывается тем, что в соответствии с действующей нормой критерием для градации ставок может только быть площадь рекламной установки. Вместе с тем, как объясняет Сенат, на практике большим спросом пользуются места, расположенные в центре города и вдоль оживленных улиц, так как эффект от использования рекламных щитов в этих местах достаточно высок. Таким образом, заключает Сенат, возникла ситуация, когда плательщики налогов за размещение наружной (визуальной) рекламы находятся в неравных условиях - места размещения рекламы различаются по их эффективности, прибыльности для рекламодателей, но не различаются по ставке платы. По нашему мнению, данная норма неадекватна существующим условиям на рынке рекламных услуг. Данная поправка дает также возможность, считает Сенат, использовать рыночный механизм в части увеличения доходов местного бюджета. Вносимая поправка позволит выровнять условия для распространителей - в части ставок платы за размещение наружной рекламы в зависимости от их эффективности.

Закон «О средствах массовой информации» (новый). Реклама табака и табачных изделий запрещается. Так излагает Сенат статью 14, мотивируя тем, что первая статья законопроекта имеет аналогичную редакцию. Закон «О профилактике и ограничении табакокурения». Заголовок второй главы после слов «информации о» Сенат дополняет словами «табаке и». И ссылается при этом на первую статью проекта закона, где предусматривается ответственность за нарушение требований к информации о табаке и табачных изделиях. Кроме того, продолжает далее Сенат, согласно второй статье Закона «О профилактике и ограничении табакокурения» понятия «табак» и «табачные изделия» имеют различное правовое содержание. Табак - это никотиносодержащее растение, используемое для производства табачных изделий, а табачное изделие - любое изделие, содержащее табак, за исключением фармацевтической продукции, имеющей никотин. В соответствии с пятой статьей указанного закона право на получение информации распространяется как на табак, так и на табачные изделия.

Ссылаясь на то, что одна из норм в законопроекте дублирует пятую статью действующего закона, Сенат исключил ее. Обосновывается тем, что информация о табаке и табачных изделиях, размещаемая в местах торговли, будет предназначена для неопределенного круга лиц и тем самым является скрытой рекламой табака и табачных изделий. Поэтому размещение такой информации в местах торговли, учитывая, что принято предложение о полном запрете рекламы табака и табачных изделий, недопустимо. Полная информация о табаке и табачных изделиях должна быть размещена только на пачках, упаковках табачных изделий или внутри их, поскольку она нужная людям, которые употребляют табак и табачные изделия.

Закон «О рекламе». В обсуждаемом его проекте слова «…размещенная на объектах стационарного размещения, расположенных…» Сенат заменяет словами «размещенная на движимых и недвижимых объектах, а также расположенная…». Это сделано с целью, как поясняется, уточнения объектов, на которых может быть расположена наружная реклама. В другом случае Сенат исключает из поступившего из Мажилиса законопроекта слова «…кроме пива и сухого натурального вина» после слов «…этилового спирта и алкогольной продукции…». Как обосновывает Сенат, это сделано для приведения в соответствие со статьей 37 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», а также в целях поддержки здорового образа жизни и недопущения пропаганды алкогольной продукции, имеющей негативное влияние на сознание людей, в первую очередь, молодого поколения. Так, одной из причин роста алкоголизма среди молодежи является неуемная рекламная политика производителей пива. По сути дела игнорируется то обстоятельство, что пиво - это алкогольный напиток и от него тоже формируется алкогольная зависимость, что особенно пагубно отражается на подростках и молодежи. Кроме того, в соответствии с пятой статьей Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» пиво и сухое вино являются алкогольными напитками. Согласно статье 14 Закона РК «О средствах массовой информации» реклама алкогольной продукции запрещена с 1 января 2004 года. Имеется и отрицательное заключение Правительства от 26 сентября 2006 года.

В своих предложениях Сенат меняет также слова «искусственного заменителя материнского молока» на «заменителей грудного молока», исключает слова «за исключением географических указаний и фирменных наименований», что сделано, как объясняется, во избежание косвенной (скрытой) рекламы, так как под ними может подразумеваться алкогольная продукция. Сенат также считает, что при определении понятий «рекламодатель» и «рекламопроизводитель» применяется устойчивое сочетание «физическое или юридическое лицо» и что каждый из них является самостоятельным субъектом рекламной деятельности. Для обеспечения соответствия упаковки табачных изделий, отмечает Сенат, новым требованиям законодательства производители и импортеры табачных изделий должны начать процесс подготовки новой упаковки как минимум за 18 месяцев до вступления в силу данных требований законодательства. И потому предлагает ввести новые нормы в действие с 1 июля 2008 года в отношении производства и импорта табачных изделий.

Ряд предложений Сената касается также действующего Закона «О местном государственном управлении в Республике Казахстан». Головным по рекламным поправкам в Сенате является комитет Палаты по социально-культурному развитию.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии