Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Таможня еще добра. Обещанного чиновниками повышения таможенных пошлин на авто старше семи лет пока не было

Фото : 23 октября 2006, 11:52

После проведенного в мае министром индустрии и торговли Владимиром Школьником «круглого стола» о состоянии авторынка и его совершенствовании, где, собственно, и родилась идея повышения таможенных пошлин на автомобили старше трех-семи лет, на рынке подержанных авто цены взлетели в считаные дни. Одни импортеры заграничных железных коней убеждали покупателей в происшедшем увеличении стоимости растаможки. Другие ссылались на возможное нововведение в октябре. Однако предложенные Владимиром Школьником меры по регулированию авторынка так и остались на стадии разговоров.

Чиновники предлагали оставить таможенные ставки на новые автомобили до двух лет в размере 10 процентов от их стоимости, причем ссылались на мировой опыт, что, мол, ни в одной стране нет таких низких пошлин. С машин же в возрасте от трех до семи лет предлагалось взимать от 1,5 до 2 евро за кубический сантиметр. А вот тот транспорт, что пережил семилетний рубеж, хотели растаможивать не менее чем за 2,5 евро за «кубик». Посчитать, какой при таких ценах будет пошлина с машины, объем двигателя которой две тысячи кубических сантиметров, несложно. Но потребительская цена этого железного коня будет неподъемной. Чему, собственно, и возмутились автоимпортеры б/у автомобилей.

Автосфера в предвкушении таких жестких мер отреагировала на заявления чиновников моментально. Покупатели принялись сметать с СВХ и рынков все, что мало-мальски двигалось, еще по старым ценам. Возник дефицит автомобилей в нормальном состоянии и по приемлемым ценам. Причем ажиотаж коснулся не только вновь прибывших в Казахстан машин, но и тех, что давно прижились в нашей стране.

Депутат мажилиса парламента РК Вера Сухорукова, принимавшая участие в майских дискуссиях, сказала, что после «круглого стола» не слышала ни о каких конкретных действиях правительства по реализации тех идей. Тем не менее она считает, что при вступлении в ВТО Казахстану придется играть по общим правилам, согласно которым не приемлема эксплуатация старого транспорта, не отвечающего требованиям безопасности и экологическим нормам.

- Повышение таможенных пошлин на подержанные авто - лишь вопрос времени, - прокомментировала нынешнюю ситуацию г-жа Сухорукова. - Сейчас Таможенный комитет начал при растаможивании автомобилей применять различные шкалы оценки, поэтому декларируемая и реальная стоимости машин сравнялись. Это уже какие-то меры по регулированию авторынка.

Действительно, до введения в таможенную систему специальных каталогов с ценами стран-изготовителей машин ввозимый товар оценивался условно, причем расценки реалиям времени не соответствовали. Президент Ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков говорит, что в каталогах, помимо базовой цены машины, существует масса поправок и дополнений о том, что у каждой модели могут быть дополнительные опции, приводящие к удорожанию автомобиля, а неудовлетворительное внешнее состояние и количество перенесенных аварий удешевляют товар. Все эти вещи сотрудникам таможни нужно и можно доказать. Тогда таможенные выплаты, соответственно, меняются. Случается, что по каким-то причинам бывший владелец автомобиля из той же Германии продал его по цене, которая в пять раз ниже рыночной стоимости. В таком случае нужно последовательно оформлять все документы - платить с помощью денежного перевода и по платежной карточке, а экспортную декларацию состав-лять с подтверждением оговоренной цены. Причем оригиналы этих документов должны быть представлены таможне.

Глава Ассоциации таможенных брокеров был изначально против идеи чиновников о повышении таможенных пошлин, аргументируя свою позицию тем, что возрастная группа машин от 5 до 10 лет - наиболее приемлемая для казахстанского потребителя. Во-первых, еще не исчерпан моторесурс. Во-вторых, такие машины доступны по цене. В-третьих, по экологическим требованиям ввозимый из-за рубежа подержанный автомобиль в возрасте до 10 лет казахстанским стандартам соответствует полностью.

Заметим, что в тех же США люди спокойно ездят на «кадиллаках» 60-70-х годов производства, считая, что владение раритетным транспортом даже модно. А в Испании, наиболее «бедной» стране Евросоюза, автовладельцы покупают тот транспорт, который им по карману. Зазорной эксплуатация 20-летних машин во многих странах не считается.

Общественники склоняются к тому, что чиновники своими идеями о запрете ввозить в Казахстан праворульные автомобили и повышении таможенных пошлин на машины старше семи лет просто лоббировали чьи-то интересы: либо владельцев крупных автосалонов, либо поднимающихся на ноги отечественных производителей. Однако эта категория представителей авторынка едва ли занимает в нашей стране 5-7 процентов. Тех же, кто может позволить себе ездить на более доступных по цене машинах, гораздо больше. Их интересы в ходе майских дискуссий никто не учел.

По мнению Геннадия Шестакова, рынок сам регулирует административные моменты. Те, кому выгодно завозить в Казахстан подержанные авто, и их потенциальные покупатели в любом случае нашли бы способ не остаться в проигрыше. Видимо, поэтому предложения Владимира Школьника так и не были реализованы.

Тем не менее с 6 октября вступило в силу постановление правительства о новых таможенных тарифах, которое импорта автомобилей не коснулось, но все же повергло в шок самих сотрудников таможни и тех, кому предстоит что-либо растаможить.

Появились новые товарные группы, которых вообще нет в товарной номенклатуре. По нескольким позициям нет тарифной ставки, а в некоторых случаях на одну и ту же товарную группу идет сразу три ставки с разными пояснениями, не корректными по отношению к таможенным формулировкам. К примеру, какой-либо товар можно растаможить как по нулевой, так и по 25-процентной ставке, что, естественно, вызывает массу вопросов у всех участников таможенной сферы.

Ассоциация таможенных брокеров обратилась с соответствующим письмом в Министерство индустрии и торговли с просьбой разобраться в ситуации с таможенными тарифами, чтобы серьезные ошибки были срочно исправлены, а огрехи в постановлении правительства в будущем не стали мотивом к возбуждению уголовных дел против предпринимателей и таможенников за то, что одни пытались неправомерно уйти от уплаты пошлины, а другие им в этом помогали.

Александра АЛЕХОВА, Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии