Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Бюджетный пирог со вкусом металла

Фото : 23 октября 2006, 12:12

Новоиспеченный министр экономики и бюджетного планирования Аслан Мусин, который толком еще не обжился в правительственном кресле, «вышел в свет» под рампы парламентских речей. И, как говорится, попал под раздачу «финансового пирога» - комитет по финансам и бюджету мажилиса пригласил его на свое расширенное заседание, дабы обсудить проект основного финансового документа будущего года.

Разведка боем получилась весьма жаркой. Но тем не менее, покидая законодательное собрание, министр поблагодарил аудиторию за «боевое крещение» и выразил надежду на плодотворное сотрудничество.

Вначале, как и подобает, был заслушан отчет министра, в котором изобиловали цифры. Вот их основные характеристики: рост ВВП планируется на 8,6 процента и дойдет до 11 триллионов 880 миллиардов тенге. Объем поступлений в бюджет составит без малого два триллиона, или 16,7 процента к ВВП, что выше прошлогодних показателей. Основным источником доходов являются налоговые поступления, которые составят 1 трлн 427 млрд тг. Неналоговые поступления прогнозируются в сумме свыше 40 млрд тг. Возрастут расходы на текущие бюджетные программы, что объясняется предстоящим повышением с января 2007 года заработной платы работникам бюджетной сферы в среднем на 30 процентов, о чем глава государства сказал в своем Послании народу Казахстана.

Дальнейшее углубление социальных реформ также потребует больших средств. Минимальная пенсия с учетом базовой пенсионной выплаты должна составить 10236 тенге, а прожиточный минимум - 8861. «Привес» небольшой, но все же шаг вперед в сторону 50-ти наиболее конкурентоспособных стран в мире. Только бы его по пути не съела прожорливая инфляция, у которой непомерные аппетиты. Добавьте к этому граждан, нуждающихся в специальной социальной защите как пострадавшие от ядерного полигона, оралманов, подготовку специалистов за рубежом по программе «Болашак», вечно больное наше здравоохранение, а также культуру и спорт, и станет ясно, что пресловутого тришкиного кафтана на всех опять не хватит.

А это еще далеко не полный перечень расходов. Приоритетных же направлений, намеченных правительством, всего семь: развитие социальной инфраструктуры, водоснабжение, автомобильные дороги, жилищное строительство, индустриально-инновационное развитие, содействие развитию аграрного сектора и, наконец, развитие двух столиц - Астаны и Алматы. В итоге дефицит Республиканского бюджета на 2007 год планируется в размере 133,1 млрд тг., или 1,1 процента к прогнозируемому уровню ВВП. Эти «бреши» кафтана будут закрываться за счет средств внешнего и внутреннего заимствования. На таком фоне умопомрачительной цифири подали на стол самое вкусное - непосредственное обсуждение проекта.

Депутаты, конечно, не могли себе отказать в удовольствии задать все колючие вопросы, связанные с их обещаниями во время выборов: выколотить деньги на те или иные цели. Электоральные долги депутатов вспоминаются хотя бы раз в год, когда начинается дележ бюджетного пирога: надо подсуетиться или хотя бы засветиться… Здесь и межбюджетные отношения, ставшие, по словам Ивана Чиркалина, в последние годы притчей во языцех, программы «Местные дороги» и «Питьевая вода», подготовка к зиме и т. д. И каждый из них на примере своего региона пытался если уж не решить, то хотя бы вынести на суд общереспубликанскую проблему.

Первым из глубокой колеи «хронических вопросов», как сказал сам г-н Мусин, свернул Тито Сыздыков.

- Вам, конечно, сразу сложно вникнуть во все тонкости бюджета, тем более, когда непомерно высоки аппетиты некоторых министерств, - сочувственно понимающе начал он. - Особенно удивляет канцелярия премьер-министра, которая увеличивает текущие расходы или затраты на содержание аппарата на 476 процентов (!), в два раза переплюнув Управление делами президента! Такого никогда не было…

Что называется, дурной пример заразителен, хотя на первый взгляд идущие следом МИД (140 процентов) и Минюст (146 процентов) все же значительно отстали от нее. Далее следуют агентства информации и связи и статистики, Минфин и МЧС, намеревающиеся приобрести дорогостоящие вертолеты и автомашины. Как все это связывается с проведением административной реформы, которая должна привести к сокращению на 30 процентов численность служащих? С созданием же «Самрука» и «Казыны» должна уменьшиться работа в самой канцелярии Кабмина. В то же время бюджетная заявка Минсельхоза по программе «Питьевая вода» не выполнена - вместо 11 млрд только 7,3. «Почему Министерство экономики и бюджетного планирования позволяет расти административным ресурсам наполовину, когда президент говорит совсем о другом. Куда это годится?» - задается риторическим вопросом мажилисмен. Не возразив оппоненту принципиально, г-н Мусин снова напомнил о грядущем росте зарплаты тем же чиновникам, а из 5,9 млрд тг. львиная доля уйдет на строительство дома министерств, «которое не нуждается в комментариях» - «идет обустройство, становление столицы и центральных органов…»

Как будет называться бюджет-2007? Этим заинтересовался депутат Ержан Рахметов: «Бюджет прорыва, социальный бюджет или бюджет развития? А поговаривают, что есть еще бюджеты проедания и даже отмывания. Может, пора уже принимать просто бюджет без дефицита?» Ответ Аслана Еспулаевича был не оригинальным. Мол, финансовый документ будет сбалансированным, а что же касается профицита, то на этом этапе развития Казахстана у нас слишком много расходов. То есть мешают объективные причины и правительство здесь бессильно. Ни о каких рычагах воздействия на эти причины он не стал распространяться. К тому же неожиданно, но косвенно, поддержал его другой мажилисмен Владимир Бобров, который считает, что снижение дефицита бюджета приводит к неэффективному исполнению бюджетных программ по доходной части, а потому целесообразнее будет его поднять.

Но единомыслие представителя исполнительного органа с бойцами законодательного оказалось кратковременным как вспышка. И уже следующее выступление Сатыпалды Ибрагимова, которому резануло министерское выражение «хронический вопрос», снова отбросило министра по ту сторону баррикады: «Я не понимаю, как можно иностранным инвесторам Павлодарской области выделять два миллиарда для развития алюминиевой промышленности? Разве они должны инвестироваться из Республиканского бюджета?»

Депутата пространный ответ министра про «постепенное и последовательное решение текущих проблем» не удовлетворил, а тон, когда речь зашла о двух миллиардах, и вовсе огорчил: «Я, дескать, таких цифр не видел, и коллеги по правительству не подтверждают этого. Вы не могли бы уточнить, когда они выделялись? Нигде нет этой цифры», - оправдывался оппонент.

- Вы металл в голосе уберите, - вынужден был сделать замечание рассерженный депутат. - А то по пять раз задаете мне вопрос…

- Металла у меня нет, я просто спрашиваю, - виновато выдохнул министр, который, несмотря на позднее вступление в должность и к своим новым обязанностям, пообещал честно выполнять свой долг. Вероятно, пафосный эпилог в исполнении Аслана Мусина все же возымел действие, и воинственно настроенные мажилисмены на удивление дружно проголосовали «за» предложенный проект.

Саги Кари, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии