Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Вымогатели при исполнении. Дисциплинарные советы

Фото : 23 октября 2006, 14:22

Как повысить эффективность государственной службы? Что могут предпринять дисциплинарные советы, чтобы поставить заслон чиновничьему произволу и ликвидировать лазейки для коррупции? Мнением на этот счет поделился в беседе с корреспондентом «Казахстанской правды» председатель дисциплинарного совета Агентства по делам госслужбы по городу Алматы, кандидат юридических наук Бакберген АМРЕКУЛОВ.

— Читатели часто обращаются в газету с жалобами на чиновников, приводят факты, когда госслужащие вымогают взятки. Насколько известно, дисциплинарные советы призваны бороться с подобным явлением и в силу своих возможностей способствовать формированию положительного облика чиновника. Ведь не секрет, что зачастую по поведению одного служащего у населения складывается впечатление о деятельности всех властных структур...

— Одна из основных задач дисциплинарных советов — бороться с коррупцией в государственном аппарате. Проведенное в агентстве чуть более года назад реформирование структур позволило поднять авторитет как территориальных управлений, так и наших советов. Появилась возможность влиять на работу дисциплинарных комиссий различных госорганов, где нередко под давлением начальства принимаются непринципиальные решения в отношении нарушителей Кодекса чести госслужащих.

До 80 процентов заявлений и обращений граждан, поступающих в Администрацию Президента страны, канцелярию Премьер-Министра и другие республиканские органы, касаются деятельности чиновников областного и районного звена. Их, как правило, рассматривают дисциплинарные советы на местах. За первую половину этого года, например, в республике проверено около 2,5 тысячи таких жалоб.

Если говорить о борьбе с коррупцией, то усилия дисциплинарных советов направлены прежде всего на противодействие ее фактов в завуалированных формах и на те нарушения, которые носят не криминальный, а дисциплинарный характер. Это не только взяточничество, но и использование родственных, служебных или земляческих связей, лоббирование чьих-либо интересов, передача служебных сведений или конфиденциальной информации.

— Подобные действия чиновников попадают под категорию нравственных проступков. И здесь уместно вспомнить, что в феврале прошлого года в Послании народу Казахстана Президент поставил перед дисциплинарными советами конкретную задачу — контролировать исполнение государственными служащими норм этики и Кодекса чести. Как эта задача выполняется?

— Действительно, задачи советов не ограничиваются борьбой с коррупцией, они гораздо шире и объемнее. И касаются эффективной организации работы органов исполнительной власти, укрепления дисциплины, защиты граждан от чиновничьего произвола. И, конечно, важная часть нашей работы — способствовать формированию высоких морально-этических качеств у госслужащих, добиваться неукоснительного соблюдения ими Кодекса чести.

Ранее действовали правила служебной этики, которые сыграли положительную роль в становлении молодых органов власти суверенного Казахстана. Они носили рекомендательный характер. Кодекс чести, утвержденный Президентом страны, — это уже четко прописанный стандарт поведения, система жестких предписаний, каким должно быть госслужащему не только на работе, но и в повседневной жизни.

Подавляющее число заявлений, поступающих к нам, не связано с фактами коррупции и вымогательством. Граждане жалуются на волокиту, бездействие чиновников, на их халатность, чванливость, личную нескромность. Весь этот «джентльменский набор» — компетенция совета. С начала этого года по поступившим заявлениям и обращениям мы провели 60 проверок различных государственных органов. Было выявлено более 1 900 нарушений как правил проведения аттестаций и конкурсов на занятие вакантных должностей, так и порядка прохождения госслужбы. В результате к различным видам дисциплинарной ответственности было привлечено 30 человек, уволено — 14.

Дисциплинарные советы — это консультативно-совещательные структуры, тем не менее они завоевали в обществе достаточно прочный авторитет. Подобные коллегиальные органы объединяют депутатов маслихатов, руководителей правоохранительных органов, представителей общественности, которые могут точно квалифицировать этические и моральные проступки, правильно разграничить дисциплинарные и коррупционные правонарушения.

— Если проанализировать коррупционные нарушения, совершаемые госслужащими, то можно увидеть, что большинство дел, которые не доходят до судебных инстанций, не попадают и в дисциплинарные советы. Почему так происходит?

— Эта проблема неурегулированных взаимоотношений советов и правоохранительных органов. Деяния, признанные не уголовными, отправляются «под сукно». А как же принцип неотвратимости наказания? — спросят читатели и будут правы. Эта проблема, о которой мы говорим в течение нескольких лет, несложно решается на местном уровне. Четкие правила взаимодействия всех организаций, ведущих борьбу с коррупцией, должны быть определены на республиканском уровне. И чем скорее это произойдет, тем лучше.

И еще один вопрос ждет срочного урегулирования. В Законе «О государственной службе» дается исчерпывающее определение лиц, состоящих на службе. Сюда входят и руководители системы образования и здравоохранения. Однако они не попали в реестр должностей и в перечень категорий административных служащих и остаются вне поля зрения дисциплинарных советов. Между тем на образовательные и медицинские учреждения приходится львиная доля бюджетных средств, а также основная масса жалоб и нареканий от населения. Не должна такая армия госслужащих, которая работает непосредственно с людьми, оставаться «за бортом», без урегулирования своего правового положения и статуса. В борьбе с коррупцией не может быть «лишних» звеньев.

Вадим МАХИН

г. Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии