Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Наука посылать

Фото : 25 октября 2006, 16:24

Анна ПАВЛОВА

Мало товар произвести, его еще надо доставить до потребителя и покупателя. Причем товаром может быть что угодно: стальной прокат, одежда и даже информация. И чтобы доставка была быстрой и качественной, летом не привозили валенки, а счет или извещение доходили до нужного адресата, необходимы специальные компании, предоставляющие логистические услуги

Логистика - наука об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров. Хотя надо заметить, что однозначного определения логистики не существует, так как авторы вольно или невольно выводят на передний план отдельные стороны логистического управления. В казахстанских компаниях до сих пор недооценивают логистику. В наших условиях говорить о полноценной логистике пока не приходится — в первую очередь ввиду катастрофической нехватки необходимой инфраструктуры, а также из-за отсутствия осознанной потребности в ней у большинства отечественных фирм. До недавнего времени казахстанский бизнес мог себе позволить держать логистику на задворках по одной простой причине: рынок не был насыщен. В последние два-три года в большинстве секторов экономики уровень конкуренции возрос. Компании практически исчерпали резервы сокращения непосредственных издержек, связанных с производством.

Сейчас казахстанские компании вслед за российскими приходят к пониманию, что у них остается единственный способ экономии: оптимизация логистических процессов. В стоимости продукта логистика занимает приличную долю. К примеру, в цене потребительских товаров на нее приходится 10-20 процентов. Поле для повышения конкурентоспособности и эффективности - непаханое.

Полигоном новых тенденций в логистике стала Европа. Это вполне объяснимо, учитывая огромную роль логистики в экономике европейских стран. В настоящее время оборот европейского рынка логистических услуг превышает 450 миллиардов евро, из которых услуги стоимостью порядка 120 миллиардов евро передаются внешним логистическим компаниям. Спрос на услуги логистических операторов формируют промышленность и торговля, которые расходуют на логистику в Европе около 140 миллиардов евро ежегодно. По мнению экспертов, потенциал российского рынка логистических услуг оценивается в 120 миллиардов долларов США. Рынок Украины развит не так сильно, хотя активное развитие производства, товарооборота и, как следствие, увеличение спроса на складские площади говорят о том, что у данного сегмента рынка большое будущее. Страны, для которых транзит является важнейшим вкладом в развитие экономики, ведут активную конкурентную борьбу за транзитные потоки. Представители правительственных и деловых кругов стран Европы делают все возможное для создания в своих регионах логистических центров.

- В Казахстане существовали и существуют десятки попыток сделать логистическую систему цельной для всей страны, в основном частными предприятиями, - говорит председатель правления АО «Казпочта» Даурен Молдагалиев. - Но насколько крупным бы ни было частное предприятие, в любом случае для этого нужны тысячи людей, сотни складов, тысячи единиц автотранспорта и курьеров. Создать такую структуру и поддерживать ее в рабочем состояние очень сложно. Ставка на логистику — это мировая тенденция. В Южной Корее, например, даже приняли специальный закон о внедрении логистических услуг. Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед почтовой отраслью, является дальнейшее развитие «Казпочты» как современного сервисного предприятия, превращение его в универсального логистического оператора.

Первым шагом в этом деле стало создание совместного казахстанско-эстонского предприятия «Электронпост.kz», которое предоставляет абсолютно новую услугу - информационную логистику, то есть управление рассылкой и распространением информации, например, счетов или извещений.

- Для Эстонии это первая прямая инвестиция в Казахстане, хотя Эстонская почта и АО «Казпочта» уже сотрудничали раньше, - говорит министр экономики и коммуникаций Эстонии Э. Сависаар. - Казахстан - страна с большим экономическим потенциалом, и Эстонии было довольно сложно прийти на ваш рынок со своим капиталом в одиночку. Думаю, что это совместное предприятие станет интересным проектом для обеих наших сторон. До сих пор таких услуг никто не предлагал, хотя в Эстонии пересылка счетов в электронном виде пользуется большим спросом.

На начальном этапе работы нового предприятия первоочередное внимание направлено на внедрение цифровой распечатки, которая включает в себя собственно печать и упаковку в конверты. В первый год деятельности компания будет развивать и так называемые дополнительные услуги - предварительную распечатку материалов, упорядочение и программирование баз данных. Следующими на очереди идут электронные услуги. К ним относятся архивации и электронный счет.

- Мы предлагаем нашим клиентам заключить всего один договор с нашим предприятием, - объясняет особенности работы своего бизнеса директор «Электронпост.kz» Николай Медведчиков. - Раньше им для того, чтобы проинформировать потребителя или представить счет за услуги, надо было содержать отдельный штат сотрудников, которые должны были договариваться с типографиями о печати своих буклетов или счетов, с «Казпочтой» - о доставке и так далее. Теперь компания может предоставить нам только данные, которые нужно донести до потребителя, а всю остальную работу мы берем на себя, освобождая компании от забот, им не свойственных. По мере развития интернет-технологий в Казахстане вся передача данных будет осуществляться электронным путем. Поэтому мы планируем поставить такие же центры еще в четырех регионах Казахстана.

Оценить общий объем фактически только что возникшего предприятия сейчас очень трудно. Например, компания Itella Finland, опыт которой использует «Электронпост.kz», распечатывает около 500 миллионов счетов в год и укладывает это все в 320 миллионов конвертов. Потенциальные клиенты новой компании - пенсионные фонды, компании, предоставляющие услуги сотовой связи и коммунальные услуги, банки, страховые компании. Например, клиентами пенсионных фондов в настоящее время являются около 4 миллионов человек, и все они ежегодно должны получать извещения о состоянии своих накоплений. В базах данных банков и страховых компаний также содержится информация о миллионах клиентов.

- Пенсионные фонды обязаны ежегодно информировать своих вкладчиков о состоянии счетов, а это огромный объем информации, который мы должны разослать по всему Казахстану, - рассказывает директор департамента методологии накопительного пенсионного фонда «Улар Умит» Татьяна Деева. - Эта самая затратная часть из всех, с которыми в своей деятельности сталкивается пенсионный фонд. Она включает в себя не только распечатку, конвертование, но и еще доставку. Кроме того, она должна проводиться в определенный срок и контролироваться уполномоченными органами. И полного аутсорсинга всех процедур в период информирования у нас не было. Была частичная передача другим организациям ряда услуг, но возможность полностью избавиться от несвойственной нам деятельности, мы получаем впервые.

Услугами операторов информационной логистики пользуются не только крупные компании, обслуживающие миллионы клиентов. Рестораны, магазины, кафе, предприятия службы сервиса, которые желают заявить о себе хотя бы в одном каком-то отдельно взятом городе или регионе, могут обратиться к логистикам. Создатели «Электронпост.kz» уверены в востребованности своих услуг, поскольку большинство компаний работает по принципу «время - деньги», то есть - чем быстрее клиент получит тот же счет, тем быстрее он его оплатит и тем быстрее компания получит деньги.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии