Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Стольник за литр: Производители и продавцы казахстанского бензина обвиняют друг друга в росте цен на горючее

Фото : 25 октября 2006, 16:26

Сакен БЕЛЬГИБАЕВ

Шымкентский НПЗ останавливают на капремонт. Растущие потребности региона не может удовлетворить Атырауский НПЗ. На Павлодарский завод российское сырье поступает с перебоями. К середине ноября, когда ШНПЗ вновь запустят в эксплуатацию, цены на бензин уже скорее всего перевалят через психологический барьер в 100 тенге

Когда в нынешнем июне из-за остановки Павлодарского НПЗ на капремонт республика оказалась на сухом бензиновом пайке, ситуацию спас Шымкентский завод. В те кризисные дни здесь ежедневно перерабатывали на 4,5 тысячи тонн нефти больше, чем обычно, лихорадочно пытаясь скомпенсировать дефицит топлива. Теперь же капремонт пришел и сюда.

- Шымкентский нефтеперерабатывающий завод - довольно молодое предприятие в республике, - говорит президент «ПетроКазахстан Инк.» Бо Чилян. - Но его построили еще в советское время, и с момента начала его эксплуатации прошло уже 20 лет. Капремонт же проводится регулярно после каждых двух лет непрерывной работы. Завод очень нуждается в ремонте.

Владельцы частных автозаправок Южно-Казахстанской области уже не раз увязывали уровень цен на бензин в стране и производительность Шымкентского нефтеперерабатывающего завода. По словам Кайпбека Камбарова, председателя Ассоциации АЗС ЮКО, бензин становится сверхдефицитным продуктом именно в периоды ремонтов казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. В канун остановки ШНПЗ предупреждения бензиновых дилеров звучат особенно часто и громко: цены взлетят.

В ответ на эти опасения руководство ШНПЗ напоминает, что остановка завода была еще в начале этого года согласована с правительством, а именно с министерством энергетики и минеральных ресурсов. А к началу ремонта компания «ПетроКазахстан Инк.» создала необходимый запас горючего. Его будут продавать по старой цене. Так что, мол, остановка Шымкентского завода на ремонт не может вызвать повышения стоимости топлива.

Надо заметить, что в последние месяцы трудности с поставками бензина испытывали и Атырауский, и Павлодарский заводы. Но если перебои на АНПЗ объяснялись растущими потребностями региона, то у Павлодарского нефтеперерабатывающего предприятия оказались другие проблемы.

В начале этого года крупные российские клиенты ПНПЗ - компании ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и другие - пересмотрели свою торговую политику и начали поставлять сырье заводу по новым ценам. В этом году Павлодарский завод должен переработать больше 4 миллионов тонн нефти, значительная часть которой привозится из России. Но теперь, когда завод получает иностранное сырье с перебоями и по цене примерно 250 долларов за тонну, эти планы могут поменяться. Хотя, по словам представителей Павлодарского нефтеперерабатывающего завода, выпуск топлива идет без сбоев.

Сами производители бензина считают, что главными виновниками постоянного роста цен на топливо остаются владельцы АЗС.

- Повышение цен на ГСМ создается искусственно. За это ответственны мелкие участники рынка, которые получают дополнительные прибыли, - уверен директор департамента по связям с общественностью PKOP Еркен Жумадилов.

Производители бензина и его продавцы не могут решить, кто же действительно является виновником медленного, но постоянного роста цен на топливо. Жалобы и предупреждения о возможном неконтролируемом повышении стоимости ГСМ поступали в правительство и в комитет по защите конкуренции при министерстве индустрии и торговли еще в июле этого года, но высокооктанового бензина на большинстве заправок нет до сих пор, а топливо, привезенное из России, стоит на порядок дороже. Из-за растущих цен на бензин автопарки большинства городов страны в этом году вынужденно повысили стоимость проезда на общественном транспорте. В Шымкенте, где находится главный нефтеперерабатывающий завод страны, месяц назад цена за проезд в автобусе подскочила на 10 тенге.

- Повышение цен на топливо коснулось и жителей Семипалатинска, - говорит главный инженер центра управления пассажирскими перевозками Сергей Крокус. - Теперь за проезд в автобусе жители нашего города платят 20 тенге, а за проезд в маршрутном такси - 35 тенге. Нас можно понять. Если в прошлом году автопарки покупали топливо по 30-35 тенге за литр, то теперь за литр бензина им приходится выкладывать по 70 тенге.

Согласно планам компании «ПетроКазахстан Инк.» после ремонта Шымкентского НПЗ здесь будет перерабатываться около 4,5 миллиона тонн нефти в год. Руководство ШНПЗ надеется, что поможет утолить бензиновый голод страны.

- Но владельцы казахстанских автозаправок не получают топлива, выпущенного отечественными заводами, считает Кайпбек Камбаров. - К примеру, начиная с июля этого года Шымкентский НПЗ в два раза уменьшил поставку бензина. При этом еще к маю ШНПЗ достиг рекордного уровня среднесуточной переработки в 14,45 тысячи тонн. Объем переработки нефти на Атырауском НПЗ тоже вырос на 2 процента. Но дефицит бензина остается. Причина в том, что большая часть топлива уходит с завода за пределы региона.

Ровно год назад в ЮКО наблюдалась та же картина. По словам Кайпбека Камбарова, из-за отсутствия бензина здесь не работала треть всех заправок. Оказалось, что дефицитный бензин ушел в Грузию, Латвию, Афганистан, Киргизию и Таджикистан. Если такая же практика повторится в этом году, ни новые производственные мощности, ни существующие запасы топлива не остановят дальнейший рост цен на топливо.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии