Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Высокое звание — государственный менеджер. Административная реформа

Фото : 27 октября 2006, 12:10

Современный Казахстан, успешно преодолев трудности переходного периода, ставит перед собой новые цели, направленные на дальнейшую интеграцию в мировую экономику, повышение конкурентоспособности страны и качественное улучшение жизни казахстанцев. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы эффективности государственного управления как важнейшего фактора, обеспечивающего дальнейший рост экономики и неуклонность курса демократизации нашего общества.

«Новая экономика требует новых управленческих решений, которые способны принимать только современно мыслящие и ориентированные на конечный результат государственные менеджеры», — эти слова Главы государства Н. А. Назарбаева, озвученные в Послании «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира», стали лейтмотивом проводимой в настоящее время административной реформы. Суть которой Президент страны подробно изложил во время своего выступления на совместном заседании палат Парламента первого сентября текущего года.

Нынешний этап административной реформы должен обеспечить эффективное функционирование государственного аппарата на принципах корпоративного управления, транспарентности и подотчетности обществу с учетом лучшего международного опыта.

В рамках реализации курса на модернизацию государственного управления, совершенствование структуры госорганов и повышение качества государственных услуг важные задачи стоят перед Агентством по делам государственной службы. Особенно в вопросах создания нормативной правовой базы для формирования корпуса профессиональных государственных служащих.

Дублированию — нет. Ротации — да

В соответствии с Планом мероприятий по реализации административной реформы, принятым 11 сентября текущего года, агентством разработан проект указа Президента Республики Казахстан «О мерах по оптимизации должностей государственных служащих». Данным проектом предполагается утверждение Реестра должностей административных государственных служащих по категориям и внесение изменений в некоторые указы Президента Республики Казахстан.

В целях устранения многозвенности проект предусматривает сокращение в центральных государственных органах некоторых должностей административных государственных служащих (заместитель начальника управления, начальник отдела, специалист).

При этом в центральных государственных органах вводятся новые административные государственные должности статс-секретаря, главного эксперта, эксперта.

Кроме того, проектом предусматривается перевод ряда должностей политических государственных служащих в категорию административных государственных служащих. Среди них должности руководителя аппарата акима области, председателя и заместителя председателя комитета и др.

Оптимизация должностей позволит устранить дублирование функций, ликвидировать промежуточные звенья и ускорить прохождение документов и повысить качество принимаемых решений.

Важным фактором повышения эффективности и качества труда госслужащих, добросовестного исполнения ими должностных обязанностей является создание действенной системы мотивации государственных служащих. Для этого предполагается внедрение рейтинговой системы оценки государственных органов и Правил оценки качества работы государственных служащих.

В соответствии с поручениями Главы государства премирование политических государственных служащих производиться не будет. Вместе с тем руководитель госоргана, его заместители и статс-секретарь по итогам рейтинговой оценки и местом, занятым государственным органом в рейтинге по итогам года, будут поощряться бонусами. Соответствующий проект указа Президента агентством также разработан. Считаем, что такой подход позволит обеспечить заинтересованность руководителей в результатах деятельности возглавляемых ими госорганов, повысить исполнительскую дисциплину и качество работы.

Для повышения материальной заинтересованности государственных служащих агентством также разработан проект Правил оценки качества работы государственных служащих.

Проект предусматривает внедрение системы оценки качества работы государственных служащих. Результаты оценки будут служить основанием для установления должностного оклада, премирования и установления надбавок для государственных служащих. Тем самым действующая единая система оплаты труда госслужащих претерпит серьезные изменения, направленные на отказ от уравнительного подхода в оплате труда, и позволит оценить работу каждого по конечным результатам труда.

Перед агентством поставлена задача — разработать предложения по поэтапному повышению оплаты труда государственных служащих и новой системе оплаты труда государственных служащих. Подход агентства заключается в том, чтобы государственные служащие имели достойную заработную плату, были заинтересованы в достижении поставленных целей и не были подвержены коррупции. Сегодня средняя заработная плата госслужащих в Казахстане примерно равна средней по стране. В то время как, например, в таких странах, как Польша, Венгрия, Канада у госслужащих она в 2,5 раза выше общенациональной, а в Сингапуре — в четыре раза. Мы понимаем, что одним лишь повышением заработной платы коррупцию не победить, однако высокая заработная плата будет дополнительным сдерживающим стимулом для минимизации коррупции в госаппарате.

Для обеспечения стабильности, устойчивости и управляемости работы аппаратов госорганов по поручению Президента будет введена новая административная должность статс-секретаря.

В этой связи агентством подготовлены изменения в Закон «О государственной службе», направленные на определение статуса статс-секретаря, его функций и полномочий. Особенность этой должности заключается в том, что она будет высшей административной должностью, но назначение на эту должность будет осуществляться Президентом страны. Статс-секретарь будет отвечать в целом за работу аппарата, возглавлять все комиссии госоргана — конкурсную, дисциплинарную, аттестационную и др. Кроме того, он будет отвечать за состояние дел в сфере делопроизводства, руководить кадровой службой, отвечать за разработку и внедрение стандартов госуслуг, а также оценивать качество работы госслужащих. Считаем, что введение данной должности позволит стабилизировать кадры, обеспечить межведомственную координацию и выполнение поставленных перед госорганом задач.

В целях реализации нормы Закона «О государственной службе» и установок Главы государства о ротации кадров политической службы, агентством разработан проект соответствующего указа Президента. Согласно проекта «целью ротации являются выявление у политического государственного служащего управленческих навыков, способности быстро разобраться и адаптироваться к ситуации в другом государственном органе, его сильных и слабых сторон, оценка деловых и личностных качеств служащего для его дальнейшего карьерного роста, приобретение им новых профессиональных навыков.

Ротации подлежат политические государственные служащие, состоящие в кадровом резерве политической государственной службы первой категории» (заместители министров, заместители акимов областей).

Международная практика свидетельствует, что периодически проводимая ротация госслужащих, выполняющих контрольные, надзорные и регулирующие функции, является эффективной антикоррупционной мерой.

Для реализации целей, поставленных Главой государства по вхождению Казахстана в число 50 конкурентоспособных государств мира, необходимы высококвалифицированные кадры. В этой связи обучение государственных служащих приобретает приоритетный характер. Агентством разработан и направлен на согласование в заинтересованные госорганы проект постановления правительства «Об утверждении Плана мероприятий по обучению государственных служащих стратегическому планированию, бюджетному программированию и борьбе с коррупцией на базе Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан».

Проектом предусматривается создание в академии структурного подразделения по стратегическому планированию и бюджетному программированию, образование на базе региональных центров обучения госслужащих филиалов Академии государственного управления, разработка специальных обучающих модулей по данным дисциплинам. Сейчас работать на государственной службе без знания основ стратегического планирования и бюджетного программирования будет невозможно, так как агентство внесет в программы тестирования вопросы по данным дисциплинам.

Стандарты качества

Важнейшим из критериев оценки государственной службы любой страны является качество предоставляемых государственных услуг. Поэтому новым этапом в реформировании государственной службы станет разработка и внедрение стандартов госуслуг.

Исследования, проведенные нашим агентством, показали, что наши чиновники в силу своей ментальности привыкли администрировать, а не обслуживать граждан. Поэтому необходимо не только менять менталитет, но и формировать новую управленческую культуру, соответствующую международным стандартам.

В сентябре 2005 года агентство совместно с Европейской комиссией начало реализацию проекта содействия разработке стандартов предоставления государственных услуг.

Целями данного проекта являются:

— разработка стандартов и индикаторов оказания эффективной, прозрачной и направленной на потребителя государственной службы в Казахстане;

— оказание консультативной помощи в организации и улучшении работы центров обслуживания населения по принципу «одного окна» в Астане и Алматы;

— оказание консультативной помощи по внедрению системы контроля качества для центров обслуживания населения по принципу «одного окна» и пилотных государственных органов.

С момента начала реализации проекта уже проделана значительная работа.

В соответствии с предложениями Агентства по делам государственной службы поручением Премьер-Министра определены пилотные органы для участия в проекте. Это министерства юстиции, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, налоговый комитет Министерства финансов, акимат города Алматы, акимат Южно-Казахстанской области.

В декабре прошлого года под моим руководством был образован Организационный комитет, в который вошли представители указанных государственных органов на уровне заместителей министров и заместителей акимов.

Организационным комитетом было принято решение о создании национальной рабочей группы для оперативного взаимодействия и решения текущих вопросов, а также ведомственных рабочих групп для решения вопросов реализации проекта непосредственно внутри государственных органов. С членами этих групп был проведен ряд практических семинаров, включая выездные семинары в городах Алматы и Шымкенте. На семинарах отрабатывались принципы и навыки разработки стандартов государственных услуг, с тем чтобы они соответствовали критериям качества, своевременности, доступности и вежливости.

Агентством совместно с проектом разработана методология разработки стандартов государственных услуг, в ближайшее время планируется их опубликование в СМИ в части стандартов, предоставляемых пилотными госорганами.

В соответствии с поручением Главы государства стандарты государственных услуг должны быть разработаны и внедрены всеми государственными органами с января 2007 года. В этой связи в каждом госоргане будут образованы структурные подразделения, отвечающие за разработку и внедрение отраслевых стандартов государственных услуг. В целях обеспечения координации и контроля за этой работой в Закон «О государственной службе» вносится изменение, наделяющее агентство функцией по контролю за соблюдением госорганами стандартов госуслуг.

Стандарты государственных услуг рассматриваются нами как инструмент повышения качества работы госорганов и как действенная антикоррупционная мера. Внедрение этих стандартов позволит обеспечить открытость и прозрачность работы государственных органов и повысить эффективность принимаемых решений, создать механизм обратной связи между обществом и властью. Это путь, по которому идут все развитые демократические государства. По мнению экспертов Европейской комиссии, внедрение стандартов госуслуг позволит Казахстану войти в число 30 стран, работающих по стандартам.

Электронный контакт

Одним из главных атрибутов нового государственного управления, применяемого в развитых странах, является система электронного правительства. Эта система устраняет административные барьеры при получении услуги, облегчает доступ граждан к информации, позволяет оперативно получить ответы на интересующие вопросы, решить вопросы декларирования своих доходов, регистрации бизнеса, недвижимости через Интернет, без прямого контакта с чиновниками. В Казахстане утверждена Государственная программа по формированию системы «электронного правительства», создан и функционирует правительственный web-портал, где собрана различная информация о работе государственных органов. Любой гражданин Казахстана может с помощью Интернета получить интересующую его информацию. Перед агентством стоит задача ликвидации компьютерной неграмотности среди госслужащих посредством их обучения в академии и региональных центрах обучения. Первые шаги в этом направлении нами уже сделаны — при поступлении на государственную службу все кандидаты обязаны пройти компьютерное тестирование. В дальнейшем мы планируем разработать специальные тесты на предмет выяснения, на каком уровне кандидат владеет компьютером.

Внедрение системы «электронного правительства» в работу органов государственного управления позволит изменить характер работы госслужащих, освободиться от рутинной работы, обеспечить эффективный документооборот и в целом повысит качество работы госорганов.

Служа обществу и государству

На современном этапе развития государственной службы особую актуальность приобретают вопросы формирования устойчивого положительного имиджа государственной службы в казахстанском обществе. В своем выступлении, посвященном вопросам административной реформы, Глава государства сказал: «… благодаря труду государственных служащих были достигнуты результаты, которыми гордится сегодня Казахстан».

Эта оценка Главы государства является для нас, государственных служащих, основой для развертывания имиджевой политики.

Поэтому считаю, что необходимо воспитывать государственных служащих, особенно молодых, на лучших примерах служения обществу и государству. Формирование положительного имиджа государственной службы в обществе — неотъемлемая задача всей административной реформы. Здесь можно взять на вооружение лучшее из международного опыта.

Например, в Сингапуре госорганы борются за звание лучшего, всячески пропагандируют свою деятельность, выпускают различную рекламно-имиджевую продукцию о своем министерстве. А в Великобритании лучшему государственному органу на основании решения независимой комиссии при премьер-министре выдается «Знак качественного обслуживания». Знак вручает глава правительства.

Такой подход воспитывает у госслужащих корпоративный дух, чувство коллективизма, ответственности за порученное дело. Считаю, что и нам необходимо перенимать подобный опыт и вспомнить свои положительные традиции. В этой связи необходимо обеспечить действенное соревнование между госорганами в рамках рейтинга. А лучшие из них, занявшие призовые места, должны пропагандировать свою работу и отмечать своих лучших работников.

Агентство планирует в следующем году организовать издание собственного журнала, который будет освещать работу госорганов, на страницах этого издания мы могли бы обобщать и распространять опыт работы лучших государственных служащих.

Перед органами государственного управления, каждым государственным служащим стоит задача по обеспечению вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных государств мира. И для ее выполнения мы должны создать профессиональную государственную службу. Каждый казахстанский госслужащий должен прибавить в работе, четко и добросовестно выполнять свою работу, соблюдать Кодекс чести государственного служащего. Реализацию поставленной Президентом Нурсултаном Назарбаевым задачи мы все должны рассматривать как свой патриотический и гражданский долг. Приоритеты определены, есть четкий план действий, который надо неуклонно выполнять.

Заутбек ТУРИСБЕКОВ,

председатель Агентства РК по делам государственной службы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии