Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Рынок перевозок: как избежать хаоса

Фото : 28 октября 2006, 15:07

Грузовые автоперевозки были актуальны всегда, а с развитием рыночных отношений, жилищного и промышленного строительства в республике, разработки недр данный сектор экономики стал развиваться еще более бурно. Все бы хорошо, но, как известно, любой сегмент экономики должен быть упорядочен.

Что касается рынка грузовых услуг, то он пока развивается достаточно хаотично. Это означает, что многие берут самосвалы через лизинг и начинают самостоятельно работать. Как правило, такие частники, работая без лицензии, не укомплектовывают машины запасными частями, не проходят вовремя техосмотры, а поскольку хорошие водители давно распределены по серьезным компаниям, то сажают за руль своих машин малоопытных людей. С последних взятки, как говорится, гладки, поскольку среди них много приезжих, не имеющих ни вида на жительство, ни прописки.

Хотелось бы, чтобы соответствующие органы обратили на это внимание и навели, наконец, порядок в этой сфере. Меня наверняка спросят: а как это можно сделать? Мое предложение: не только грузовые перевозки — любой вид бизнеса должен быть обязательно лицензированным. Только в этом случае владелец будет нести ответственность за ту сферу услуг, которые он оказывает физическим и юридическим лицам.

Да, частник, имеющий в наличии одну-две машины, что уж там скрывать, устанавливает цены на порядок ниже, но он и отвечает так же, то есть в случае неудачи кидает заказчика на произвол судьбы и был таков. Лицензированные компании не могут опуститься до демпинговых цен, потому что мы платим налоги, зарплату, покупаем запчасти и прочее.

В связи с этим хотелось бы прояснить и такой аспект, как цены на недвижимость. Сейчас, когда они растут как на дрожжах, то и нас, перевозчиков, пытаются обвинить и сделать соучастниками этого. Так вот, что касается влияния данного вида услуг на ценообразование вообще, то не такой уж большой процент он занимает. По крайней мере, по моим личным подсчетам, не более трех-пяти процентов, а возможно, и меньше. Актуальным это, может быть, является при строительстве промышленных объектов. В этом случае строительная база занимает более 20—25 гектаров земли. Следовательно, техники для вывозки-завозки грунтов и стройматериалов требуется очень много, а соответственно, и затрат со стороны заказчика. В итоге цена квадратного метра строящегося объекта получается высокой. Что касается жилищного строительства, то там самосвалы нужны только на ранней стадии, когда нужно копать котлованы, и наши услуги никак не могут оказать существенного влияния на стоимость такой недвижимости.

Кроме того, нам, грузовым перевозчикам, нередко приходится слышать в свой адрес обвинения в том, что мы своими тяжелыми машинами разрушаем поверхность дорог, создаем шум, загрязняем окружающую среду. Но здесь, как говорится, мы стоим между молотом и наковальней. Мы не хотим, но нас заставляют подписать контракт. За вышеперечисленные неудобства ответственность вообще-то несет заказчик, который строит объект в центре города. Мы же по контракту должны лишь обеспечивать их исправной техникой. Я должен заметить, что сейчас очень мало компаний, которые занимаются техническим оснащением своих баз, чтобы вывезти самосвал на линию в хорошем состоянии, так как это дополнительные и при этом немалые расходы. Потому-то многие заказчики в лице субподрядных строительных компаний хотят иметь дело с частниками, потому что с ними легче договориться о цене.

Что остается делать в этом случае нам, лицензированным компаниям? Затянуть пояса и ждать, когда клиент наконец перестанет экономить на качестве. Но, увы! Это обычно происходит после какого-нибудь случая, граничащего с экстремальным. То есть подрядчик, не справившись с задачей, кидает клиента в самый ответственный момент. Часто это бывает связано с ДТП, которое сопровождается человеческими жертвами. Такое происходит на дорогах практически ежедневно. Мало того, что частники новые машины почти не приобретают, так они еще и за руль бывших в употреблении, иногда уже списанных, но «подшаманенных» машин, где тормоза могут отказать в любой момент, сажают водителей без достаточного опыта, а главное, без должного чувства ответственности.

Вообще, такой больной вопрос, как кадры, их дефицит, требует отдельного разговора. Ограничусь примером. Набрали мы как-то водителей. Сразу же было видно, что с половиной мы расстанемся. И вот отправляем человека в первый рейс. И что вы думаете? С одного объекта выехал, до другого не доехал. Мы его не могли найти в течение семи часов. Оказывается, уехал не в ту сторону, застрял в грязи, повалил машину на бок... Меня наверняка спросят, как я умудрился взять такого разгильдяя на работу. Дело в том, что, придя к нам, он показал трудовую книжку, которая подтверждала, что человек десять лет работал водителем грузовых машин. Ответил на все наводящие вопросы, сел за руль, чтобы подтвердить свою квалификацию. В общем, у него было все, кроме ответственности. Иные компании это терпят, потому что найти сейчас хороших водителей — задача из разряда трудновыполнимых. Потому-то и получает у меня основной костяк зарплату от 80 до 100 тысяч тенге. И я готов платить больше, лишь бы удержать их.

Случаи, когда за руль сажают любого, кто умеет водить, распространены не только среди автономно работающих частников без лицензии, но и в больших автобазах. Причина — опять же нехватка кадров. Я знаю одну компанию, имеющую в наличии очень много самосвалов. Но что там творится! В погоне за быстрой прибылью машины не проходят никакого технического осмотра, а водители — обязательного ежедневного теста на наличие в организме алкоголя. Они выезжают на линию зачастую элементарно не отдохнувшими после предыдущей смены. Реакция после этого бывает ослабленной, что приводит к ДТП, после чего человек бросает машину и убегает восвояси. При этом надо заметить, что груженый КамАЗ весит около 30 тонн, и если этой машиной управляет дилетант, который гоняет на дорогах, то страшно представить возможные последствия. Да что там говорить, у сотрудника нашего автопарка недавно погиб под колесами КамАЗа 30-летний родственник. Парня вытаскивали частями из-под этой махины. Произошло это ДТП в два часа дня.

В любой лицензированной компании, занимающейся грузовыми перевозками, рабочий день начинается с того, что идет тщательная проверка технического состояния машин, а главное, с медицинского теста — трезв водитель или нет. Но я знаю базы, куда сотрудники приходят в нетрезвом состоянии, но при этом им выдавали путевые талоны и выпускали на трассу. «У нас план горит», — отвечали хозяева, видя мое изумление. Самое неприятное, что пятно после совершения таким водителем ДТП падает на всех владельцев грузовых автомобилей. ГАИ после этого начинает проводить рейды. И тут «виноват — не виноват» практически не играет роли — останавливаются практически все машины.

Между тем лицензированные автопарки для проверки технического состояния машин содержат целый штат, состоящий из главного механика, начальника эксплуатационной службы, врача, инженера по дорожной безопасности, который следит за соблюдением всех нормативных актов — ПДД и так далее. А, кроме того, у нас есть специализированные боксы для техосмотра и ремонта машин. Мне припоминается такой случай. Заказчик, не согласившись с нашими расценками, собрал группу частников — владельцев грузовых автомашин. Прошло немного времени, и он звонит: хотим заключить договор. И стал жаловаться: я устал с ними бороться. Не довозят груз до места, хамят и так далее. Словом, никакой ответственности. К сожалению, мы не могли ему помочь. Я хоть и жалуюсь на демпинговые цены со стороны частников, которые создают нездоровую конкуренцию лицензированным компаниям, но без заказов мы не сидим. На данный момент у нас задействован весь подвижной состав, поскольку работаем мы с тремя крупными компаниями. Вообще, у нас в планах — предоставлять заказчику весь комплекс строительных услуг. Словом, однозначно будем расширяться, потому что объемы работ растут, а заказы нужно выполнять быстро и качественно, иначе мы не выживем на рынке.

К тем 22 единицам уже имеющихся машин мы привлекаем дополнительную спецтехнику, в том числе экскаваторы и бульдозеры, собираемся получать лицензию на произведение земельных работ, покупать бетонный завод, производить миксеры. Подобного рода услуги на нашем рынке оказывают немногие. Все работают отдельно: бетонные заводы — сами по себе, автопарки — тоже. А то, что собираемся делать мы, — это, по сути, напоминает ПМК — передвижные механизированные колонны.

Возвращаюсь к тому, с чего я вообще-то и затеял весь этот разговор, — к борьбе с нелицензированными компаниями. Нет, я не говорю, что нужно запретить всех частников. Я за то, чтобы они скооперировались для получения лицензии и несли за свои услуги такую же ответственность, как и мы. Вполне возможно, что это повлияет не только на прекращение хаоса на рынке грузовых перевозок, но и на цены. В сторону уменьшения, разумеется.

Ерлан Ибраимов, генеральный директор ТОО «Ситтехнотранссервис»


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии