Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Каковы перспективы конкурентоспособности экономики РК?

Фото : 28 октября 2006, 16:27
Каковы перспективы конкурентоспособности экономики РК


В Институте экономических исследований при Министерстве экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с журналом «Правила игры» 13 октября был проведен «круглый» стол «Проблемы повышения конкурентоспособности экономики Казахстана», на котором были обсуждены методические и практические аспекты системной модернизации страны. Общим мнением было то, что действия правительства недостаточно направлены на создание реальных предпосылок коренной модернизации казахстанской экономики и использование потенциальных возможностей для вывода страны на траекторию устойчивого развития

Главными целями Среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007-2009 годы (второй этап) являются: «создание благоприятных институциональных и экономических условий для вхождения Казахстана в ближайшие десять лет в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира и повышение качества жизни граждан республики». Следует ли рассматривать в качестве стратегической цели вхождение Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, является достаточно спорным вопросом, так как на определение рейтинга стран в определенной степени влияют субъективизм экспертов, методика расчетов, политические и другие факторы. Об этом свидетельствуют результаты последнего рейтинга всемирной конкурентоспособности, когда Казахстан, при явном улучшении экономических показателей по сравнению с предыдущим годом, опустился с 51-го на 56 место.

В данной связи, как уже отмечалось в предыдущих публикациях, стратегической целью развития республики следует рассматривать выход и закрепление страны на траектории устойчивого развития. С этих позиций, наибольшим препятствием на пути выхода и закрепления страны на траектории устойчивого развития является макроэкономическая политика, проводимая в нашей стране.

Действительно, в качестве ключевого индикатора макроэкономической устойчивости рассматривается среднегодовой индекс потребительских цен, который предполагается удержать в интервале 5-7% в год. Инфляционная безопасность обеспечивается проведением соответствующей денежно-кредитной и фискальной политики чисто монетарными методами. Внесение изменений в Бюджетный кодекс, в частности аккумулирование в Национальном фонде всех нефтяных доходов, по мнению правительства, должно предотвратить «перегрев» экономики и обеспечить макроэкономическую стабильность, что необходимо для экономического роста.

Эта позиция полностью одобряется международными финансовыми институтами, в частности МВФ. На презентации доклада Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ «Перспективы развития региональной экономики» отмечалось, что в регионе растет инфляционное давление из-за высоких цен на нефть и резкого увеличения числа потребительских кредитов. В качестве рекомендаций по макроэкономической политике предлагается ужесточение денежно-кредитной политики, сбережение в стабилизационных фондах не только нефтяных доходов, но и доходов от экспорта и других сырьевых ресурсов, в частности от экспорта металлов. Представители МВФ, в этой связи, высоко оценили действия казахстанского правительства по управлению Национальным фондом, приведя его как пример для других стран.

С нашей точки зрения, рекомендации МВФ, при всем уважении к данной организации, недостаточно аргументированы и, в определенной степени, несостоятельны. Так, рекомендации для всех стран Центральной Азии одинаковы, хотя и реализуемые модели трансформации, и социально-экономическая ситуация в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане качественно отличаются друг от друга. Очевидно, что рекомендации международных финансовых институтов должны быть конкретными для каждой из стран, вытекать из реальной ситуации, а не абстрактных модельных представлений, не учитывающих экономические реалии.

Наиболее важным моментом в этой связи является вопрос о допустимом уровне инфляции. С точки зрения многих экономистов, теоретическая концепция монетаризма, которая во главу угла ставит борьбу с инфляцией, неприменима в реальных условиях. С точки зрения монетарной теории, инфляция - это чисто денежный феномен, характеризующийся переполнением сферы обращения денежными знаками сверх потребностей национальной экономики и, следовательно, их обесценения. Постулат М Фридмана о нейтральности денег на производство, следствием которого является утверждение, что эмиссия денег не воздействует на реальный сектор, а приводит только к общему росту цен, как доказали оппоненты количественной теории денег, оказывается необоснованным, если выйти за рамки стационарного состояния национальной экономики и рассматривать экономические процессы в динамике.

Также несостоятельным в реальных условиях является допущение об отсутствии любых ограничений на доступ экономических агентов на рынок и обладание ими полной информацией о состоянии рынка. Поэтому выбор модели экономической политики должен осуществляться с учетом конкретных особенностей каждой страны, а не подчиняться требованиям абстрактных моделей экономического роста, которые разрабатывались для идеальной экономики.

Действительно, низкий уровень инфляции - это необходимое условие для поддержания благоприятного предпринимательского климата. Но взаимосвязь между уровнем текущей инфляции и темпами экономического роста не так однозначна. Можно привести примеры многих стран, которые успешно развивались на протяжении длительного периода времени при высоком уровне инфляции, например, Бразилия, Израиль, страны Юго-Восточной Азии, где макроэкономическая политика была осознанно направлена на под-держание экономического роста, а не на подавление инфляции любой ценой.

Опыт большинства стран мира, которые успешно развивались за последние годы, показывает, что экономическая политика должна исходить из более общей цели - обеспечения экономического роста и повышения уровня жизни населения, а уровень текущей инфляции нужно рассматривать как важный, но не главный ориентир экономической политики.

Напомним еще раз, что нобелевский лауреат Дж. Стиглиц подчеркивает, что утверждение «Инфляция плохо влияет на экономический рост» является ошибочным, что «ниже определенного критического уровня - этот пороговый уровень намного выше, чем уровни инфляции, которые преобладают в странах Европы и Северной Америки - не существует никаких свидетельств о значительном негативном влиянии инфляции». Более того, исследования нобелевского лауреата Дж. Акерлофа показывают, что слишком сильное подавление уровня инфляции может сдерживать экономический рост, особенно при проведении структурных изменений.

В этой связи французский экономист Ж. Сапир отмечает, что для каждой экономики в конкретный период времени присущ свой определенный уровень инфляции, значение которого может варьироваться в широких пределах в зависимости от экономической ситуации, оно должно оцениваться в динамике. Отсюда колебания инфляции должны прогнозироваться вокруг «нормального» уровня, что необходимо для выработки правильной социально-экономической политики в рамках выбранной стратегии развития.

Реализация же стандартных мер антиинфляционной политики, направленных на достижение абстрактных среднемировых стандартов по уровню инфляции и дефицита государственного бюджета, может привести не только к большим социальным издержкам, но и к длительной стагнации экономики. Более того, как отмечает Ж. Сапир, такие попытки, в частности путем проведения «нейтральной» бюджетной и денежной политики, лишь усугубят имеющиеся дисбалансы в национальной экономике и, в конце концов, повысят уровень инфляции.

С этим явлением Казахстан уже столкнулся, так как, несмотря на последовательно проводимую «нейтральную» бюджетную и денежно-кредитную политику, официальный уровень инфляции превысил заданный порог, а значение уровня реальной инфляции можно оценить и двузначной цифрой. Вероятно, такая же ситуация сложится и в 2007 году, потому что предельный уровень повышения цен и тарифов на продукцию местных монополистов будет более высоким, а рост цен на железнодорожные перевозки и топливно-энергетические ресурсы приведет к общему повышению всех цен.

В этой связи можно утверждать, что для каждой экономики существуют два уровня инфляции:

«пороговый» уровень инфляции, при котором темпы экономического роста будут нулевыми;

«нормальный» уровень инфляции, который обеспечивает наибольшие темпы экономического роста при прочих равных условиях.

Причем, эти предельные значения инфляции являются вычисляемыми, а параметры для их расчетов задаются исходным состоянием экономики и бюджетной и денежно-кредитной политикой. Значение «нормального» уровня инфляции определяется длительностью инвестиционных циклов, скоростью распространения эффекта доходов по секторам экономики.

Здесь нужно отметить важность существенного повышения денежных доходов населения. В своем выступлении председатель Национального банка Анвар Сайденов отметил, что в Казахстане преобладает инфляция спроса, и меры будут направлены на применение инструментов по ее снижению. Вместе с тем повышение доходов населения - важный стимул для развития производства, так как у предпринимателей появляется уверенность в расширении рынка сбыта. Однозначно связывать рост цен с повышением доходов населения не совсем корректно. Более того, это повышение в определенной мере провоцируется властями, которые заявляют, что любое повышение заработной платы ведет к росту цен.

На упоминавшемся выше «круглом» столе обращалось внимание на необходимость коренной модернизации производственного аппарата, проведение активной инвестиционной политики. Тем более что в настоящее время Казахстан располагает достаточными внутренними источниками финансирования бюджетного дефицита. В этом отношении назрела необходимость изменить отношение к средствам Национального фонда, привлекать их как для финансирования крупных проектов и национальных программ, так и для предоставления заемных средств банковской системе республики.

Естественно, что вливание в экономику всех денег, накопленных в Национальном фонде, является неразумным. Наша экономика их действительно сейчас не освоит, но использование средств Фонда для инвестирования реального сектора, инфраструктуры и социального развития просто необходимо.

Для Казахстана сейчас перспективным направлением инвестирования государственных средств может рассматриваться, например, развитие строительной индустрии. Обеспечение казахстанцев доступным жильем требует резкого удешевления строительства жилья. Этого можно достигнуть путем значительного увеличения предложения жилья, то есть развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии в целом. За счет роста масштабов жилищного строительства произойдет и удешевление жилья до приемлемого уровня. В данной связи целесообразным является не только стимулирование спроса на жилье, но и его предложения по всей технологической цепочке.

В соответствии с этим при выработке макроэкономической политики требуется исходить не только с точки зрения снижения инфляции и бюджетного дефицита страны, что приветствуется международными финансовыми институтами, но и учитывать интересы экономического развития Казахстана. Приоритетным здесь становится разработка методов и моделей определения «нормального» и «порогового» уровней инфляции и соответствующих сценариев развития республики. Без смены теоретической основы экономической политики выход Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира и закрепление его на траектории устойчивого развития, придание экономическому росту нового качества становятся проблематичными.

Канат Берентаев


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии