Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Формы правления

Фото : 30 октября 2006, 17:44

25 октября Казахстан отметил 15-летие принятия Декларации о суверенитете. О том, как принималась декларация, сегодня рассказывает известный адвокат, один из разработчиков первой Конституции суверенного Казахстана, депутат Верховного Совета 12-го созыва, с августа 1999 года -председатель правления общественного фонда «Transparency Kazakhstan» Виталий Воронов.

- Не так давно состоялось 5-е заседание Государственной комиссии по вопросам разработки и конкретизации программы демократических реформ в РК. На нем рассматривались вопросы расширения полномочий депутатов парламента, выборного законодательства. Предлагается, в частности, увеличить число депутатов, избираемых по партийным спискам и, как следствие - формирование правительства партией, набравшей большинство голосов на выборах, повышение роли партийных фракций и т. д. Насколько это актуально сегодня с вашей точки зрения?

- Вопросы, связанные с проведением в Казахстане политических (читай -демократических) реформ, никогда не утрачивали актуальность для страны. И они (реформы) частично осуществлялись. Другое дело, что в середине 90-х годов они были фактически остановлены, так как власть решила заниматься в основном приватизацией госсобственности, принадлежащих народу недр, то есть «экономикой». Демократический процесс был несколько заморожен и принятием Конституции 1995 года. Хорошо это или плохо - другой вопрос. Так произошло. Может быть, именно в результате этого нам удалось избежать кровопролития, конфликтов, сохранить стабильность и пр. Во всяком случае история не знает сослагательного наклонения. Что произошло, то уже произошло.

Конечно, уже очевидно, что дальнейшее существование системы государственной власти, «завязанной» на одного человека, становится самой большой проблемой Казахстана. Безусловно, надо перерас-пределять гипертрофированные президентские полномочия в пользу парламента и даже правительства, развивать партийное строительство, укреплять независимость судебной власти, внедрять подлинное местное самоуправление. Однако одно только механическое увеличение количества депутатов парламента или полный переход к мажоритарно-пропорциональной системе выборов ничего не даст. Ну дай нашему парламенту новые полномочия, разве что-либо изменится? Основное условие: новый парламент должен быть избран в результате действительно свободных и честных, то есть демократических выборов.

- Осуществление этих предложений невозможно без внесения дополнений и изменений в действующую Конституцию. Между тем депутат мажилиса Дарига Назарбаева утверждает, что Конституцию нельзя трогать до 2008 года. Но можем ли мы тогда говорить о том, что предложения Госкомиссии реализуются, если не дополнить Конституцию новыми нормами? Ведь в Основном Законе дан исчерпывающий перечень полномочий парламента…

- Вы правы, если говорить о полномасштабных, а не о половинчатых реформах, то без существенных и продуманных изменений действующей Конституции они невозможны. Да я и не думаю, что такие изменения являются чем-то из ряда вон выходящим. Поменяли же «на бегу» Конституцию в октябре 1998 года. И небо не обрушилось на грешные головы авторов, хотя ляпов в спешке допустили очень много. Весь мир смеялся над нами, когда даже отцы поправок не могли толком назвать дату очередных президентских выборов.

Может быть, депутат Дарига Назарбаева и права в том, что не надо спешить с изменениями, чтобы в спешке опять не наломать дров. 2008 год ведь совсем не за горами.

- Все, что сегодня предлагается, так или иначе направлено на то, что Казахстан постепенно превратится в парламентско-президентскую республику. Но мы уже этот период проходили, и вы, как депутат Верховного Совета 12-го созыва, помните об этом… Нужна ли нам смена формы правления?

- Парламентско-президентская республика все равно является полупрезидентской, просто полномочия последнего значительно урезаны в пользу парламента. Давайте назовем ее президентско-парламентской. И не надо будет менять форму правления, что, кстати, запрещено ч.2 ст.91 действующей Конституции. Дело же не в названии. Мультик про капитана Врунгеля с его «как вы лодку назовете, так она и поплывет» здесь явно не аргумент. Лишь бы не монархия.

Нам нужна не смена формы правления, а демократизация системы управления государством.

Хотя, по большому счету, если бы писаная Конституция совпадала с реальной жизнью, то мы были бы одной из самых правовых и демократических стран в мире, если не самой. Проблема не в законодательстве, а в его соблюдении и применении.

- Вы были членом комиссии по разработке первой Конституции суверенного Казахстана и, следовательно, можете сравнивать нынешнюю Конституцию с Основным Законом 1994 года. Смогла ли Конституция 1995 года обеспечить начала для создания подлинно социального государства?

- Ни Конституция 1993 года, ни Конституция 1995 года сами по себе, как мне представляется, не могли обеспечить становление Казахстана как подлинно социального государства. В нищей стране не может быть социальной справедливости, даже если там все нищие. Все равно есть прослойка, которая делает бизнес на власти и даже на нищете. Вспомните 1993 год или даже 1995. Жрать нечего было! Какая уж там справедливость?!

Сейчас экономическая ситуация кардинально другая. Тем не менее любая из Конституций не сыграла бы решающего влияния и сейчас. А вот снижение уровня коррупции и воровства из государственного кармана, увеличение отчислений в бюджет с одновременным уменьшением бездумных расходов, включая пресловутые нацкомпании, естественно, повышало бы уровень социальной защищенности большинства населения страны.

- Казахстан поставил перед собой амбициозную задачу - войти в число 50-ти передовых стран мира. Можно ли достичь этой цели при сохранении действующей Конституции? Или надо все-таки ее менять кардинальным образом?

- Я думаю, что уже ответил на этот вопрос. И с ныне действующей Конституцией при ее безусловном исполнении всеми мы могли бы войти не только в 50, но и в десятку передовых стран, хотя бы по уровню доходов на душу населения или развитию образования, медицинского обслуживания. По велогонкам или зимней рыбной ловле и при нынешнем законодательстве можем же добиваться успехов?!

Конечно, изменения в Основной Закон страны, причем кардинальные, назрели. Лишь бы они после внесения не остались пустыми декларациями…

Айгуль Омарова


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии