Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Преступление и наказание. Made in Italy

Фото : 3 ноября 2006, 11:35

Мы как-то привыкли полагать, что подделки производят в основном в Китае. И в общем-то, это небезосновательно. Потому как сухие факты международных отчетов гласят: 70 процентов всей фальсифицированной продукции в мире своим происхождением и правда обязаны Поднебесной. Хотя не стоит тешить себя мыслью, что подделки — это болезнь исключительно китайская. К сожалению, этот недуг характерен для любого общества и любой страны с развивающейся и преуспевающей экономикой. И Италия здесь не исключение.

Ее особенность заключается в том, что стиль «made in Italy» подделывают как за пределами Апеннинского полуострова, так и на его территории. Это касается не только одежды, обуви, аксессуаров, но даже и продуктов питания. 25 процентов от общего валового продукта Италии составляют подделки. Больше всего подделывают одежду и обувь (72 процента), аксессуары (14 процентов). Видеопираты, кстати, со своими четырьмя процентами в число теневых лидеров не входят. Ну а в целом в стране в нелегальном бизнесе фальсификаторов задействовано более четырех миллионов человек.

Подделывают все и повсюду. Пожалуй, от вирусной болезни контрафакта не спаслась ни одна отрасль производства. Даже на самолетах «Air Force One», авиалиний, обслуживающих президента Соединенных Штатов, были найдены подделанные гайки и болты. Сами по себе они, конечно, опасности не представляют. Но сами понимаете, в такой сложной системе, как самолет, где каждая деталь рассчитана на определенное количество летных часов, использование любой подделки может обернуться трагедией.

Так это и случилось со сверхзвуковым французским лайнером «Concord» в 2000 году.

Без артузената

Наиболее распространенными подделками, с которыми приходится сталкиваться жителям и правоохранительным органам Европы, являются комплектующие для компьютеров, электробытовая техника, запасные части для машин и самолетов, а также игрушки.

Фальсификаторы работают на славу. Даже опытному эксперту уже трудно определить подделку от оригинала. Что уж говорить об обычных потребителях! С каждым днем совершенствуются методы и приемы работы, шлифуется и оттачивается мастерство. Теперь это уже не просто занятие для кучки людей, а бизнес, поставленный на широкую ногу. И обогащающий предприимчивых фальсификаторов, а заодно разоряющий честных предпринимателей и общество в целом.

Число подделок с каждым годом растет. В 2004 году таможенными службами полиции по всему европейскому пространству было конфисковано более 103 миллионов подделанных товаров, что в десять раз превысило этот показатель за 1998 год. За последние годы резко выросло и количество подделанных пищевых продуктов и напитков. Сегодня эта цифра составляет 4,4 миллиона единиц.

Устрашающие размеры принимает и бум контрафактного производства лекарственных препаратов и медикаментов. По данным Всемирной организации здоровья, 60 процентов подделок приходится на развивающиеся страны, тогда как их сбыт предназначен для бедных и отсталых стран. Содержимое большинства псевдолекарств не соответствует установленным медицинским нормам, мало того, в них вообще отсутствуют какие-либо активные вещества. Так, к примеру, лекарства против малярии не содержат артузенат, указанный на упаковке и весьма необходимый при лечении этого заболевания.

Знать. Не знать. Скачивать!

По официальным данным, каждый пятый итальянец является постоянным потребителем фальсифицированной продукции. Диски, майки, сумки. В одних случаях приобретение подделок происходит неосознанно. Покупая, скажем, фирменные джинсы на базаре за грошовую цену, уверяю, не все клиенты задумываются о том, что эта вещь может быть подделкой. Большинство из них вообще не задумывается об их происхождении. Они просто радуются тому, что удалось отхватить фирменную вещь по низкой цене. Среди населения бытует мнение: раз фирменная вещь оказалась на базаре, значит, у нее есть какой-то небольшой брак либо она залежалась на магазинной полке, и ее попросту списали.

Интернет также представляет из себя настоящую кладезь подделок. Неосведомленные и доверчивые граждане в целях экономии путешествуют по Сети, то и дело попадаясь на фальсификации. Владельцы известных брендов периодически выставляют иски подобным сайтам-аукционам. Ведутся бесконечные следствия и судебные тяжбы. А в это время из продажи исчезает один бренд, его место занимает другой, и все повторяется сначала...

Другое дело, когда покупка подделок осуществляется сознательно: клиенты заведомо знают о том, что продукция фальсифицирована, но, несмотря на это, все равно не отказываются от ее приобретения. Как это происходит, к примеру, с пиратскими компакт-дисками и видеокассетами. Мало кто направляется за покупками CD, DVD и видеокассетами в специализированные магазины, где эта продукция стоит в два-три раза дороже, чем купленная с рук. А тот, кто хоть немного разбирается в компьютере и имеет свободный доступ к Интернету, и вовсе беспардонно и абсолютно безнаказанно «скачивает» всю необходимую информацию непосредственно из Сети, используя при этом, кстати, нелицензированные программы.

На Апеннинах основная масса населения, как большинство землян, вынуждена считать деньги в своих карманах. И зачем тогда при этом переплачивать, когда можно экономить?..

Черная благодарность

Так называемым уличным распространением фальсифицированной продукции на территории Италии традиционно занимаются выходцы с Черного континента. И надо сказать, их безмолвное присутствие на этом «рынке» вполне устраивает общественность. Африканцы бродят с огромными сумками взад и вперед по мощеным улицам полуострова, по ее бескрайним пляжам и небольшим площадям в поисках своих покупателей. А то и вовсе раскладывают свой поддельный скарб неподалеку от исторических памятников и музеев в многолюдных местах на виду. Причем делают они это так, чтобы и прохожие пройти могли, и в то же время можно было быстро скрыться на случай полицейской облавы.

У таких продавцов всегда полно клиентов. Многие приобретают товары у африканцев, так сказать, из добродетели, будучи совершенно уверенными, что таким образом они оказывают помощь иммигранту. И невдомек им, что большая часть вырученных денег идет в карман хозяину, наладившему это «производство». И который своих работников натурально держит в черном теле. То есть без контрактов на работу, без отчислений в пенсионный фонд, без оплаты больничных и сверхурочных и мизерной заработной платы.

Складывается парадоксальная ситуация: казалось бы, итальянцы, с одной стороны, выступают за честный бизнес, гарантию авторских прав, изо всех сил бьются с фальсификаторами, с другой — сами производят и приобретают подделки.

Причем значительная часть населения даже не осуждает себя за свои проступки. А к производителям и продавцам контрафактной продукции вместо злости и брезгливости вообще испытывают некоторую снисходительность.

Дело здесь, я думаю, в том, что, во-первых, большинство жителей полуострова не относят к разряду преступлений приобретение и использование подделок, а во-вторых, людьми движет постоянное желание обладать фирменной продукцией, а экономическая возможность приобретать ее есть не всегда, поэтому в некоторых случаях приходится соглашаться и на подделки. И ни настойчивая социальная реклама в телевизионном эфире, призывающая к использованию только оригинальной продукции, ни масштабная разъяснительная работа о вреде подделок для экономики и здоровья нации, ни показательные акции не могут убедить граждан бойкотировать фальсификаторов.

Ударим штрафом по несознательным покупателям!

Правоохранительные органы Апеннинского полуострова за долгие годы безрезультатной борьбы с подделками и их производителями пришли к следующему выводу: чтобы достичь результатов в антиконтрафактной политике, необходимо бороться не только с производителем-фальсификатором, но и с потребителем. Мол, не будет спроса — не будет и предложения. Поэтому наказывать надо и тех, и других. Чтобы покупателям тоже неповадно было. В общем, ударим по покупателю, сократим спрос, ну а там и производителя будет проще вывести на чистую воду. Сказано — сделано. И прошлый год вошел в историю Италии как год объявления открытой войны как фальсификаторам, так и потребителям их продукции. За эффективную меру наказания несознательных покупателей, приобретающих подделки, был выбран штраф. Первыми «жертвами» этого нововведения стали три иностранные гражданки: одна датчанка и две француженки, естественно, совершенно неосведомленные об изменениях в уголовном кодексе Италии. Штраф, который пришлось выложить каждой, наверное, остался самым ярким воспоминанием о путешествии в страну Дольче Виты. Десять тысяч евро с носа за покупку поддельной сумочки от «Louis Vuitton», очков от «Dior» и футболок.

Не знаю, появится ли после случившегося у трех европеек желание снова посетить Италию, но уж охоту на покупку подделок у них отбили точно.

Тогда эта новость облетела весь земной шар. Но новые туристы, прибывающие в Италию, все-таки пытают свою судьбу. И вот еще двое смельчаков, на этот раз из Польши, тоже купились на дешевые подделки. И тут же были оштрафованы.

Подобные меры неминуемо повлекли за собой недовольство со стороны населения и приезжих: что за несправедливость, мы-то тут при чем? Но полиция пока стоит на своем. «Денежное взыскание с покупателей подделанной продукции — это не несправедливость, а инвестиция в законность страны» — так высказался в защиту действующего закона председатель Конфедерации индустрии синьор Беретта.

Впрочем, подобные меры так и не привели к радикальному изменению положения дел в стране. Количество подделок не сократилось, не уменьшился и спрос на них. Само же население Апеннин после введения «штрафной системы» стало действовать более осмотрительно: теперь никто подолгу не останавливается возле продавцов-африканцев, не рассматривает скрупулезно их товар, как это было раньше. Они отводят продавцов за угол, или приглашают зайти в бар, или приглашают их сесть в свою машину, где и совершается сделка.

Фальсификаторы в законе

Хотя некоторый сдвиг в раскрытии подпольных фабрик все-таки наметился. За последний период налоговой полицией раскрыто много дел. В Болонье, например, был обнаружен цех по производству контрафактных консервов. Умельцы переклеивали этикетки на банках с просроченными продуктами. «Обновленные» консервы мошенники сбывали владельцам ресторанов и столовых. И еще одно дело увенчалось успехом для итальянской полиции. Не так давно, в сентябре этого года, была конфискована целая партия поддельных сумок. При этом был задержан гражданин Китая, возглавляющий частную фабрику в небольшом городке Прато, что в Тосканской провинции. Теперь ему придется отвечать перед итальянским законом и за контрафактные сумки, и за использование нелегального труда иммигрантов.

Правда, есть на Апеннинском полуострове и уважаемые, почитаемые фальсификаторы. Ими являются художники, подделывающие картины. Их деятельность узаконена. И, мало того, даже сертифицирована. Наиболее талантливые мастера объединены в ассоциацию и на законных основаниях подделывают и Тициана, и Рембрандта, и да Винчи. Каждая такая копия сама по себе считается своеобразным произведением искусства. Их творчество пользуется большим спросом и в Италии, и за ее пределами. Среди покупателей картин немало и известных личностей. Одни покупают копию, чтобы возместить им оригинал, хранящийся в банке. Другие просто преклоняются перед творчеством мастеров-имитаторов.

Похоже, что мир контрафактной продукции не знает кризиса. А экономическая нестабильность в стране только на руку фальсификаторам, какими бы они ни были.

Алла ДЕРНОВСКАЯ

г. Рим


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии