Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Нурлан Искаков: Не терплю экологов-статистов

Фото : 3 ноября 2006, 12:50


Страна обзаводится новым природоохранным документом - Экологическим кодексом, призванным навести порядок в государственной политике охраны окружающей среды. Аналогов нашему «зеленому» кодексу на просторах СНГ нет. Хотя за 15 лет независимости истерзанный экологическими болячками Казахстан заслужил иметь более-менее отвечающее международным стандартам природоохранное законодательство. 26 октября на пленарном заседании мажилисмены единогласно одобрили проект Экокодекса.
Тем самым парламент оказал доверие новому министру Нурлану Искакову, который находится на этой должности всего семь месяцев. К слову, самое малочисленное из всех министерств - «зеленое» - за год сотрясли сразу две отставки одного за другим министров охраны окружающей среды. Г-н Искаков - третий по счету и, похоже, самый везучий. Под его руководством доводится до ума концепция устойчивого развития Казахстана, о которой так много говорят с высоких трибун и на «круглых столах». Практически завершена работа по созданию Национального атласа РК в трех томах, куда вошли труды свыше 100 академиков и докторов наук. И, главное, с 2007 года крупнейшие природопользователи, в том числе зарубежные инвесторы, вынуждены будут по-иному выстраивать свою деятельность в республике, когда одними штрафами за превышение эмиссий не отделаешься. Об этом и многом другом «Литеру» рассказал Нурлан Абдильдаевич.
ЛИТЕР-Неделя: Считается, что проект Экологического кодекса (ЭК) максимально приближен к европейским директивам в области охраны окружающей среды. В чем это заключается? Насколько наше экозаконодательство гармонизировано с международными нормами?
И.Н.: В свое время Казахстан ратифицировал 22 международные конвенции в области охраны окружающей среды. Восемнадцать из них нашли отражение в нашем ЭК. В процессе разработки документа нас консультировали эксперты из Франции, Германии, Дании и Великобритании, а также ученые из стран Балтии. Поэтому в кодексе были учтены около 30 директив Евросоюза, взяты положения из примерно 200 нормативно-правовых актов РК, а также модельного «зеленого» кодекса стран СНГ. Кстати, казахстанские наработки, в свою очередь, взяты на вооружение межпарламентской ассамблеей СНГ и их рекомендуют другим государствам Содружества как образец.
Меня часто спрашивают, насколько жизнеспособен ЭК? Года полтора-два назад были приняты два закона об экологическом страховании и аудите. Эти проекты разработаны в соответствии с международными стандартами, но не сработали, потому что базовый закон «Об охране окружающей среды» не соответствовал мировым нормам. Нынешний кодекс «поглотил» и этот, и законы об атмосферном воздухе и экологической экспертизе. Большое спасибо за это депутатам. Это один из немногих законопроектов, который так живо обсуждался в общественных кругах, и парламентарии очень помогли нам в переработке устаревших законодательных актов и доведении их до современного уровня. Еще один несомненный плюс документа - большинство положений ЭК имеют характер прямого действия без отсылки к подзаконным нормативным правовым актам. А это открывает путь широкой судебной практике, чего не было раньше.
ЛИТЕР-Неделя: Какие конкретные новшества объединил в себе ЭК? Усложнится ли порядок выдачи разрешения на эмиссии в окружающую среду?
И.Н.: В документе мы видоизменили понятие «экологическое разрешение». Во-первых, полностью определен порядок его выдачи природопользователю. От выдаваемых нынешних эти разрешения будут отличаться более длительными сроками. То есть они не ежегодные, а выдаются раз в 3-5 лет. Но прежде чем его получить, руководитель предприятия должен провести общественные слушания и перед народом объяснить: «вот это я хочу так-то вести, столько-то буду тратить на природоохранные мероприятия». Только после этого он сможет прийти к нам.
Кодекс предусматривает разделение предприятий на четыре группы - по сложности производства и степени возможного воздействия их на окружающую среду. Так, для 4-й группы вообще вводится порядок выдачи разрешений на основе представленной декларации без процедуры государственной экологической экспертизы. Введение экологических разрешений позволяет ликвидировать лицензирование экологически опасных видов деятельности, а два вида лицензий по экологическому аудиту и проектированию, нормированию и работам в области экологической экспертизы объединить в один, который в дальнейшем, после создания палаты экологических аудиторов, можно будет отдать этой организации.
В проекте кодекса полностью установлен порядок осуществления инспекторских проверок при государственном экологическом контроле, что соответствует современным реалиям. Но при осуществлении экологического контроля акценты смещены в сторону производственного. Проще говоря, предприятия сами будут следить за собой, при этом регулярно отчитываясь перед уполномоченным органом.
ЛИТЕР-Неделя: А как идет работа по пересмотру заключенных меморандумов с природопользователями?
И.Н.: В свое время это был хороший шаг. Но эти меморандумы никуда не пришьешь. Это лишь намерение. Поэтому их выполнение оставляет желать лучшего. Их заключают тогда, когда нужно получить разрешение на очередной объем выбросов в окружающую среду. С нового года каждый природопользователь будет получать только экоразрешения, то есть законно выданный документ, по которому мы и будем определять взятые природопользователем обязательства.
Мы проанализировали результаты реализации 11 меморандумов с крупными природопользователями за I полугодие. И вот что получается. Два меморандума ЗАО «КазТрансГаз» и АО «Петро Казахстан Кумколь ресорсиз» исчерпали себя. АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» не выполнило обязательства. Остальные восемь продолжают работать. Возьмем ЗАО «КазТрансГаз». Оно выполнило свои обязательства. Но для решения проблемы уменьшения выхлопов автотранспорта в Алматы необходим более широкий спектр мер. Мы предлагаем сократить действие меморандума, так как компания выполнила взятые обязательства, а дальнейшее решение вопроса улучшения алматинской экологии вести через согласование региональных экологических программ, где в обязательном порядке должно быть предусмотрено выделение средств из местного бюджета на проведение мероприятий по минимизации влияния передвижных источников.
С АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» меморандум расторгнут в одностороннем порядке, так как обязательства по ликвидации замазученных территорий и утилизации нефтешлемов они не выполняют.
ЛИТЕР-Неделя: Как обстоят дела на Каспии? Привлечены ли к ответственности добывающие компании за разлив нефти, гибель морской флоры и фауны?
Н.И.: Любая нефтяная операция влечет за собой загрязнение среды. Но это не значит, что нельзя минимизировать вредные воздействия хозяйствующих субъектов на природу. Согласно законодательству, их можно привлекать к административной ответственности. Налагать штрафы, претензии и иски о возмещении ущерба окружающей среде, вплоть до остановки производственной деятельности через суд и инициирования отзыва разрешительных документов.
Вот в СМИ пишут, что новый министр ссорится с инвесторами. Я просто выполняю поручение главы государства. Все предприятия, в том числе брендовые, должны работать у нас так же, как и на Западе. Своим решением я отозвал разрешение, выданное «Аджип ККО» по размещению отходов в Каспийском море. В Каспии должен быть нулевой сброс - это наша принципиальная позиция. Нам они говорят: так делают в Северном море, Мексиканском заливе. Нельзя сравнивать Каспий, закрытый водоем, с открытыми. Казахстану принадлежат 25 процентов территории Каспия, где объем воды не более одного процента, а средняя глубина всего шесть метров. А в северной части шельфа глубина вообще полтора-два метра, так что можно километрами шагать по нашему Каспию.
Считаю, что по отношению к ТОО «Тенгизшевройл» Министерство энергетики и минресурсов должно принять жесткие меры. Мы на этом настаиваем. В контракте, под которым они подписались, написано, что предприятие должно четко придерживаться национального законодательства. И точка. Условия контракта не могут нарушаться. Им сегодня легче заплатить штраф, нежели выполнить обязательства.
У всех крупных предприятий мы запросили список намеченных экологических проектов. Я буду жестко настаивать на увеличении средств на экопроекты. Они строят школы и больницы, но я как министр экологии считаю, что нужнее возводить экологические объекты. Например, в плачевном состоянии канализационные очистные сооружения. Пожалуйста, пусть строят мусороперерабатывающие заводы и системы водо-снабжения.
В этом году министерством предъявлены претензии за загрязнение окружающей среды и взыскании в доход государства возмещения экологического ущерба на сумму 11,4 млрд тенге. Всего за 9 месяцев этого года платежи в бюджет государства за загрязнение окружающей среды составили 20,2 млрд тенге, из которых на нефтегазовый сектор приходится 13,9 млрд тенге.
ЛИТЕР-Неделя: Почему правительство не принимает предложения депутатов установить различные налоговые льготы и преференции предприятиям за внедрение передовых экологически чистых технологий? Может, стоит подумать и над созданием экологических фондов, чтобы предприятия направляли собственные средства на природоохранные мероприятия и вычитать эти суммы из их платежных обязательств?
Н.И.: Мы не против. Понимаете, сегодня платежи за загрязнение окружающей среды за два года заметно снизились, как и средства на природоохранные мероприятия. Если в 2004 году на них субъекты направили 21 процент от положенного, то в прошлом году всего 15 процентов, а это 26,6 млрд тенге. В этом году ожидаем почти 50 млрд тенге. Объем платежей адекватен объему эмиссии один к одному. Сколько загрязнили, столько же должно пойти на решение задач по загрязнению.
Вообще создание фондов, экономическое стимулирование - это вопросы налогового и Бюджетного кодексов. Платежи являются частью налогов. И мы убедили депутатов в том, что в отраслевом кодексе, а именно таковым и является экологический, нельзя прописывать подобные моменты. И потом, правительство предпринимает кое-что по созданию преференций добросовестным хозяйствующим субъектам. Так, введены льготы для природопользователей, внедривших стандарты ИСО-9001 и ИСО-14001.
ЛИТЕР-Неделя: Предельные ставки платы за эмиссии в окружающую среду теперь утверждаются правительством. Что это дает?
Н.И.: Предельные ставки платы за эмиссии различаются по регионам в десятки раз, что, конечно, вызывает справедливые нарекания. Утверждение их правительством позволяет прийти к единообразию по установке ставок в целом по республике. У маслихатов остается право их регулирования в определенных пределах.
Депутаты маслихатов зачастую думают, что если повысить плату, то это будет хорошо. Но нельзя забывать, что ставки платежей - составляющая тарифа. И они занимают до 15 процентов тарифообразующей ставки. Повышая платежи, в итоге расплачиваемся мы, потребители, а не предприятия. Поэтому в проекте ЭК черным по белому написано, что и нижний, и верхний пределы устанавливает правительство. И государство будет отныне регулировать их, исходя из инфляционной ситуации в стране. Мы направили также конкретные предложения в Антимонопольный комитет с целью вывода ставок за эмиссии из тарифов.
ЛИТЕР-Неделя: В СМИ то и дело пишут о том, что Казахстан стал полигоном для хранения и захоронения радиоактивных отходов из других стран. Это на самом деле так?
Н.И.: Ввоз радиоактивных отходов из других стран запрещен нашими законами и противоречит принципам МАГАТЭ. То есть отходы должны лежать там, где они образуются. Надежные технологии захоронения отходов в больших объемах практически отсутствуют, и гоняться за прибылью в ущерб экологии - это непростительная глупость.
Нам бы со своими хвостохранилищами в Кошкар-ате и Степногорске разобраться.
ЛИТЕР-Неделя: На июньской коллегии вы довольно жестко охарактеризовали деятельность подведомственных вам структур в регионах. Вы многих уволили?
Н.И.: В центральном аппарате трудится 141 человек. В экологии должны работать профессионалы. Я никого не увольнял. Два начальника территориальных управлений Акмолинской и Восточно-Казахстанской областей ушли по собственному желанию. Работу начальников управлений оценивают по трем факторам. Есть реестр экологических проблем каждого региона. Для их решения надо теснее работать с маслихатами и пробивать средства. Есть сетевой график работы по расходованию средств на природоохранные мероприятия. Потом надо активнее привлекать общественность, взаимодействовать с НПО и учиться отчитываться перед населением о проделанной работе. Пусть делами доказывают, кто на что способен. Я вообще не терплю экологов-статистов.
ЛИТЕР-Неделя: Ваше назначение на пост министра было неожиданностью. Вы сами этого хотели? С супругой советовались?
Н.И.: Не успел. Но согласился сразу. Это же поручение президента. Буду считать себя счастливым человеком, если смогу посодействовать продвижению страны на более высокие стандарты качества жизни. Начиная с апреля живу просто в бешеном ритме. Бывает тяжело, хотя я в свое время проработал почти четыре года вице-министром охраны окружающей среды.

Жазира БУКИНА, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии