Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Новый пилот «Самрука». Сэр Ричард Эванс знает, как «делаются дела» в «третьем мире»

Фото : 4 ноября 2006, 11:50

Сэр Ричард Эванс знает, как "делаются дела" в "третьем мире"

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ

20 октября 2006 года вице-премьер Казахстана Карим Масимов представил нового независимого председателя совета директоров госходинга "Самрук" сэра Ричарда Гарри Эванса. С 1998 по 2004 год сэр Эванс возглавлял компанию BAE Systems, которая является четвертым по величине производителем оружия в мире.

В ближайшее время выйдет ряд постановлений правительства, в соответствии с которыми количество компаний, входящих в состав холдинга "Самрук", значительно увеличится. При этом будут расширены функции холдинга, а также значение, роль и место "Самрука" в развитии экономики страны", отметил г-н Масимов.

Сэр Ричард Гарри Эванс (до посвящения в рыцари в 1996 году - Дик Эванс) всю свою жизнь посвятил британской аэрокосмической и оборонной отрасли. Он родился в 1942-м в Блэкпуле, Англия, после окончания престижной Royal Masonic School в 1960 году сделал успешную карьеру чиновника - сначала в Министерстве транспорта и гражданской авиации, затем во вновь образованном Министерстве технологии. В те годы британская оборонная индустрия была в руках государства, и будущего рыцаря назначили сначала в компанию Ferranti, а затем в British Aircraft Corporation (BAC). К 1978 году, когда эта компания вошла в состав British Aerospace (BAE), он уже занимал должность исполнительного директора. В 1983 году, после очередной реорганизации, Ричард Эванс стал управляющим директором BAEWarton и членом равления Aircraft Group, в 1990-м - исполнительным директором этой компании, а с 1992 года вошел в состав правления авиагиганта Airbus Industrie, в котором британская компания до недавнего времени имела 20-процентный пакет. В 1998 году сэр Ричард стал главой British Aerospace. В ноябре 1999-го эта корпорация слилась со старейшим британским оборонным концерном Marconi, который был куплен американским гигантом GE еще в 1960-х годах.

Несмотря на приватизацию в начале 1980-х, BAE Systems по-прежнему является оборонной компанией, контролируемой британским правительством, без согласия которого не может быть изменен устав компании. Также запрещена продажа за рубеж более 15 процентов акций, руководящие должности в BAE Systems могут занимать только подданные Соединенного Королевства. Компания участвует в крупнейших оборонных программах Британии и США, таких, как строительство атомных подлодок и новейшего истребителя пятого поколения F-35.

Самые большие деньги BAE Systems приносят поставки оружия странам "третьего мира". Особенно выгодным стало сотрудничество с Саудовской Аравией. Так, в 2003 году поставки самолетов для ВВС этой страны принесли BAE Systems 42 процента всей годовой прибыли. По сообщениям британского издания Guardian, британские чиновники знали, но не препятствовали участию компании и лично сэра Эванса в сомнительных схемах.

Компания неоднократно обвинялась в сотрудничестве с диктаторскими режимами по всему миру, загрязнении окружающей среды и участии в коррупционных схемах. Интернет-СМИ Сorpwatch.org писало, что для облегчения доступа к саудовским принцам BAE даже организовала и финансировала элитные бордели. Дело того стоило - речь шла о крупнейшем оборонном контракте за всю британскую историю - продаже 72 бомбардировщиков Tornado и 30 истребителей Hawk. Взаимоотношения BAE и саудидов имеют давнюю историю - за два десятилетия британцы продали в Аравию самолетов и другого снаряжения на 33 миллиарда долларов. Плодотворное сотрудничество началось еще в 1986 году, когда Конгресс США запретил американским компаниям поставлять арабам оружие.

За полученное вооружение Саудовская Аравия должна была расплачиваться поставками сырой нефти. Пресса опубликовала откровения сотрудника ЦРУ Роберта Баера, утверждавшего, что техника поставлялась по завышенным ценам, а часть доходов от ее продажи шла прямо в карман членов королевской семьи. В 1994 году британский парламентарий Том Dalyell обвинил сына бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер в получении со сделок с саудовцами комиссии в 12 миллионов фунтов. Правительство тогда отказалось расследовать это обвинение. Меньше повезло британскому министру Джонатану Эйткену, который в 1993 году попал в тюрьму по обвинению в получении взяток от граждан Саудовской Аравии.

Торговля оружием неотделима от коррупции. BAE Systems поставляла оружие Индонезии, обвиняемой в геноциде в Восточном Тиморе. Продажу самолетов Зимбабве, начавшему интервенцию в Конго, успели пресечь британские контролирующие органы. Плодотворными были контакты с чилийским диктатором Пиночетом. В сентябре 2005 года тот же Guardian писал, что за "правильные" советы советники генерала получали значительные суммы. Сейчас по этим контрактам идет следствие и в Чили, и в Великобритании.

Компания долгие годы пользовалась особым расположением правительства Великобритании. По утверждению британской прессы, "Сэр Ричард Эванс был одним из немногих бизнесменов, которые могли видеть Тони Блэра по первому требованию". Во время своей выборной кампании в 1992 году будущий премьер публично обещал расследовать контракты BAE с саудовцами, но после своего избрания благополучно об этом забыл.

Компания, со своей стороны, прилагала значительные усилия для уменьшения критики в свой адрес. Так, представители Campaign Against Arms Trade (CAAT), международной общественной организации, противодействующей нелегальной торговле оружием, недавно заявили, что в 1990-х годах BAE заплатила 120 тысяч фунтов частной сыскной фирме, чтобы проникнуть в базы данных СAAT c целью получения информации об активистах этого движения.

В Казахстан BAE Systems пришла также при поддержке правительства Ее Величества. В 2000 году между Великобританией и Казахстаном был подписан меморандум о взаимопонимании. В нем со стороны BAE Systems предусматривалось инвестирование средств в развитие инфраструктуры авиаперевозок в республике. В сентябре 2001 года британская компания и правительство Казахстана подписали документы о создании совместного предприятия - авиакомпании ЗАО "Эйр Астана". 51 процент акций СП получило правительство страны, 49 - BAE Systems.

Первой жертвой новой компании стал "ЭйрКазахстан", лишившийся статуса национального перевозчика. Затем пришла очередь конкурентов из-за рубежа. В 2004 году две британские авиакомпании Astraeus и European Aviation лишились права летать в Казахстан. До этого их самолеты трижды в неделю совершали полеты в Атырау и Уральск по заказу таких нефтяных компаний, как BG, ENI и ChevronTexaco. Этими рейсами пользовались сотрудники компаний, разрабатывающих нефтяные месторождения Казахстана, в том числе Карачаганак, которое является крупнейшим в мире нефтяным проектом. Конкурентам не помогло ни британское подданство, ни официальный протест Министерства транспорта Великобритании.

Одновременно BAE Systems попыталась получить контракт на модернизацию ПВО нашей республики. По оценкам экспертов, возможная сделка Казахстана с ВАЕ Systems оценивалась в миллиард долларов. Сумма объяснялась размерами системы ПВО - по данным независимых экспертов, только зенитно-ракетных комплексов (С-75,125, 200, 300) в Казахстане имелось около ста. Половина их - С-75 и С-125 - уже сильно устарела. Кроме того, в составе сил воздушной обороны насчитывалось 135 боевых самолетов, почти восемьдесят транспортных и учебных самолетов и около ста вертолетов.

Когда информация о переговорах стала известна союзникам нашей республики по ОДКБ, разразился скандал. Известно, что степень кооперации в оборонном комплексе бывшего Союза больше, чем где бы то ни было. По данным российского "Рособоронэкспорта", примерно 500 оборонных предприятий России имеют кооперационные связи более чем с 1200 хозяйствующими субъектами государств СНГ. Так, в кооперации по производству ЗРК С-300ПМ участвуют 103 предприятия, которые находятся не только в России, но и в Армении, Белоруссии и Украине, а истребителей МиГ-29 - 568 предприятий всех стран СНГ.

Если бы контракт состоялся, то британская компания получила бы доступ ко всем разработкам в сфере ПВО не только Казахстана, но и России, Белоруссии и Украины. В конце концов министр обороны Мухтар Алтынбаев вынужден был лично выступить с опровержением информации о заключении контракта, аналогичное заявление сделал МИД республики. Однако сам факт переговоров с BAE Systems не отрицался.

Какие плоды в долгосрочной перспективе принесет назначение на пост госхолдинга "Самрук", объединяющего крупнейшие госкомпании Казахстана, человека, всю жизнь отдавшего развитию западной транснациональной оружейной корпорации, - можно только догадываться. Можно ли быть "независимым" на такой должности и с такой биографией? Это мы узнаем очень скоро - по названиям компаний, с которыми теперь "Самрук" будет заключать крупнейшие контракты, по именам победителей основных тендеров и конкурсов.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии