Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Не откладывая на завтра. Наталья Коржова о легализации имущества и капиталов

Фото : 8 ноября 2006, 14:12

Разовая акция по легализации недвижимости и капиталов в стране идет уже четыре месяца, тем не менее вопросов еще много. Сегодня на вопросы «Литера» о том, что касается легализации, отвечает министр финансов Наталья Коржова.

- Наталья Артемовна, если составить своеобразный хит-парад законодательных решений этого года, то, пожалуй, амнистия недвижимости и денег прочно занимает одну из верхних строчек. Кто-то хвалит этот закон, кто-то ругает, вспоминая аналогичную не очень результативную акцию легализации капитала в 2001 году. Объясните, пожалуйста, зачем все-таки нужна легализация?

- Я не соглашусь с тем, что акция по легализации капитала, проведенная в 2001 году, была нерезультативной. Возможно, сумма порядка 500 млн долларов теневых денег, которая была легализована, кому-то и кажется небольшой. Однако нужно понимать, что сегодняшний Казахстан и Казахстан пять лет назад, как говорится, две большие разницы. То был первый опыт государства убедить своих граждан в том, что можно и нужно выходить из тени. Он удался хотя бы потому, что на легализацию пошли.

Объяснить, зачем нужна легализация, несложно, это относится к разряду прописных истин. Во-первых, затем, что у нас в стране есть что легализировать. По статистическим данным за 2005 год, в Казахстане более 1,4 млн объектов недвижимости не имеют надлежащей госрегистрации. Владельцы недвижимости не имеют необходимых правоустанавливающих документов, а значит, по сути, не могут являться законными владельцами. Во-вторых, жить на птичьих правах, а все, кто находится в тени, и значит, вне закона, именно так и живут, согласитесь, по меньшей мере, некомфортно. Если речь идет о незарегистрированной недвижимости, то владельцы не могут запустить ее в оборот: продать или выставить в качестве залога в банке, чтобы взять кредит. Кроме того, всегда существует опасность того, что в ходе той или иной отработки такой горе-хозяин попадет в поле зрения правоохранительных органов. И еще, владельцы незарегистрированного имущества фактически беззащитны перед всякого рода мошенниками: они могут лишиться имущества в результате махинаций. К сожалению, в этом случае закон бессилен, аферисты знают это и часто используют владельцев незарегистрированного имущества в своих преступных целях.

Если речь идет о теневых деньгах или ценных бумагах, то тоже понятно, что пускать их в дело весьма проблематично, и если до сих пор все как-то обходилось, это - случайность. Закономерность заключается в том, что рано или поздно все тайное становится явным. Казахстан успешно интегрируется в мировую экономику, и этот процесс необратим. Теневым капиталам все сложнее работать в таких условиях. Государство делает большой шаг навстречу, предлагая начать все с чистого листа.

- Заманчиво. Однако психология нарушителя и обманщика, которыми, как ни крути, вольно или невольно в глазах закона являются субъекты, на которых рассчитана эта акция, устроена таким образом, что сдаваться они будут только в крайнем случае. Кроме того, многие опасаются, что явка с повинной будет иметь для них нежелательные последствия. В лучшем случае - огласку, в худшем - «продолжение банкета» в кабинетах других ведомств, куда как менее безобидных, чем Минфин.

- Совершенно напрасные опасения. Что касается огласки в ходе акции по легализации недвижимого имущества и капитала, то нами приняты все меры по защите конфиденциальности личной информации. Приказом министра финансов «О некоторых вопросах проведения легализации имущества в налоговых органах» утверждена инструкция по проведению легализации имущества в налоговых органах. Кроме регламента по созданию комиссии и порядка проведения легализации в него внесены дополнения и изменения, согласно которым документы, представленные на легализацию денег, не рассматриваются комиссией налогового комитета. Фактически эти документы видят только два человека - сотрудник, непосредственно занимающийся приемом всех документов, представляемых на легализацию, и председатель налогового комитета, который заверяет отметку о принятии заявления, то есть подтверждает легализацию заявленного имущества.

Кроме того, для дополнительной конфиденциальности приказом предусмотрено дополнительное подписание каждым сотрудником налогового комитета, непосредственно занимающимся приемом и рассмотрением документов по легализации имущества, обязательства о соблюдении конфиденциальности и неразглашения информации, полученной в процессе проведения легализации имущества, без ограничения каких-либо сроков давности. Этот документ подписывается отдельно и, несмотря на уже существующие обязательства о неразглашении сведений, составляющих государственную и служебную тайну, полученных при исполнении служебных обязанностей, каждым госслужащим, независимо от обязательств работников налоговой службы о неразглашении данных, составляющих налоговую тайну. Так что конфиденциальность в данном случае имеет три степени защиты.

Что касается боязни иметь дело с правоохранительными органами, то на людей, имеющих серьезный конфликт с Конституцией или Уголовным кодексом, эта акция не распространяется. По закону не подлежит легализации имущество, полученное в результате совершения коррупционных правонарушений, преступлений против личности, мира и безопасности человечества, основ конституционного строя и безопасности государства, собственности, интересов государственной службы, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Не подлежит легализации имущество, права на которое оспариваются в судебном порядке, а также деньги, полученные в качестве кредитов, и имущество, предоставление прав на которое не допускается законами Республики Казахстан.

- Наталья Артемовна, согласитесь, что большая часть теневого имущества так или иначе нажита неправедно, а значит, все-таки вступает в диссонанс с Уголовным кодексом. Выходит, что опасения попасть под горячую руку Фемиды небеспочвенны?

- Вы правы в том, что обычно в тень уводят то, что было приобретено с нарушением закона. Но я повторяю: страна меняется, переходит на более высокую ступеньку развития. И сегодня для государства гораздо более важнее вернуть в легальный оборот теневое имущество, нежели наказать за прошлые грехи. Это совершенно не означает, что незаконная деятельность поощряется таким образом - это излюбленный контраргумент некоторых политиков и общественных деятелей популистского толка. Акция по легализации имущества не поощряет воровство и нарушение закона! Страна не стоит на месте, мы развиваемся и совершенствуемся, убирая те пробелы, которые были в 90-х годах. Сейчас совсем другая экономика, другая правовая база, более цивилизованный бизнес. И мы должны дать возможность вернуться нашим гражданам в правовое поле.

Закон дает гарантии запрета на проведение процессуальных действий, в том числе на уголовное преследование или административные взыскания, на основании информации, полученной в процессе проведения легализации имущества.

От уголовной ответственности освобождаются субъекты, совершившие преступления по статьям 190-192, 193 (часть первая, пункты а) и б) части второй, пункты б) и в) части третьей, за исключением случаев, когда деяние, предусмотренное частью первой 193 статьи, совершено преступными группировками.

От административной ответственности освобождаются субъекты, нарушившие статьи 118, 120, 143, 154, 155 (часть первая), 178, 179, 182, 185, 189, 205-209, 237, 239, 253, 357-2. Так что бояться действительно нечего.

- Очень полезная информация, а главное - стимулирует к изучению Уголовного и Административного кодексов.

- Все очень просто. Статья УК 190 - незаконное предпринимательство, 191 - незаконная банковская деятельность, 192 - лжепредпринимательство, 193 -легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, 218 - нарушение правил бухгалтерского учета, 221 - уклонение гражданина от уплаты налога, 222 - уклонение от уплаты налогов с организаций.

По Административному кодексу также широкий охват правонарушений, включая сферу земельных отношений, бухгалтерский учет, лицензирование процедуры банкротства. А вообще знать законодательство нужно всем. Поэтому не лишним будет проштудировать все названные статьи самостоятельно.

- И все же, несмотря на все ваши резонные доводы, процесс легализации идет вяло. Почему?

- Надо признать, что начало акции действительно несколько затянулось, что вызвало резкую критику и главы государств, и правительства. Однако говорить о том, что акция идет вяло или тем более провалилась, нельзя категорически. Результаты последнего 92 месяца показывают положительную динамику количества представляемых в налоговые органы заявлений на легализацию имущества. На 3 ноября в налоговые органы поступило 9 354 заявлений на легализацию имущества на сумму 1, 396 млрд тенге. Из поданных заявлений принято 8 844, имущества фактически легализовано на сумму 1, 346 млрд тенге. При этом 779,1 млн тенге - это легализованные деньги. Стоимость легализованной сельскохозяйственной техники составила 365,9 млн тенге, в том числе освобожденной от уплаты сбора за легализацию имущества - 284,3 млн тенге. Если рассмотреть динамику по месяцам, то можно убедиться, что она достаточно позитивная: так, если за август легализовано имущество по 810 заявлениям на сумму 244,2 млн тенге, то в сентябре по 3 248 заявлениям на сумму 512,2 млн тенге, а в октябре уже по 4 281 заявлениям на сумму 473,8 млн тенге.

- А кто освобождается от уплаты сбора?

- Те, кто по состоянию на 1 января 2006 года уплатили налог на легализуемое имущество и земельный налог в отношении земельных участков, на которых указанное имущество расположено, и состоят на учете в налоговых органах. Те, кто не являются плательщиками налога на имущество и земельного налога в соответствии с налоговым законодательством. И производители сельскохозяйственной продукции по специализированной сельскохозяйственной технике, используемой в производстве собственной сельскохозяйственной продукции.

- Бытует мнение, что как раз сельские жители в силу разных причин являются самыми инертными.

- Как раз наоборот. Основная масса подаваемых в налоговые органы заявлений - это заявления на легализацию сельхозтехники. И мы ожидаем рост обращений сельчан, поскольку уборка завершилась. Появилось свободное время и деньги.

- Сейчас уже можно говорить о региональных тенденциях?

- По количеству принятых заявлений можно выделить четыре региона: Восточно-Казахстанская область - 2 581 заявление на сумму 250,2 млн тенге, Акмолинская - 1 313 заявлений на сумму 59,1 млн тенге, Северо-Казахстанская - 1 099 заявлений на сумму 47,3 млн тенге и Костанайская - 757 заявлений на сумму 44,5 млн тенге. В конце списка находится Мангистауская область с пятью принятыми заявлениями на 18,3 млн тенге. Южные области тоже не проявляют особой активности.

По легализации денег наибольшие суммы поступили по Астане - 260 млн тенге, Алматы - 271,2 млн тенге и Карагандинской области - 173,9 млн тенге.

- А сколько получила государственная казна?

- За весь период акции сумма сборов за легализацию имущества, включая имущество, легализуемое через комиссии при местных исполнительных органах, составила 311,5 млн тенге.

- Говорят, что сбор в размере 10 процентов от стоимости легализуемого имущества является второй после боязни уголовного или административного наказания причиной, по которой население так долго думает?

- Скорее всего, да. Еще в процессе прохождения закона в парламенте этот пункт вызвал горячие споры. В первоначальном варианте законопроекта предполагалось, что легализация будет осуществляться бесплатно, но депутаты нашли это неправильным. Просто надо совершенно четко понимать, что в любом случае 10 процентов - это гораздо меньше того, чем придется жертвовать «теневикам» в том случае, если они так и не решатся на легализацию.

- То есть?

- Государство стремится к прозрачности. А для этого, образно говоря, все надо разложить по полочкам. После окончания акции своеобразный мораторий на уголовное и административное наказания закончится, однако работа государства по выводу имущества и денег из тени - нет. Так что имеет смысл подсчитать и сравнить.

- Если продолжать ряд причин, по которым нелегалы «не сдаются», то можно назвать, по крайней мере, еще одну. Комиссии созданы и при местных исполнительных органах, и при налоговых комитетах. Это несколько дезориентирует граждан, поскольку простая логика подсказывает им, что обращаться можно в любую на выбор. И когда их из одной комиссии переправляют в другую, идти уже никуда не хочется.

- На самом деле легализуют имущество две комиссии: при районных и городских акиматах и при налоговых комитетах. В налоговый комитет следует обращаться, если вы решили легализовать деньги, которыми располагаете в Казахстане или за его границами, недвижимое имущество и ценные бумаги, находящиеся за границей, имущество и ценные бумаги, оформленные на ненадлежащее лицо, а также другое неоформленное имущество в РК.

В комиссию при акимате следует обращаться, если нужно легализовать недвижимость (в том числе гаражи, дачи, хозпостройки), находящуюся в Казахстане и права на которую оформлены надлежащим образом.

- А какие нужны документы?

- Пакет необходимых документов зависит от легализуемого имущества, но он невелик. В любом случае необходимо предоставить заявление о легализации в двух экземплярах, удостоверение личности, квитанцию об уплате сбора. Представители юридического лица должны также предоставить нотариально заверенные копии устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства налогоплательщика и документы, подтверждающие полномочия этих представителей.

Каждое заявление на легализацию недвижимого имущества в РК рассматривается индивидуально. В течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления комиссией выносится мотивированное решение по каждому объекту легализации о возврате документов, отказе в легализации недвижимого имущества либо о дальнейшем рассмотрении документов.

После вынесения решения о дальнейшем рассмотрении документов комиссия принимает меры по оформлению государственными органами и организациями следующих документов: технического паспорта на объект недвижимости, акта приемки объекта в эксплуатацию, акта на право частной собственности на земельный участок. Организационные вопросы по оформлению данных документов возлагаются на комиссию.

Выдача документов по жилым объектам для граждан Казахстана, являющихся субъектами легализации имущества, осуществляется бесплатно.

По окончании процесса оформления документов в срок не позднее двух месяцев со дня обращения комиссия выдает субъекту легализации решение о легализации недвижимого имущества вместе с оформленными документами, с одновременным включением сведений в реестр легализованного имущества.

Субъекты легализации, легализовавшие недвижимое имущество, вправе распоряжаться указанным имуществом с момента государственной регистрации.

Однако надо отметить, что процедура легализации на местах к Минфину прямого отношения не имеет. Все вопросы по этому поводу надо задавать членам комиссий. Насколько мне известно, комиссии проводят широкую разъяснительную работу, во всяком случае, должны ее проводить.

- У нас менталитет что ли такой - откладывать все на последний день, а потом давить друг друга в очереди. Как долго продлится акция?

- Надо отметить, что акция по легализации имущества и капиталов - акция разовая. Не надо надеяться на то, что государство пойдет на такой шаг еще и еще раз. Поэтому откладывать до последнего момента не надо. Что касается сроков акции, то сейчас в парламенте на рассмотрении находится проект изменений к закону о легализации. Изменения касаются переноса окончания амнистии на более поздний срок. Если проект будет принят депутатами, то срок приема документов на легализацию будет продлен до 1 апреля 2007 года, процедура оформления - до 1 июля 2007 года.

Беседовала Ирина Савельева, Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии