Задачи завтрашнего дня. В целом задачи, поставленные Концепцией развития финансового сектора на 2003-2006 годы, выполнены

В целом задачи, поставленные Концепцией развития финансового сектора на 2003—2006 годы, выполнены. Оставшиеся проблемы, а также вопросы появления дополнительных рисков в финансовом секторе будут решаться в рамках новых инициатив Правительства, НБ РК и АФН, которые обусловливают необходимость разработки проекта концепции развития финансового сектора на следующий среднесрочный период до 2009 года. Обозначим главное.

Банковский сектор

Сектор стал одним из лидеров экономики и получил высокую оценку международных экспертов как лучший в СНГ. Вместе с тем нам есть над чем поработать. Так, требует дополнительного изучения вопрос о прямом применении норм Закона «О конкуренции и ограничении и монополистической деятельности» к финансовым организациям. Без учета специфики сектора реализация закона может привести к «техническому» закрытию филиалов банков в сельских районах по причине отсутствия там филиалов их конкурентов. Поэтому необходимо согласование этих норм с уполномоченным органом — АФН. Важнейшим критерием доминирования финорганизации на рынке, с учетом международного опыта, считаем виды финпродуктов, например, кредиты, депозиты и другие.

По данным экспертов, Казахстан имеет уровень умеренной концентрации банковского капитала, которая снижается. Деятельность финансовых организаций более прозрачна по сравнению с другими секторами экономики, что позволяет в рамках консолидированного надзора контролировать структуру и цены предоставляемых финуслуг.

В последнее время НБ РК по согласованию с Минфином принимает меры по внедрению нового механизма экспортно-валютного контроля. Считаем целесообразным оставить в системе контроля функции таможенных органов. Важно уточнить функции банков по валютному контролю, оформлению паспортов сделок, экспертизе контрактов, обоснованности платежей, а также по мониторингу исполнения обязательств по контрактам. То есть необходимо разумное разделение функций между государством и частными банками. При этом субъекты экспортно-импортных отношений — компании — также выводятся из зоны ответственности. Поэтому необходимо проанализировать обоснованность вывода таможенных органов из этой системы. Нельзя практически весь механизм контроля возлагать на коммерческие банки, которые, по сути, несут лишь функции агента. Кроме того, у банков возрастут никем не возмещаемые расходы. Полагаю, необходимо уточнить эти концептуальные изменения валютного контроля, определить, с учетом международного опыта, права и обязанности НБ РК и таможенных органов, банков и участников ВЭД.

В связи с необходимостью снижения общего объема внешнего долга страны введены ограничения на заимствования банками. Это применительно к краткосрочным заимствованиям. Но банки привлекают на международных рынках займы относительно дешевые и долгосрочные и в силу узости внутреннего рынка капитала. Однако жесткие ограничения внешнего заимствования могут привести к обратному эффекту: снижению объемов финансирования реального сектора экономики. Это вызовет рост процентных ставок по кредитам и негативно скажется на реализации Стратегии индустриально-инновационного развития.

По экспертным оценкам, увеличение Нацбанком значений минимальных резервных требований привело к «замораживанию» на его счетах значительных ресурсов банков второго уровня. Такой шаг может повлечь за собой снижение доходов банков и, как следствие, налоговых поступлений.

Страхование

Настало время стимулировать страхование жилого фонда населения. Проведение такого страхования, как один из вариантов, предлагается возложить на кооперативы собственников квартир, которые от имени жильцов будут страховать их дома с рассрочкой платежа в течение года.

Полагаю, важно пересмотреть порядок осуществления выплаты по договорам об обязательном страховании ГПО владельцев транспортных средств. Более приемлемым вариантом являются выплаты по принципу «прямого урегулирования убытков»: страхователь получает возмещение из страховой компании, где он застрахован, если он — потерпевшая сторона.

Наряду с другими сугубо профессиональными вопросами назрела актуальность выработки методических рекомендаций по стандартизации бизнес-процессов страховой организации.

Рынок ценных бумаг

Текущая ситуация на фондовом рынке демонстрирует острый дефицит надежных финансовых инструментов с адекватной доходностью. Недостаточный уровень эффективности корпоративного управления и прозрачности финансовой отчетности является сдерживающим барьером развития рынка ЦБ. К сожалению, реальный сектор экономики фактически не перешел на международные стандарты финансовой отчетности. В числе других, требующих решения вопросов, — несопоставимость в рамках ЕврАзЭС законодательных требований и условия номинального держания ЦБ, имеется острая необходимость проведения работы, направленной на популяризацию фондового рынка среди населения, в том числе повышение инвестиционной грамотности населения.

На V Конгрессе финансистов был поставлен вопрос о необходимости создания и развития фондов недвижимости (REIT). В этих целях был разработан и соответствующий законопроект. Вместе с тем для фондов недвижимости важна возможность выпуска иных видов финансовых инструментов, кроме акций.

Пенсионная система

Здесь есть ряд задач, которые необходимо решить, в том числе по адекватности капитала, доходности, политике инвестирования. Думаю, в числе наиболее важных задач — определение четких критериев ответственности участников накопительной пенсионной системы за сохранность активов в случае их уменьшения ниже размера перечисленных взносов с учетом уровня инфляции. В связи с этим необходимо выработать модель benchmark для определения эффективности работы НПФ как на внутренних, так и на внешних рынках капитала.

И еще один аспект проблемы: наличие субсидиарной, а не полной гарантии государства по инфраструктурным облигациям несет в себе риск судебных тяжб. При этом основными инвесторами для данной категории бумаг выступают НПФ, а учитывая длительный срок обращения (20—25 лет), их риски могут вызвать определенные проблемы в перспективе. Требует улучшения и система прохождения пенсионных перечислений внутри системы. А модель, предложенная госорганами, не в полной мере отлажена и содержит ряд аспектов технологического характера, которые могут вызвать риски доверия к пенсионной системе. Заключительным пунктом всего пакета проблем стоит задача совершенствования систем управления рисками в вопросах уточнения функций, выполняемых советом директоров, правлением, внутренним аудитом.

Микрофинансирование и финансовый лизинг

Активных клиентов микрофинансирования в Казахстане насчитывается 60 000—70 000 человек. Однако спрос на эти услуги велик — до 220 000 клиентов, а общий спрос на микрокредиты может превысить 800 миллионов долларов. Сектор нуждается в косвенном государственном регулировании, с которым нельзя затягивать во избежание дефолта этого сектора.

Для минимизации рисков лизинговых компаний важно упрощение регистрационных процедур по транспорту. Наличие налоговых льгот делает его очень выгодным.

Необходимо также рассмотреть и вопрос о введении лицензирования этой деятельности.

Серик АХАНОВ,

председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана


10 ноября 2006, 13:58
Источник, интернет-ресурс: Сайт газеты «Казахстанская правда»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Загрузка комментариев...
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код