Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Взгляд из XXI века. О нашем медиа-пространстве

Фото : 10 ноября 2006, 14:41

То есть открываю вчера Интернет, а там чуть ли не с каждого русскоязычного сайта вопль: «Бузова не может родить!». Вот это, думаю, да... Не повезло девчонке. Но причем тут Рунет? Каким образом сия юная дева и ее проблемы с родами стали информационным хитом начала ноября?..

Умные и следящие за медиа-пространством люди подсказали мне, что Ольга Бузова для сегодняшней телетусовки — имя почти нарицательное. Она, оказывается, участница супер-пупер-реалити-шоу (с.-п.-р.-ш.) «Дом-2» на одном из российских каналов. И, добившись на этом поприще обалденной славы, Ольга теперь себе уже не принадлежит. Ныне ее судьба — в руках продюсеров. Которые могут пустить в народ новость о том, что она не может родить, а еще от ее имени издать книжку про многотрудную жизнь в шоу.

В общем, вот тебе, народ, героиня! Балдей от нее! И главное, не забывай смотреть рекламу в перерывах с.-п.-р.-ш. «Д-2»!

В Казнете подобных историй пока раз, два и обчелся. Не хватает ресурсов. Как технических и материальных, так и творческих. Может, оно и к лучшему.

Кстати, о нашем медиа-пространстве. Какой-то застой стал в нем наблюдаться. Особенно на телевидении. Мало инноваций. Все больше «калька» с российских программ. Которые к тому же уже сняты там с эфира. В информационном же отношении нынешнего казахстанского потребителя, которого на любой идеологической мякине не очень-то и проведешь, могут удовлетворить только каналы «Казахстан» и «Алматы». Именно там дается практически весь спектр ежедневного новостийного потока. И только на этих каналах за зрителем «не гоняются с палками», дабы навязать ему собственную точку зрения.

Подобная ситуация более чем странна. Хотя бы потому, что сегодня в нашей республике при желании можно смотреть от 40 до 200 зарубежных каналов. Кабельное и спутниковое ТВ дают такую возможность. И на этом фоне «детский сад» на казахстанских телеканалах не может не удивлять. Я уж не говорю о том, что большая половина наших каналов, по-моему, до сих пор работает с VHS-носителями. Это в то время, когда в мире про них уже никто не помнит, про BetacamSP постепенно забывают и все работают в цифровом режиме. А само телевидение упорно стремится перейти в он-лайн режим и побыстрее захватить как можно более широкую нишу в том же Интернете.

И тут самое время поговорить о стратегии наших телеканалов. С государственными — более или менее все понятно. Хотя современных технологий для них тоже никто не отменял. А вот частные...

Практически ни один из них так до сих пор и не позиционировал себя перед телезрителями. Не будем сейчас брать региональные компании. Посмотрим на республиканские. «Объять необъятное» — вот их основной лозунг. Но что хорошо для газеты, которая стремится, чтобы читатель знакомился с информационной картиной мира только через нее (закон, который для цивилизованной печатной прессы никто не отменял), чрезвычайно глупо для телеканала.

Да, в 90-е годы прошлого столетия универсализм был выходом из тяжелой для всего ТВ экономической ситуации. Но сейчас-то? На что может рассчитывать, к примеру, канал, за один день показывающий и кучу музыкальных программ для совсем уж юных, и латиноамериканские сериалы, и полемические ток-шоу, и бизнес-новости, и политические детективы, и песни 70-х годов? Ах, да, еще и новости дня с претензией на молодежную иронию и актуальность a-la «90-е». И вот, что телезрителю с этим каналом делать?

Есть такая отговорка: «У нас канал для всей семьи». Но это только отговорка. Потому что, например, внук из принципа никогда не будет смотреть любимый бабушкин телеканал. Ну и так далее по всем членам семьи. Это психология потребителя. Это основы телевизионного маркетинга. Которые некоторые наши медиа-боссы, видимо, никогда в глаза не видели. И, согласно которым, ни в одной семье цивилизованного мира не смотрят только один канал.

Сегодня даже самые мощные телекомпании делят свой эфир. Появляются каналы под одним названием и разными цифрами — 1, 2, 3, 4, 5, 6... Внутри одной телеимперии открываются сугубо специализированные каналы. И этой тенденции уже почти десять лет. Достаточно познакомиться с опытом работы таких гигантов, как «Fox» или «Sky». Берут с них пример и в большинстве других развитых и не очень стран.

А у наших телевизионщиков есть еще одна отговорка: «Мы — общереспубликанский канал». Или скромнее: «Мы — общественный канал». Скажите так на Западе, и вас неправильно поймут. Так как там общественным телеканалом считается знаменитый новостийный монстр — Би-би-си. Или вот в России есть общественный православный канал «СПАС». Согласитесь, что ни один из наших телеканалов не может про себя сказать, что он, как в Великобритании, живет за счет взносов от телезрителей. Или на пожертвования прихожан.

А что происходит у нас со спортом на телевидении? Во всем мире (извините уж за эту банальную фразу) практически в каждой стране существуют специализированные спортивные каналы. Чаще коммерческие, иногда государственные. Но существуют ведь. Вон недавно болельщики нашей республики узнали, что в Южной Африке таких каналов аж восемь. Правда, смотреть их большинству казахстанцев так и не дали. Как всегда, по неизвестным причинам.

У нас же спортивные баталии можно изредка увидеть на паре каналов. В лучшем случае, после 23.00. Даже гонки «Формулы-1» (самый смотрибельный эфир на планете) в версии нашего телевидения выходят по ночам. То же самое и с матчами внутреннего чемпионата по футболу. А также и с боксом, и с борьбой, и с волейболом...

Получается по принципу: «Вы хочете песен — их есть у меня! А вот когда я их вам исполню, это уже не ваше дело». То есть для галочки получается. Перед спонсорами, начальством и, главное, зрителем. Мол, да мы сотни часов в год спорта гоняем! Что вам еще надо?!

А надо нам, чтобы опытные болельщики могли порадоваться прямому футбольному репортажу с квалифицированным комментарием. Чтобы фанаты автогонок могли смотреть автогонки не в полночь, а LIVE, и с предварительным и постгоночным анализом. Чтобы молодые ребята вместо сидения у заборов и курения анаши (в лучшем случае!) бежали домой, дабы посмотреть на игру лучших хоккеистов и баскетболистов мира из НХЛ и НБА. Разве это до сих пор непонятно?

Про комментарии же к доморощенным трансляциям я лучше вообще промолчу. Замечу лишь, что так еще и не встретил ни одного человека, который бы сказал про казахстанских спортивных комментаторов хоть что-нибудь хорошее.

Можно также вспомнить и о многочисленных зарубежных телеканалах, целиком посвященных культуре, новостям, автомобилям, юмору, здоровью, охоте, науке, путешествиям, истории, новым технологиям, старым фильмам, мультфильмам etc. Где это все в казахстанском исполнении? Что, нам нечего рассказать и показать своему зрителю? Ведь помимо коммерческой составляющей в подобных телепроектах важную часть здесь занимает информационная, образовательная и, если хотите, идеологическая нагрузка. И точно расставленные акценты, например, в эфире местного исторического телеканала, безусловно, помогут юному зрителю догадаться, что отнюдь не американцы победили во Второй мировой войне, а наши деды и прадеды.

Сегодня мы спокойно можем познакомиться с рейтингами западных и российских телеканалов. А также узнать, каков рост или падение объемов рекламы на них. Но пойдите, попробуйте сделать то же самое в отношении казахстанских каналов! Те самые люди, которые изо дня в день талдычат обществу о том, что счастливыми мы станем только тогда, когда государство наше станет транспарентным, открытым и прозрачным, вам таких страшных вещей понаговорят, что навсегда отобьют охоту к любопытству. А почему? А потому что это, мол, коммерческая тайна! Во всем мире не тайна, а у нас — тайна. Такой вот капитализм с невидимым лицом.

«Вы не будете пинать ногой бешеную собаку. Если перед вами собака, больная бешенством, вы возьмете пистолет и застрелите ее», — написал как-то Хантер С. Томпсон, тот самый зачинатель так называемой гонзо-журналистики, прославившийся романом «Страх и Отвращение в Лас-Вегасе» и сборником своих лучших статей «Поколение свиней». Наше ТВ, конечно, не собака, тем более не бешеная. И мы, зрители, его пинать отнюдь не собираемся. Мы, наоборот, его любим. И хотим, чтобы оно было лучшим.

Только вот что-то делать надо. Нельзя жить в XXI веке и смотреть телевидение XX...

Сергей ВОЛКОВ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии