Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Бюджет-2007. Глава 1. Сумма могла бы быть больше, но депутаты думают иначе

Фото : 11 ноября 2006, 11:45
Бюджет-2007


На совместном заседании Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан проект республиканского бюджета на 2007 год одобрен в первом чтении. Предполагается, что бюджет будет принят во втором чтении уже 13 ноября, что говорит о достаточно высоком качестве подготовки основного финансового документа страны, по которому республика будет жить в следующем году, а также о том, что правительство и парламентарии в целом нашли компромиссное решение по спорным вопросам.

В соответствии со Среднесрочным планом социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007-2009 годы ВВП увеличится на 8,6% в реальном исчислении и достигнет 11 трлн. 880 млрд. тенге. По правительственному прогнозу индекс потребительских цен будет в интервале 5-7%, расходы республиканского бюджета составят 2,1 трлн. тенге или 17,8% ВВП, расходы на финансирование текущих бюджетных программ - 1,5 трлн. тенге или 12,3% ВВП, программ развития - 650,4 млрд. тенге или 5,5% ВВП. Бюджетный дефицит, согласно прогнозу, не превысит 133,1 млрд. тенге или 1,1% ВВП.

Единственным отличием обсуждения проекта бюджета-2007 от проектов бюджета предыдущих лет является то, что он был разработан в условиях действия новой концепции управления Национальным фондом, согласно которой все нефтяные доходы непосредственно зачисляются в Нацфонд Республики Казахстан. Это в определенной степени сузило поле для маневров правительства, пересмотра отдельных расходных статей в сторону увеличения под давлением депутатов.

Ряд доходных и расходных статей бюджета-2007 были уточнены по предложениям депутатов, сокращены отдельные неэффективные или второстепенные расходы, за счет которых увеличены объемы финансирования более актуальных проектов. Так, в ходе обсуждения проекта бюджета-2007 парламентариями были внесены предложения по увеличению государственных расходов на реализацию текущих бюджетных программ. В частности, по субсидированию стоимости ГСМ сельчанам, по обеспечению сельских жителей питьевой водой, капитальному ремонту автомобильных дорог, по строительству объектов здравоохранения в Южно-Казахстанской области, а также по другим проектам, по которым есть проектно-сметная документация.

Но это частные проблемы, решение которых позволило несколько повысить доходы бюджета, перераспределить его между отдельными расходными статьями, однако это не решают вопросов создания действительно социально ориентированного государства.

В целом правительство практически отстояло свои показатели, доказывая, что увеличение государственных расходов приведет к росту инфляции и бюджетному дефициту, а инвестирование реального сектора - к «перегреву экономики». В этой связи сохранилась идеология проекта бюджета-2007 - сдерживание государственных расходов, темпы роста которых, по мнению правительства, не должны превышать темпы экономического роста. Тем самым, с нашей точки зрения, искусственно сдерживается совокупный спрос, что угнетающе действует на экономику страны.

Несмотря на такие корректировки доходной и расходной частей проекта республиканского бюджета, можно отметить, что правительство пошло на незначительные непринципиальные уступки. В этой связи основной курс экономической политики, которую проводит Правительство Казахстана, остался прежним: оно все еще не использует всех резервов и возможностей экономического роста, искусственно занижает «планки» развития, что облегчает его работу, так как макроэкономические показатели роста могут быть достигнуты только за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

В этой связи замечания на принятый республиканский бюджет можно сгруппировать следующим образом.

Первая группа замечаний по макроэкономическим условиям функционирования казахстанской экономики связана с типом модели экономической политики, проводимой правительством. В рамках неолиберальной модели в принципе невозможно перейти к политике устойчивого экономического роста. В этой связи вопрос должен стоять о смене приоритетов экономической политики в целом, то есть в изменении «правил игры».

Уровень инфляции запланирован в интервале 5-7%. Как уже отмечалось выше, Правительство Республики Казахстан последовательно проводит макроэкономическую политику, теоретической основой которой является неолиберальная теория. В ее рамках принципиально нельзя искоренить инфляцию. Традиционные рецепты монетарной экономической теории направлены на снижение темпов инфляции и вызываемого ею ущерба.

Вместе с тем для каждой экономики существует свой рациональный уровень инфляции, который обеспечивает высокие темпы экономического роста. В этой связи французский экономист Ж. Сапир отмечает, что для каждой экономики в конкретный период времени присущ свой определенный уровень инфляции, значение которого может варьироваться в широких пределах в зависимости от экономической ситуации и должно оцениваться в динамике. Реализация же стандартных мер антиинфляционной политики, направленных на достижение абстрактных среднемировых стандартов по уровню инфляции и дефицита государственного бюджета, может привести к длительной стагнации экономики. Более того, как отмечает Ж. Сапир, такие попытки, в частности путем проведения «нейтральной» бюджетной и денежной политики, лишь усугубят имеющиеся дисбалансы в национальной экономике и, в конце концов, повысят уровень инфляции.

В соответствии с этим при выработке макроэкономической политики требуется исходить не только с точки зрения снижения инфляции и бюджетного дефицита страны, но и учитывать интересы экономического развития Казахстана.

Меры по сокращению совокупного спроса, в частности путем стерилизации средств в Национальном фонде, могут привести к стагнации реального сектора экономики для бизнесменов важным является уверенность, что их продукция будет куплена. В этой связи развитие малого бизнеса и перерабатывающего сектора промышленности в республике определяется платежеспособным спросом населения, который также искусственно сдерживается.

Действительно, по проекту бюджета существенно возрастают расходы государства на социальные нужды, в первую очередь, на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы - до 30% в среднем, на увеличение размеров минимальной заработной платы, пенсий и пособий. Но темпы роста минимальной заработной платы, прожиточного минимума, пенсий и пособий составляют 6%, то есть реального роста не будет. Учитывая, что в проекте предусмотрено повышение тарифов на электроэнергию, транспорт и другие услуги местных монополистов, можно предположить, что может произойти и снижение уровня жизни, так как простое увеличение затрат на «социалку» не говорит о социальной направленности бюджета, а рост среднедушевого ВВП - о росте уровня и, главное, качества жизни населения.

Инвестиции в человеческий капитал. Расходы на социальное развитие, в частности на образование и здравоохранение, в перспективе нужно увеличить и довести, по крайней мере, до уровня 5-6% ВВП. Для преодоления психологического барьера целесообразно заменить термин «расходы на социальную сферу» на «инвестиции в человеческий капитал», а эффективность реализации бюджетных программ оценивать не по степени освоения бюджетных средств, а по конкретным показателям - снижению заболеваемости, росту продолжительности жизни, повышению качества знаний и т.п.

Меры по повышению доходов республиканского бюджета. В условиях действия новой концепции управления Национальным фондом актуальным становится поиск стабильных и надежных источников увеличения доходной части республиканского бюджета на долговременной основе, что необходимо для выхода и закрепления страны на траектории устойчивого развития. Для этого нужно более интенсивно инвестировать средства в развитие человеческого капитала, коренную модернизацию производственного аппарата, в развитие производственной инфраструктуры, а не пытаться сдерживать государственные расходы с целью минимизации ненефтяного дефицита.

В этом отношении потенциал действующего Налогового кодекса при его соответствующей корректировке позволяет существенно повысить государственные доходы, довести удельный вес доходов государственного бюджета до 30-35% ВВП с учетом поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан.

Наиболее радикальным было бы внести принципиальные изменения в Налоговый кодекс, отказавшись от принципа преимущественного налогообложения прибыли и доходов, и перейти к рентному налогообложению, позволяющему изъять природную ренту, которая присваивается владельцами и топ-менеджерами добывающих компаний. Ежегодный объем присваиваемой природной ренты достигает нескольких миллиардов долларов США. Но эти меры требуют проведения достаточно продолжительной аналитической и методической работы, проведения рентной оценки всех месторождений полезных ископаемых, принятия целостного пакета законов Республики Казахстан, нормативно-правовых актов.

Очевидно, что эта работа займет несколько лет. Вот почему для существенного повышения доходной части бюджета без кардинального изменения Налогового кодекса можно:

- Вернуть роялти первоначальную роль как способу частичного изъятии природной ренты. В настоящее время роялти - это просто дополнительный налог на объем добываемой нефти, ставка которого установлена чисто произвольно. Ставка роялти, с нашей точки зрения, не должна зависеть от объема добычи и, тем более, объема экспорта нефти. Она должна определяться исходя из качества нефти и геологических условий ее добычи. Чем ниже затраты на добычу и выше качество нефти, тем выше должна быть ставка роялти. В мировой практике ставка роялти колеблется от 0 до 20 и более процентов.

Дифференциация ставок роялти, исходя из объективно существующих различий в условиях добычи полезных ископаемых на разных месторождениях, может меняться от нулевой на наихудших месторождениях до 16-20% на наиболее благоприятных.

Роялти может выплачиваться как в натуральной, так и в стоимостной форме. Уплата роялти в натуральном выражении автоматически решает проблему обеспечения НПЗ отечественной нефтью, что снимает противоречия между поставками нефти внутри страны и за ее пределы.

- Отменить возврат НДС экспортерам нефти и газа, черных и цветных металлов. Экономический смысл возврата НДС экспортерам продукции заключается в стимулирования экспорта и повышении ценовой конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке. Возврат НДС следует сохранить на продукцию перерабатывающих отраслей. Как известно, казахстанская нефть и металлы пользуются повышенным спросом на мировом рынке. Рентабельность добывающих предприятий составляет более 60 - 80%. Кроме того, при поставке нефти на отечественные НПЗ возврат НДС не предусматривается, что делает эти поставки менее привлекательными для нефтедобывающих предприятий, особенно учитывая разницу между экспортными и внутренними ценами на нефть.

В этой связи считать, что отмена возврата НДС экспортерам нефти и других сырьевых материалов и полуфабрикатов существенно повлияет на их конкурентоспособность, вряд ли правомерно. Нужно также учесть, что возвращенный НДС в виде инвестиционного дохода владельцев ТНК вывозится за пределы страны, так как они принадлежат, в основном, иностранцам.

В 2005 году возврат НДС составил 139,5 млрд. тенге. При этом сумма НДС, подлежащая возврату из бюджета с учетом не возмещенных сумм прошлых лет, на 1 января 2006 года составила 98,5 млрд. тенге. На 1 июня 2006 года предъявлено к возврату 114,8 млрд. тенге. По расчетам правительства, сумма возврата НДС в 2007 году составит114,8 млрд. тенге.

Отмена возврата НДС на экспорт нефти и других сырьевых материалов увеличит доходную часть республиканского бюджета более чем на 100 млрд. тенге или около 5% всех доходов бюджета. Эта цифра сопоставима с затратами по функциональной группе расходов 04 «Образование» - 124,8 млрд. тенге, и превышает затраты по функциональной группе расходов 05 «Здравоохранении» - 91,2 млрд. тенге. В этой связи с отменой возврата НДС можно было бы увеличить финансирование сфер образования и здравоохранения практически на 50% каждую.

- Усилить контроль над использованием средств национальных компаний и компаний с участием государства. Бесконтрольность со стороны правительства привела, как показывает практика, к неэффективному и нецелевому использованию средств компаний. Например, установление неоправданно высоких зарплат руководству компаний и управленческому аппарату, высокие затраты на операционные расходы. В этой связи бюджеты таких компаний в последующем должны рассматриваться Мажилисом Парламента совместно с проектом республиканского бюджета. Часть прибыли национальных компаний с участием государства, оставшаяся после выплаты дивидендов и инвестиционных расходов на развитие, должна полностью перечисляться в бюджет республики.

Резервным источником дополнительных ресурсов может стать увеличение бюджетного дефицита. Известно, что низкий уровень бюджетного дефицита не является самоцелью, его размеры должны определяться потребностями экономики в дополнительных финансах для нужд развития. В этой связи увеличение бюджетного дефицита на 1% обеспечит дополнительное финансирование государственных расходов почти на 12 млрд. тенге. Учитывая, что это ненефтяной дефицит, его финансирование возможно за счет внутренних источников - средств пенсионных фондов или Национального фонда Республики Казахстан.

- Наконец, объективной необходимостью для пополнения источников бюджетных доходов, особенно в связи с новой Концепцией управления Национальным фондом, становится разработка консолидированного бюджета, который включал бы в себя республиканский и местные бюджеты, Национальный фонд и национальные компании.

В соответствии с этим программы развития НК и их индикативные планы должны рассматриваться и одобряться Мажилисом Парламента РК.

В целом, по нашей оценке, существуют неиспользуемые источники государственных доходов, мобилизация которых позволяет довести долю государственных доходов до 30 и более процентов от ВВП. Соответственно, на эту сумму могут быть увеличены социальные расходы государства и инвестиционные проекты.

Полная мобилизация ресурсов позволит отойти от планирования «от достигнутого» исходя из ограниченных финансовых ресурсов, а также перейти к планированию «требуемого» с соответствующим финансовым обеспечением, даже если прибегнуть к увеличению бюджетного дефицита.

Канат Берентаев


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии