Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Какой он, социальный бюджет? Анализ среднесрочного плана и проекта бюджета-2007

Фото : 11 ноября 2006, 15:54
Какой он, социальный бюджет


Принципиальным недостатком Среднесрочного плана и проекта бюджета-2007 является сохранение планирования «от достигнутого». Здесь действует логика принятия решений исходя из принципа: сложившаяся ситуация и имеющиеся предпосылки обусловливают цели развития. Это особенно наглядно видно из содержания раздела «Социальная политика и развитие человеческого капитала» Среднесрочного плана и других программных документов, принятых правительством.

В частности, в них предлагается «для расширения сферы социального обслуживания, состава социальных услуг и повышения их качества … разработать и законодательно утвердить перечень гарантированных и дополнительных социальных услуг и внести изменения в порядок их предоставления». При этом дополнительные услуги предоставляются «на платной основе за счет активного привлечения субъектов частного сектора».

Очевидно, что на деле произойдет дальнейшая коммерциализация сферы социальных услуг, что сильно скажется на уровне жизни населения. Часть социальных услуг окажется недоступной для большинства населения, низкий платежеспособный спрос может привести не к расширению, а сокращению услуг социальной сферы. В первую очередь, это относится к образованию, культуре, здравоохранению. Материальное положение населения может ухудшиться в результате «модернизации» социальной сферы, а доля услуг социальной сферы в ВВП возрастет в силу специфики расчета этого обобщающего показателя.

Социальная же политика должна строиться не на основе пассивной защиты социально уязвимых слоев населения товарами и услугами в пределах минимальной потребительской корзины, а на уменьшении разрыва между фактическим потреблением и нормами рационального потребительского бюджета (РПБ). Вот почему в качестве долгосрочных ориентиров социально-экономической стратегии целесообразно разработать национальные социальные стандарты, которые с учетом казахстанской специфики будут соответствовать стандартам жизни среднего класса развитых стран мира. Это должно помочь проводить эффективную социальную политику, направленную на достижение требований, которым должен отвечать зарождающийся средний класс.

Естественно, что достичь нормативов РПБ нереально за несколько лет, но можно выделить отдельные приоритеты и этапы достижения промежуточных целей, реализация которых обеспечит последовательное улучшение качества жизни. Это особенно важно в связи с тем, что в стране наметилась позитивная тенденция роста населения. Действительно, в соответствии с долгосрочным прогнозом Национального статистического агентства численность населения Казахстана к 2050 году возрастет до 23-25 млн. чел.

Позитивная динамика роста народонаселения является свидетельством того, что наша страна завершила период выживания и выходит на траекторию устойчивого экономического роста. В этой связи важным становится закрепление тенденций роста народонаселения и резкого повышения качества человеческого капитала, что нужно рассматривать как основной фактор сохранения суверенного государства в условиях глобализации.

Естественно, что решение данной проблемы не может произойти само по себе, а необходима целостная программа управления демографическими процессами и повышения качества человеческого капитала в стране в рамках национальной программы системной социально-экономической и общественно-политической модернизации Казахстана.

Программные мероприятия по управлению демографическими процессами должны охватывать весь период времени, начиная от зачатия вплоть до получения ребенком качественного образования и специальности. С нашей точки зрения, в программе управления демографическими процессами можно выделить следующие моменты.

В первую очередь, нужно законодательно защитить будущую мать и ребенка. Здесь возможно принятие соответствующего закона республики, согласно которому будущая мать с сохранением заработной платы переводится на более легкую работу или сокращается продолжительность рабочего дня. Для малообеспеченных семей, возможно, следует предусмотреть меры по обеспечению будущей матери полноценным питанием.

Естественно, что будущие матери должны находиться под постоянным медицинским контролем и получать своевременную квалифицированную консультацию. Причем, не только в крупных городах, но и в сельской местности. В этой связи целесообразно создание передвижных консультационных пунктов или служб, которые консультировали бы на местах, а не ждали, когда к ним приедут из отдаленного села.

Во-вторых, предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. При этом такой отпуск должен включаться в рабочий стаж матери. Вообще, рождение ребенка и его воспитание должны рассматриваться как труд на пользу общества и соответствующим образом оплачиваться.

Нынешние единовременные пособия по рождению ребенка и пособия по воспитанию настолько мизерны, что их нельзя рассматривать как материальный стимул для повышения рождаемости. Особенно, если учесть сложности оформления и получения этих пособий, в частности в сельской местности. Пособия по уходу за ребенком до достижения им одного года в размере от 3 до 4,5 месячных расчетных показателей, а также для детей из малообеспеченных семей в размере одного месячного расчетного показателя до достижения 18-летнего возраста вряд ли будут способствовать улучшению демографической ситуации в стране, а также полноценному физическому и духовному развитию ребенка.

В этой связи целесообразно установить своеобразную заработную плату матерям, которые имеют детей в возрасте до 3 лет на уровне 2-2,5 стоимости прожиточного минимума с одновременной выплатой ежемесячного пособия на каждого ребенка в размере прожиточного минимума до достижения им 18-летнего возраста. Для женщин, которые заняты в частном секторе, возможны дополнительные отчисления и со стороны работодателей, что должно быть предусмотрено в трудовом соглашении или в Трудовом кодексе. На сумму этих отчислений возможно снижение налоговых платежей фирмы, что может стимулировать работодателей на дополнительную оплату своих работников.

Причем, такие меры должны быть распространены на все семьи, независимо от их среднедушевого дохода. Дело в том, что если адресная помощь охватывает более трети населения, то затраты на ее оказание выше, чем предоставление этих субсидий всем жителям.

В-третьих, как уже отмечалось, вопрос стоит не только в увеличении рождаемости, но и в повышении качества человеческого капитала. Это предполагает, что все дети должны получить качественное образование, квалифицированное медицинское обслуживание, быть физически развитыми. Вот почему приоритетной задачей становится разработка социальных нормативов, которые гарантируют получение этих услуг всеми детьми независимо от места проживания.

В соответствии с данными нормативами должны быть построены детские сады, школы, стадионы, объекты культуры, библиотеки, спортивные площадки и т.п. Эти меры должны обеспечить полный охват всех желающих детскими дошкольными учреждениями, односменное обучение детей в младших классах, а, в перспективе, достижение односменного обучения всех детей.

Большое значение, в этой связи, приобретает подготовка школьных учителей и воспитателей детских дошкольных учреждений, работников внешкольных детских учреждений. Повышение престижа таких специальностей связано с достойной оплатой их труда, а также государственными гарантиями по трудоустройству молодых специалистов, разработкой стимулов для работы в сельской местности и малых городах.

Наконец, немаловажным является решение жилищной проблемы. Снижение рождаемости в перспективе, с моей точки зрения, будет связано с активной пропагандой ипотечного кредитования. Рождение ребенка в этой связи резко ухудшит материальное положение семьи. Было бы целесообразно предусмотреть для молодых семей, охваченных государственной программой жилищного строительства, списание процентов по кредиту при рождении первого ребенка, списание 25-30% суммы кредита при рождении второго и полное списание кредита при рождении третьего ребенка. Для других категорий заемщиков можно также разработать меры по облегчению долгового бремени при рождении детей. Целесообразна также разработка программы для молодых семей, где условия кредитования сразу будут увязаны с вопросами увеличения семьи.

Основным препятствием на пути предлагаемого варианта решения демографической проблемы являются психологические факторы.

Во-первых, решение представляется очень затратным. Поэтому первым возражением будет, что бюджет такое «не потянет». Это видно из того, что до сих пор нет социальных нормативов, которые гарантируют более или менее достойный уровень жизни населения. До сих пор минимальный прожиточный уровень ни по структуре, ни по ассортименту товаров и услуг не отвечает требованиям минимальной потребительской корзины, а рассчитывается исходя из возможностей бюджета. В данной связи и проблема бедности в республике решается чисто статистически, на деле численность бедных намного превышает официальные данные.

В связи с чем целесообразно пересмотреть подходы к государственным затратам на социальные нужды. На самом деле, это не расходы или затраты, а инвестиции в человеческий капитал, самый ценный ресурс производства, качество которого определяет будущее страны не фигурально, а объективно. Например, президент США Дж. Буш-младший объявил, что рост затрат на социальные программы связан не просто с улучшением отдельных видов предлагаемых государством услуг, а направлен на увеличение численности американцев к середине ХХ1 века на несколько десятков миллионов человек. Уже в текущем году США вышли на третье место в мире по численности населения.

По предварительной оценке, заработная плата матери до достижения ребенком трех лет и выплата пособий на одного ребенка в размере прожиточного минимума до достижения им 16 лет за этот период составит не более 25-30 тыс. долларов. В среднем за сорок лет работы каждый гражданин Казахстана произведет национальный доход в сумме не менее 500 тыс. долларов. Сопоставление этих цифр показывает, что рентабельность таких инвестиций достаточно высока, так что государство могло бы позволить себе подобные инвестиции.

Во-вторых, нужна целенаправленная компания по поднятию имиджа матери, семей с тремя и более детьми. Как известно, в городской местности преобладают семьи с 1-2 детьми. Этого, и то с большой натяжкой, достаточно для простого воспроизводства населения. Чтобы прогноз Нацстатагентства оправдался, нужно расширенное воспроизводство населения, преобладание семей с 3 и более детьми.

Между тем все более привлекательным становится имидж «деловой» женщины, тем более что для женщин открываются новые возможности в сфере управления, образовании, финансов. В этой связи Патрик Дж. Бьюкенен пишет: «Бизнес, крупный и малый, предлагает весьма привлекательные условия, чтобы вытянуть талантливых женщин из их домов и уберечь от материнства, по причине которого они могут стать «неподходящими для компании»».

Если учесть, что женская занятость и равноправие в выборе работы были традиционными в Советском Союзе, но существовал определенный пакет социальных льгот, угроза ощутимого снижения уровня жизни семьи после рождения ребенка была незначительной, то сейчас вынужденный «отдых» не только сказывается на снижении квалификации женщин, но и на доходах семьи в целом.

В Казахстане стоит прямо задача - повышение рождаемости. Нужно отметить, что в советское время демографические процессы в республике стабилизировались на уровне, отвечающем сложившимся социально-экономическим условиям. Но они позволяли обеспечить расширенное воспроизводство населения. Поэтому нужна активная кампания по формированию нового имиджа матерей, подкрепление их не только материальными стимулами, но моральными. Нужно общественное признание матери как наиболее престижной «профессии», причем, в первую очередь, со стороны государства. И такое признание должно быть не на словах, а подкреплено конкретными мерами, в том числе и законодательного характера.

Необходимость этого вызвана тем, что многие женщины фертильного возраста предпочитают делать деловую карьеру, считая, что дети являются помехой их профессиональному и карьерному росту. Вот почему нужно переломить такую тенденцию.

В-третьих, воспитывать детей лучше всего в семейной обстановке. Это обеспечивает не только преемственность традиций, но способствует воспитанию чувства ответственности, чувства товарищества и т.п. Для поощрения сложных патриархальных семей нужна новая градостроительная политика, которая содействовала бы сохранению таких семей. Например, выделение участков под жилищное строительство и строительство малоэтажных одноподъездных домов - на 5-8 квартир. Такие дома имели бы большие дворы, в которых остается и место для детских площадок, игр и т.п.

Открытым остается вопрос финансирования всех этих мер. С нашей точки зрения, будущему поколению нужно оставлять не доллары или ценные бумаги, а их эквивалент в виде материальных ресурсов - детские сады, школы, библиотеки, дороги, спортплощадки, а также качественное образование и медицинское обслуживание. Тем более что это будущее поколение, ради которого копятся деньги в Национальном фонде. Поэтому пора уже деньги вкладывать не в кубышку, а в самих детей. В противном случае, это уже будет поколение действительно новое, по уровню образования отстающее не только от своих сверстников за рубежом, но и своих родителей. Поэтому основным источником финансирования можно рассматривать часть средств Национального фонда страны.

Вторым источником финансирования может стать природная рента, которая сейчас присваивается владельцами и менеджерами добывающих компаний. Эта сумма порядка нескольких млрд. долларов в год зависит от объемов добычи, но не зависит от уровня цен. Вопросы использования средств Национального фонда и изъятия природной ренты - предмет специальных исследований, но их средств было бы достаточно для финансирования всей социальной сферы, выплаты детских пособий и заработной платы матерям.

Следующим источником финансирования можно было бы рассматривать введение налога на бездетность. Этот налог действовал в Советском Союзе и распространялся на всех холостых мужчин, начиная с 18 лет, и замужних женщин, которые не имели детей. От него освобождались семейные пары, которые по физиологическим или медицинским причинам не могли иметь детей. В этой связи Патрик Дж. Бьюкенен отмечает, что «не так давно в США существовало негласное соглашение, по которому работающий должен был получать своего рода «семейную ренту», которая позволяла ему содержать жену и детей. Подобная практика считалась одной из основ благополучного общества».

Здесь, очевидно, не может быть и речи о дискриминации женщин в оплате труда. Просто минимальная заработная плата должна рассчитываться исходя из двукратного или более превышения минимального прожиточного минимума, включающего стоимость минимального набора основных товаров и услуг, а не усеченной продовольственной корзины. Ставка налога на бездетность должна способствовать изъятию этой «семейной ренты».

Самое же главное, нужна осознанная демографическая и социальная политика, направленная на увеличение численности населения страны и повышение качества человеческого капитала, т.е. уровня жизни казахстанского народа. Без такой политики и соответствующей программы ее реализации демографические процессы в республике станут неуправляемыми. Возможны как быстрый рост населения, главным образом бедного, что еще более усилит социальное расслоение населения, так и демографический спад, что представляет реальную угрозу для сохранения Казахстана как суверенного государства.

Например, сокращение населения страны в начале 90-х годов прошлого века было эквивалентно уменьшению территории страны на 400-500 тыс. квадратных километров, нерегулируемая миграция из села и депрессивных городов в большие - росту социальной напряженности в последних. Поэтому программа управления демографическими процессами, охватывающая все аспекты этой проблемы, - объективная необходимость, без которой решить задачу выхода и закрепления страны на траектории устойчивого развития весьма и весьма проблематично.

Канат Берентаев


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии