Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В русле стратегических задач. Беседа с председателем Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций А. ДУНАЕВЫМ

Фото : 14 ноября 2006, 16:08

Так сложилось, что с даты введения национальной валюты в 1993 году финансовая система Казахстана свой год начинает и заканчивает 15 ноября. Подводятся итоги, ставятся задачи на перспективу. Накануне шестого конгресса финансистов наиболее важные задачи года мы обсуждаем с председателем Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Арманом ДУНАЕВЫМ.

— Арман Галиаскарович, вначале — о главном: какие задачи ставились на этот год, что удалось решить, что переходит на следующий год и каковы новые целевые ориентиры АФН?

— Главной, безусловно, была и остается на ближайшую перспективу цель — приближение финансового сектора, его уровня к лучшей международной практике, позволяющей обеспечить его организациям конкурентоспособность на отечественном и международном рынках. Задача обозначена Главой государства в Послании народу от 18 февраля 2005 года, и вся работа АФН по регулированию и надзору отечественного финансового рынка нацелена на ее выполнение.

Приоритет в работе отдавался созданию независимой и эффективной системы консолидированного финансового надзора. В том числе комплексной реализации методов и процедур надзора и регулирования финансового рынка в целях повышения уровня защиты прав и интересов потребителей услуг. Большое внимание уделялось стабильности финансового рынка, включая аспекты совершенствования пруденциального регулирования, системы управления рисками в финансовых организациях, корпоративного управления.

И эта работа будет продолжена. Существующие проблемы, появляющиеся риски в финансовом секторе будут решаться в рамках новых инициатив Правительства, НБ РК и АФН, что найдет отражение в разрабатываемой концепции развития финансового сектора на среднесрочный период до 2010 года. Она будет определять основные приоритеты развития сектора, направления и подходы к государственному регулированию отдельных его сегментов. Важным аспектом остаются задачи повышения конкурентоспособности финансовых организаций и в целом финансового сектора Казахстана. Этому должно способствовать формирование условий функционирования финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в ресурсах и предоставляющей качественные услуги в условиях свободной конкуренции.

Приоритетные направления деятельности агентства определены Главой государства на совместном заседании палат Парламента 18 января 2006 года и в ежегодном Послании Президента от 1 марта 2006 года. Развитие финансового рынка будет осуществляться в русле стратегической задачи страны: в ближайшие десять лет войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. С этим также тесно связаны вопросы вхождения Казахстана в ВТО, углубления отношений в рамках интеграционных объединений ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, ШОС, совершенствования параметров работы нашего финансового рынка с учетом международной практики. Ключевыми понятиями остаются обеспечение качества услуг, прозрачность и стабильность финансового рынка.

— Переходящей задачей дня завтрашнего стал, по мнению отечественных и иностранных экспертов, вопрос корпоративного управления. Как далеко продвинулись финансисты и каким образом АФН будет стимулировать решение?

— Действительно, развитие корпоративного управления — очень важный вопрос. Так как без соблюдения цивилизованных норм управления, принятых во всем мире, невозможно создание эффективного и прозрачного рынка ценных бумаг, механизмы которого могут использоваться для решения многих экономических и социальных проблем. Практическое применение корпоративного управления рассматривается агентством в качестве одной из главных задач по формированию благоприятных условий для экономического роста и развития фондового рынка.

В этих целях разработан Кодекс корпоративного управления, основанный на принципах КУ Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который был принят на первом заседании Совета эмитентов 21 февраля 2005 года. Кроме того, агентством принят нормативный правовой акт, устанавливающий требование по раскрытию эмитентами, чьи эмиссионные ЦБ включаются в официальный список фондовой биржи по наивысшей категории и находятся в нем, информации о соблюдении ими норм кодекса.

Развитие корпоративного управления — долговременный процесс, поскольку о нем в общественном сознании еще не сформировалось четкое представление. Компании зачастую не до конца понимают необходимость внедрения системы КУ, не осознают преимуществ, которые предоставляет следование его принципам. Поэтому наряду с задачами обучения директоров компаний предстоит решать вопросы повышения осведомленности акционеров об их правах, обязанностях, с тем чтобы управление бизнесом стало более прозрачным и эффективным.

Это непросто: соотнести и соблюсти интересы миноритарных и крупных акционеров. С одной стороны, миноритарии боятся размытия их долей и потери ликвидности их акций, с другой — акционеры, владеющие контрольными и блокирующими пакетами акций, не заинтересованы видеть представителей миноритарных акционеров на уровне советов директоров. Поэтому мы надеемся, что парламентарии не будут тянуть с рассмотрением законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав миноритарных инвесторов». Он направлен на оптимизацию и упорядочение системы защиты прав инвесторов, совершенствование с учетом международного опыта государственной и общественной системы обеспечения прав и соблюдения их интересов.

Наиболее важные изменения, вносимые этим законопроектом, касаются защиты прав миноритарных инвесторов. В частности, впервые вводятся понятия «миноритарный акционер» и «миноритарный инвестор» и статус «публичной компании». Публичные компании призваны заменить «народные акционерные общества», деятельность которых не привела, как ожидалось, к участию широких слоев населения в инвестиционных процессах на рынке ценных бумаг и привлечению мелких инвесторов. В отличие от народных АО, основными критериями которых были количество акционеров (не менее 500) и требования к размеру активов. Требования к публичным компаниям строятся, в первую очередь, на тех признаках, которые предполагают обязательность торговли их ценными бумагами на открытом рынке с привлечением мелких инвесторов.

Также законопроектом предлагается установить, что миноритарию предоставляется дополнительное право обратиться к регистратору общества в целях объединения с другими акционерами при принятии решений по вопросам, указанным в повестке дня общего собрания акционеров.

На сегодня более 70 казахстанских компаний приняли Кодекс корпоративного управления, и их количество постепенно увеличивается. Работа будет продолжаться. На среднесрочный период основными направлениями развития корпоративного управления станут: совершенствование законодательства в вопросах урегулирования корпоративных конфликтов и споров, предотвращение противоправных захватов корпоративной собственности и активов, а также большой блок задач, связанных с совершенствованием структуры, принципов и работы органов управления компании. В том числе установление критериев публичных компаний и формирование соответствующей системы регулирования.

— Что уже сделано для повышения прозрачности банковского сектора?

— В конце прошлого года Парламент принял поправки в Закон «О банках и банковской деятельности в РК» по вопросам консолидированного надзора. Основные их положения касаются повышения прозрачности структуры собственников финансовых организаций, обеспечения получения более полных сведений об их аффилиированных лицах. Упорядочены требования к инвестиционной деятельности и системам управления рисками, предусмотрена возможность принятия корректирующих мер для устранения рисков. В частности, введено понятие «контроль» для повышения прозрачности структуры собственности банков и контролирующих их структур, а также определения масштаба банковского конгломерата в целях обеспечения более эффективного контроля на консолидированной основе. Введено понятие «банковский конгломерат», что позволяет оценивать риски. Введен режим надзора за банковским конгломератом, усилены требования к приобретению статуса крупного участника банка и банковского холдинга, в том числе к повышению прозрачности структуры собственности крупного участника и банковского холдинга.

Совершенствование уровня прозрачности и публичности структуры собственников банков второго уровня также необходимо рассматривать в качестве важного аспекта в повышении уровня стабильности финансового сектора. В этих целях агентством разработан и предложен банкам для подписания Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам повышения прозрачности деятельности. Документ предусматривает раскрытие банками информации об их реальных собственниках, перечне контролируемых организаций, аффилиированных лицах и совершаемых с ними сделках, о стратегии развития бизнеса на ближайшие пять лет. Предполагается, что доступ к этой информации будет обеспечиваться при публичном раскрытии информации о деятельности банка через СМИ, интернет-сайты банков. Меморандум подписан с 16 банками, которые взяли на себя обязательства исполнения мер по раскрытию информации в определенные ими сроки. Это способствует совершенствованию уровня прозрачности и публичности структуры собственников банков и является важным аспектом в повышении уровня стабильности финансового сектора страны.

Алевтина ДОНСКИХ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии