Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Бензин ваш, идеи наши

Фото : 14 ноября 2006, 17:59

Анна ПАВЛОВА

Покупая иной товар, мы вряд ли предполагаем, что в его стоимость заложена сумма вознаграждения тому умельцу, который придумал, как из менее качественного продукта сделать лучший. Между тем это достаточно просто.

К примеру, если в бензин марки АИ-85 добавить соответствующие присадки, можно получить более дорогой АИ-92. И, что самое интересное, подобный метод зарабатывания денег в Казахстане ненаказуем, поскольку недоказуем.

Сейчас в Алматы поступает бензин, произведенный на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) Китая, России и Казахстана. Качество российского и казахстанского бензина еще как-то можно отследить, а вот китайского - нет. Наши специалисты могут только догадываться, как и на чем его производят. Однако проверки подтверждают тот факт, что в китайском топливе достаточно много «ароматики», органических веществ. В наших ГОСТах таких показателей нет - наличие подобных веществ вызывает подозрения, что на заводе-изготовителе, чтобы повысить октановое число, могли использовать присадки свыше нормы.

По идее, все АЗС должны продавать именно то топливо, которое произведено на НПЗ. И если бы все было именно так, то вопросов к качеству топлива, скорей всего, не возникало бы. Ведь на всех заводах, производящих бензин, налажен строгий контроль за технологическим процессом и конечным продуктом - за этим следят собственные ОТК. Однако жаловаться на плохое качество бензина у алматинских автовладельцев уже стало правилом хорошего тона - все чаще можно услышать жалобы на недолив, однако контролирующие органы утверждают, что все счетчики на автозаправочных колонках работают четко.

- Недолива топлива на автозаправочных станциях Алматы нет, - говорит помощник специализированного природоохранного прокурора Алматы Умутжан Ибрагимова. - А вот ощущение недолива может быть, когда автомобили заправляют китайским бензином. Он по качеству более летучий, чем произведенный в Казахстане. Поэтому водители, залив обычное количество бензина в бак, могут проехать на нем намного меньшее расстояние.

Результаты комплексной проверки, которую недавно провели Специализированная природоохранная прокуратура Алматы, Управление по техническому надзору и метрологии, Алматинское государственное территориальное управление охраны окружающей среды (АГТУООС) показали, что на автозаправках города все чаще можно встретить некачественный бензин. В феврале ТОО «НЦЭН «Органик», где проводят мониторинг качества поступающего бензина в Алматы, обнаружило, что в пробах бензина марок АИ-96 и АИ-92 с АЗС ТОО «Достык АЗС» октановое число показало 94,8 и 91. Аналогичная ситуация и на автозаправочных станциях ТОО «Илан» и ТОО «Арман». А вот последняя проверка в сентябре на АЗС ТОО «Дос-Дол» выявила, что предприимчивые владельцы под видом бензина АИ-93 продавали суррогат с октановым числом 79,1. Бензин, заявленный под маркой АИ-92, фактически имел октановое число 77,5, АИ-85 - 71,9, а АИ-80 - 71,6. А в 2005 году лаборатория АГТУООС проверила 463 пробы бензина и во всех исследуемых образцах обнаружила целый «букет» тяжелых металлов.

- Мы встречаем смешанные присадки, в которых содержатся такие металлы, как марганец, железо, иногда цинк, - пояснила начальник отдела лабораторно-аналитического контроля Управления охраны окружающей среды Нина Беликова. - Раньше даже талий обнаруживали, но сейчас любителей побаловаться компонентами ракетного топлива поубавилось. Часто встречаются и карбонильные присадки на основе марганца и железа. Они оказывают вредное воздействие на двигатель автомобиля, их даже можно сравнить с наждачной бумагой.

Как говорят специалисты, наличие этих металлов указывает на применение в топливе различных присадок, способствующих повышению октанового числа. В принципе каждый завод-изготовитель имеет право использовать присадки. На сегодняшний день в Казахстане официально запрещено использование одной присадки, с помощью которой можно повысить октановое число, - тетраэтилсвинца. На использование всех остальных запрета нет, но в Законе «О регулировании и обороте нефтепродуктов» прописано, что вводить присадки имеет право только завод-изготовитель.

- Одно дело, когда их используют на заводе согласно установленному технологическому регламенту и нормам, и доводят до стабильности, - считает директор ТОО «НЦЭН «Органик» Акмарал Калмуратова. - Другое дело, когда добавляют на местах - автозаправочных станциях, нефтебазах и различного рода складах. Очень выгодно добавлять присадки в низкооктановый бензин и продавать его потом по завышенной цене.

Сказать, сколько сейчас в Алматы суррогатного бензина низкого качества с завышенным октановым числом, просто невозможно, поскольку ни один контролирующий орган не имеет права требовать с владельцев АЗС сертификаты соответствия, паспорт завода-изготовителя, которым сопровождается каждая партия бензина.

Как рассказала Акмарал Калмуратова, сотрудники ТОО «Органик», приходя на АЗС с мониторингом, имеют право лишь на закупку двух литров бензина из пистолета заправочной колонки. Даже из резервуара хозяева заправок бензин на экспертизу не дают. В итоге проверяется бензин только на соответствие указанному октановому числу, а по остальным показателям, указанным в ГОСТе, лаборатория экспертизы не делает.

- Мы работаем согласно договору, который подписали с акиматом, в котором нас обязали проверять продаваемый на АЗС бензин только на соответствие октановому числу и на содержание свинца, - говорит Акмарал Калмуратова. - Согласно закону, если на территории Казахстана нефтепродукт уже сертифицирован заводом-изготовителем, то тот, кто его приобрел и реализует через АЗС, не обязан сертифицировать бензин вторично, владелец может пользоваться и паспортом, и сертификатом завода-изготовителя. А контроль за тем, насколько нефтепродукт сохранил качество, заданное заводом, после транспортировки и во время продажи законом предусмотрен, но не отрегулирован системой. Когда мы приходим с проверкой, на некоторых АЗС нас никто не допускает к внутренним документам. Говорят - вон табло, на нем написано, что это бензин АИ-96, вот и проверяйте на соответствие октановому числу, а где он был произведен и соответствует ли он всем остальным показателям - вас не касается.

Для осуществления постоянного контроля над качеством продаваемого бензина из городского бюджета выделяется 1 миллион 200 тысяч тенге в год. Этих средств ТОО «Органик» явно не хватает, ведь проверять они должны около 200 автозаправочных станций, а на каждой в среднем 5-6 наименований нефтепродуктов. По словам Акмарал Калмуратовой, этих денег хватает лишь на два месяца полного контроля качества нефтепродуктов на АЗС. В принципе алматинские водители могли бы взять инициативу в свои руки.

- Любой клиент АЗС, почувствовав, что после заправки бензином с автомобилем происходит что-то не то, может приехать к нам в лабораторию и произвести отбор пробы из своего бензобака. Мы тут же сделаем экспертизу, - поясняет Акмарал Калмуратова. - После этого человек хотя бы для себя сделает вывод - заправляться ему на этой заправке или нет.

Выход из сложившейся ситуации видится всего один - ввести законодательную норму по обязательному контролю за качеством бензина на АЗС и использованием присадок. Специалисты сетуют, что даже доказав наличие присадок в бензине, наказать владельцев или снять с реализации некачественный товар они не могут - пока нет закона, деньги казахстанцев будут улетучиваться из их кошельков, как тот суррогатный бензин из бака автомобиля.

Влад ФИЛИН

Помимо существования мифического или реального сговора продавцов бензина, цены на горючее в Казахстане определяются еще и сырьевой политикой государства. Видимо, в особенностях устройства этой отрасли народного хозяйства и нужно искать ответ на загадку, волнующую казахстанских автовладельцев, - почему в стране - экспортере нефти почти нет дешевого и высококачественного бензина?

Обозреватель известного экономического еженедельника, комментируя данные министерства энергетики и минеральных ресурсов о производстве нефтепродуктов внутри республики, назвал официальную статистику «радужной». Объемы переработки нефти за первые шесть месяцев этого года, действительно, выросли на 2,9 процента по сравнению с прошлогодними показателями. Наиболее впечатляющий рост наблюдался по производству керосина - 32,6 процента, по производству бензина все было гораздо скромнее - 3,9 процента. Однако такой прирост лишь незначительно может изменить цены на рынке горюче-смазочных материалов.

По мнению главного научного сотрудника Института экономики министерства науки и образования РК Олега Егорова, одним из главных факторов, определяющих цены на внутреннем рынке, является принадлежность нефтеперерабатывающих заводов. Сейчас в полной собственности государства, а точнее, в собственности государственной компании «КазМунайГаз» находится только Атырауский НПЗ. В двух других нефтеперерабатывающих предприятиях государство имеет долю. Частные инвесторы, по-видимому, не очень заинтересованы сбывать республике бензин по ценам, ниже мировых.

- Правительство не первый год пытается решить проблему дешевого горючего, особенно для сельского хозяйства. Но пока без видимого успеха. Недавно компании опять поднимали вопрос об отмене экспортной пошлины на бензин. В свое время эту пошлину ввело правительство, отказавшись до этого от практики запретов на экспорт бензина, стремясь выстроить тарифную политику так, чтобы приостановить утечку топлива за рубеж, - говорит Олег Егоров.

Председатель совета директоров национальной финансово-промышленной группы «Нар-Ойл» Султан Ушбаев на пресс-конференции летом этого года подчеркнул, что если правительство пойдет на отмену вывозных пошлин, то республика столкнется с дефицитом ГСМ и резким ростом цен на эти материалы внутри страны. Предприниматели, по его словам, уже испытали на себе дефицит ГСМ - на заводах им не отгружают оптовые партии требуемого объема. Султан Ушбаев даже был готов сам выступить поставщиком сырья на нефтеперерабатывающие предприятия, но ему по непонятным причинам было в этом отказано.

Специалисты в этой отрасли экономики отмечают, что государство все же имеет в наличии возможности прямо влиять на производителей топлива внутри страны, но, видимо, по каким-то причинам этими возможностями не пользуется.

Мощности нефтеперерабатывающих заводов, несмотря на высокий спрос на топливо внутри страны, остаются незагруженными. Главный научный сотрудник Института экономики видит корни такого явления в том, что компании, владеющие нефтехимическими предприятиями, предпочитают «гнать» сырье за рубеж, а не перерабатывать его внутри страны.

- В прошлом году из 62 миллионов тонн, добытых внутри страны, на казахстанские заводы поступило только 9,5 миллиона тонн, остальное ушло на экспорт. В этом году в переработку пойдет больше нефти, около 11 миллионов тонн, но завтра цены на нефть опять взлетят, и компании решат, что сырую нефть им продавать выгоднее. Цены на топливо внутри страны опять могу подняться, - считает Олег Егоров. - Пока не загружены полностью возможности заводов, о каком снижении себестоимости бензина может идти речь? А значит, и рано говорить о снижении цен на топливо.

Не очень высокое качество отечественного бензина - также следствие особенностей устройства нефтеперерабатывающей промышленности. Шымкентский и Павлодарский заводы строились в советское время под легкую нефть западно-сибирских месторождений. Относительно тяжелая казахстанская нефть, которую сейчас поставляют на эти заводы, дает на выходе невысокое качество бензина, который приходится «догонять» до приемлемых результатов присадками.

- На Атырауский завод вообще идет смесь нефти. Хотя во всем мире заводы «затачиваются» под какой-то конкретный сорт, только тогда можно ожидать эффективного использования сырья и высококачественного продукта на выходе. Тяжелую казахстанскую нефть, например, эмбинскую, мангышлакскую, выгоднее не перерабатывать в бензин невысокого качества, а делать из нее масла. Нефть такого сорта иногда именно так и называют - масляной, - говорит Олег Егоров.

Ситуация на рынке горюче-смазочных материалов регулярно служит причиной мрачных и тревожных комментариев, но пока ни одна статья или пресс-конференция эту ситуацию так и не изменила. Видимо, для кого-то все не так мрачно...

Анна ПАВЛОВА

Качество бензина зависит от качества сырья - октановое число прямогонного бензина, получаемого из казахстанской нефти, не превышает шестидесяти. Нефтеперерабатывающие заводы получают высокооктановый продукт, используя различные присадки. Такой бензин, соответствующий ГОСТам, не вредит автомобилю. Спрашивается, зачем добавлять в топливо что-то еще?

Этот вопрос я адресовала специалистам Центра анализа физико-химических методов исследования и анализа КазНУ им. Аль-Фараби. Честно говоря, ученые долго не соглашались на этот разговор и в итоге попросили не указывать их фамилии. Многие из них - автовладельцы, и в силу чисто профессионального интереса они не раз делали экспертизу купленного на АЗС бензина. Чего только они в нем не обнаруживали, и солярку, и толуол, и пентангексановую фракцию, и всевозможные присадки. Но поскольку люди, производившие экспертизу, не работают в официальном контролирующем органе, то оглашать результаты своих проверок не имеют права. Они лишь согласились поделиться информацией о том, какие присадки для повышения октанового числа бензина используются чаще всего, и какое действие они оказывают на двигатель автомобиля.

Прибыли тех, кто «разбодяживает» бензин, используя ферроцен - присадку на основе железа, вызывают зависть даже у наркоторговцев. Достать ферроцен сегодня, особенно если он сильно нужен, не проблема - в Китае не так давно ввели запрет на эту присадку, и все неиспользованные запасы хлынули в Казахстан и Россию. Мешок китайского ферроцена (25 кг) стоит около 30 долларов. Одного мешка достаточно, чтобы превратить более 450 тысяч литров бензина АИ-92 в АИ-95! Для этой процедуры не требуется никакого специального оборудования: засыпал ведро ферроцена в бензовоз - и готово! «Железный» высокооктановый продукт можно получать и из так называемого прямогонного бензина низшей очистки, причем, чем бензин ниже по качеству, тем лучше. Ферроцен повышает октановое число - 0,07 грамма присадки, добавленной в один литр низкосортного топлива, повышает октановый показатель на 6 единиц. Так что это самый дешевый и сердитый способ «разбодяживания». Эксперты уверены: от такой «передозировки» ферроцена свечи начинают хандрить уже через 3000 километров пробега. Нагар мешает нормальному искрообразованию, начинаются пропуски зажигания, и в итоге не сгоревший до конца бензин может вывести из строя дорогостоящее оборудование автомобиля - нейтрализатор и лямбда-зонд. Срок работы двигателя такой бензин сокращает в несколько раз. Однако доказать, что именно на конкретной АЗС тебе залили некачественное топливо и именно ее владельцы должны оплатить ремонт мотора и замену нейтрализатора, невозможно.

Вторая по распространенности присадка - метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Исследований по поводу того, как влияет МТБЭ на человека и окружающую среду, нет. В США, например, добавлять в топливо такие эфиры запрещено из-за риска отравления грунтовых вод. А в России концентрация МТБЭ в бензине не должна превышать 15 процентов. Согласно техническим нормам и в Казахстане концентрация метилтретбутилового эфира не должна превышать 10 процентов. По мнению ученых, химиков, применять эфир в кустарных условиях не так уж и выгодно, поскольку добавлять присадку надо в большом количестве: 100 грамм на 1 литр топлива, при этом октановое число увеличится всего на 3-4 единицы. Кроме того, МТБЭ меняет фракционный состав бензина, топливо становится менее «калорийным», и увеличивается его расход. Вот и получается «недолив»: количество литров бензина вроде то же, а километров проехали меньше. По мнению специалистов, эфир безопасен для двигателей. Но вот если концентрация присадки будет превышать норму, то могут возникнуть проблемы с прокладками и резиной, поскольку увеличивается окисляемость.

Несмотря на то что использование тетраэтилсвинца - присадки на основе свинца - в Казахстане запрещено, на небольших АЗС за чертой города можно встретить и его. Добавлять тетраэтилсвинец выгодно в низкооктановый бензин марок АИ-80 или даже АИ-76, причем в очень небольшом количестве - 1 грамм на килограмм топлива, при этом октановое число повышается на 15-20 единиц. Высокооктановые же бензины марки АИ-91 или АИ-93 могут вообще не прореагировать на эту присадку. Приобрести тетраэтилсвинец - не проблема, поскольку произвели его в свое время достаточно много. Этилированный бензин выводит из строя датчики кислорода - лямбда-зонд, и двигатель автомобиля.

Много присадок на основе марганца (пентакарбонилмарганец), титана и цинка, но встречаются в бензине они достаточно редко. Практически все эти металлы хоть и оседают в двигателе, но со временем вместе с маслом выводятся, так что особого вреда автомобилю не приносят.

Понятию «октановое число» (ОЧ) можно дать несколько определений. Например, такое: ОЧ характеризует детонационную стойкость топлива или, что тоже верно, его способность противостоять преждевременному самовоспламенению. Октановое число - понятие эмпирическое, определяемое лишь экспериментальным путем.

Бензиновые двигатели имеют систему зажигания, задача которой - в нужный момент поджечь топливно-воздушную смесь в цилиндре. Если бензин «правильный», все так и происходит. Но если у топлива низкое ОЧ, смесь сгорает не так, как хотели создатели двигателя: в цилиндре возникают ударные волны, в критических случаях разрушающие детали мотора. Когда эти волны «бьют» по металлическим деталям, образующим камеру сгорания, слышен звонкий стук, образно выражаясь, «стучат пальцы».


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии