Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Выступление Президента Республики Казахстана Н.А.Назарбаева на VI Конгрессе финансистов Казахстана (г. Астана, 15 ноября 2006 года)

Фото : 15 ноября 2006, 15:18



Мен дәстүрге айналған бүгінгі бас қосуымызда барша қаржыгерлерді еліміздің қаржылық тәуелсіздігінің бастауы саналатын төлтеңгеміз айналысқа енгізілген күнмен тұспа-тұс келетін Сіздердің кәсіби мерекелеріңізбен құттықтаймын.

Қаржы секторын дамыту Қазақстанның экономикалық өсуінің негізгі шарттарының бірі болып табылады. Қазақстанның қаржы секторындағы реформалардың табыстылығын өзіміз ғана емес, беделді халықаралық сарапшылар да мойындап отыр.

Қаржылық секторды дамытудың тұжырымдамасында алға қойылған міндеттер тұтастай алғанда орындалды. Негізгі мақсатқа қол жеткізіліп, еркін бәсекелестік жағдайында тиімді жұмыс істейтін қаржы жүйесі қалыптасты.

Совокупный собственный капитал банковской системы с 2003 года вырос в 5,6 раза и сейчас составляет порядка семи миллиардов долларов США. Активы банков за этот период увеличились более чем в 5,7 раза и составляют 51,7 миллиарда долларов США.

Показатель отношения активов банков второго уровня к ВВП составляет 75,4 процента, что соответствует уровню стран Восточной Европы. По другим показателям финансового рынка Казахстан также приближается к уровню этих стран.

Финансовые организации переведены на международные стандарты финансовой отчетности.

С учетом рекомендаций Международной организации страховщиков депозитов усовершенствовано законодательство об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня. Созданы фонд гарантирования ипотечных кредитов и первое кредитное бюро.

Развивается трехуровневая система кредитования.

Совершенствуются правовые основы фондового рынка, в том числе по развитию внутренних институциональных инвесторов и расширению возможностей инвестирования, усилению защиты прав и интересов инвесторов, созданию стимулов для улучшения корпоративного управления.

Появились инвестиционные паевые фонды, принят Закон «О секьюритизации».

С учетом стандартов Европейского союза и дальнейшего внедрения международных стандартов надзора приняты нормативные правовые акты в части пруденциального регулирования деятельности финансовых организаций, системы управления рисками, консолидированного надзора.

В пенсионном секторе проведены мероприятия, направленные на расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов, обеспечение уровня доходности пенсионных активов, усовершенствование системы управления рисками. На сегодня объем пенсионных накоплений достиг порядка 6,5 миллиарда долларов США.

Развивается страховой рынок. Законодательная база страхового рынка соответствует принципам и стандартам Международной ассоциации страхового надзора.

Создан финансовый центр в Алматы. Отмечу, что это важнейший шаг для развития финансовой системы Казахстана, особенно фондового рынка.

С начала следующего года мы перейдем к новому этапу либерализации валютного режима, который снизит административные издержки участников внешнеэкономической деятельности, и будет способствовать продвижению казахстанских инвестиций, товаров и услуг на мировые рынки.

Все это говорит о том, что мы заложили надежный фундамент для дальнейшего развития финансового сектора.

Наш финансовый сектор - это наша гордость и конкурентное преимущество, созданные совместными усилиями частного сектора и государства.

Полагаю, что такое конструктивное сотрудничество должно быть обеспечено и в других отраслях экономики. Наши сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность должны стремиться работать по международным стандартам и быть конкурентоспособными на региональном, и мировых рынках. В этой связи для ассоциаций в промышленности, строительстве и других отраслях экономики очень важен опыт и методы работы Ассоциации финансистов, показавшей за эти годы эффективность своей работы.

Вместе с тем, сегодня перед финансовым сектором страны стоят большие задачи.

Усилия, профессионализм и решительность, с которыми был создан финансовый сектор, не должны снижаться. Опираясь на созданное, мы должны двигаться дальше к нашей стратегической цели - вхождению Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Основными задачами развития отечественного финансового сектора в этой связи являются следующие.

Первое. Определение дальнейших перспектив развития отечественного финансового рынка

Очевидно, что мы все заинтересованы в продуманном, взвешенном и ответственном подходе к дальнейшему развитию финансового сектора, закреплении и развитии тех успехов, которые достигнуты.

В этой связи я поручил Правительству и финансовым органам разработать новую Концепцию развития финансового сектора на перспективу. Она уже неоднократно обсуждалась в Правительстве и выносилась на рассмотрение финансистов страны.

Все основные реформы финансового сектора проведены. Теперь необходимо обозначить четкие контуры дальнейшего развития всех сегментов финансового рынка. Поэтому Концепция должна иметь стратегическое видение развития банковского, небанковского, страхового, валютного, фондового, пенсионного и других сегментов финансового рынка. Возможно, концепция должна иметь не трехлетний горизонт, а пятилетний или даже десятилетний. Это должен быть стратегический документ, с четким видением миссии, задач и приоритетов развития.

Какой мы видим наш финансовый сектор через 5-10 лет? Какие стратегические цели и задачи мы ставим перед собой? Что для этого должны сделать финансисты, и какие меры должно принять государство? Какую этапность мы предусмотрим при достижении стратегических целей? Получив ответы на эти вопросы, мы сможем вырабатывать свои планы и конкретные действия.

Хочу еще раз подчеркнуть, что тот положительный опыт конструктивного диалога и партнёрства финансистов и государства, который мы приобрели на сегодня, должен быть максимально использован в будущем.

Реформы в финансовом секторе были успешны благодаря такому сотрудничеству. Движущей силой должен быть частный сектор, государство со своей стороны должно оказывать поддержку его инициативам.

Поэтому я поручаю Правительству, Национальному Банку и Агентству финансового надзора с учетом сегодняшнего обсуждения доработать проект Концепции развития финансового сектора.

Второе. Укрепление стабильности и устойчивости финансовой системы, недопущение кризисных ситуаций.

Сейчас банки могут самостоятельно выходить на внешние рынки капитала и привлекать на приемлемых условиях займы. Увеличение ресурсной базы банков позволяет активизировать деятельность по кредитованию экономики. Все больше отечественных банков проявляет интерес к проведению международных операций, в частности, на территории стран СНГ.

Но при этом возрастают системные риски финансовой системы. Если ими не управлять, то может произойти финансовый кризис. И в этой связи необходимо обратить внимание на следующие факторы.

Во-первых, чрезмерно высокие темпы роста кредитования могут иметь негативные последствия. Если в 2004 году кредиты экономики возросли на 52%, в 2005 году - на 75%, то за девять месяцев текущего года - почти на 50%. При этом, в целом экономика растет не более 10 % в год.

Рост кредитования сопровождается ухудшением качества ссудного портфеля. За 2005 год размер сомнительных и безнадежных обязательств банков возрос на 61%, а за девять месяцев текущего года - на 47%. Их доля в ссудном портфеле составляет порядка 40%. В этой связи необходимо обратить внимание на качество ссудного портфеля.

Во-вторых, ссудные портфели банков недостаточно диверсифицированы. Для них характерна концентрация на отдельных отраслях экономики и аффилиированных компаниях.

В основном, кредиты выдаются под новые проекты в неэкспортируемых секторах экономики для производства товаров или услуг, потребляемых внутри страны. Это строительство, торговля. Но ведь ситуация в этих секторах в значительной степени зависит от сырьевых производств. Как известно, цены на нефть цикличны, и уже сейчас мы наблюдаем тенденцию снижения мировых цен на нефть. Значительное же снижение цен на нефть может дестабилизировать ситуацию как в финансовом секторе, так и в экономике в целом.

В-третьих, банки получили возможность дешевых заимствований на международных рынках и сейчас активно ее используют. Только за прошлый год займы, привлекаемые от нерезидентов, увеличились на 62%, а объемы долговых ценных бумаг банков, размещаемых на внешних рынках, увеличились в три раза. Некоторые банки начинают развивать свой бизнес в других странах. За 2005 год займы нерезидентам возросли на 50%, а за девять месяцев этого года - на 72%. Очевидно, что активизация такой деятельности усиливает подверженность банковского сектора к страновым и валютным рискам.

Банки должны подходить к таким системным рискам с высокой ответственностью. Уже сейчас развитые страны готовятся к возможности мирового финансового кризиса, проводят сдержанную монетарную и фискальную политику.

Поэтому особое внимание должно быть уделено анализу предкризисных ситуаций, чтобы своевременно отследить возможное наступление кризиса и предусмотреть меры выхода из него.

Задача Агентства финансового надзора - создать необходимые условия для устойчивости и стабильности финансового сектора. Необходимо выработать систему раннего оповещения финансового кризиса с соответствующими индикаторами.

Отдельный вопрос - сдерживание инфляции. Несмотря на то, что он находится на особом контроле, реальных сдвигов не наблюдается. Инфляция растет, и по оценке Национального Банка составит в текущем году порядка 8,5%. Это высокий показатель, и нет гарантии, что это предел.

Национальному Банку даны все полномочия по обеспечению стабильности цен в республике. Надо их использовать. Правительство должно также проработать комплекс мер по недопущению роста цен. Денежно-кредитная и фискальная политика должны быть скоординированы.

Третье. Развитие города Алматы как регионального финансового центра, что является стратегической задачей. Региональный финансовый центр должен стать прорывным проектом Казахстана. Благодаря работе центра должен стать реальностью фондовый рынок.

Необходимая законодательная база для этого сформирована, начал работу соответствующий государственный орган.

Для успешной реализации задуманного проекта требуются меры по привлечению на местный фондовый рынок иностранных биржевых игроков. Также необходимо проработать механизмы размещения финансовых инструментов компаниями, входящих в Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» и Фонд устойчивого развития «Казына».

Необходимо повысить уровень прозрачности деятельности акционерных обществ и усовершенствовать корпоративное управление, обеспечить ликвидность фондового рынка.

Правительству следует определить крупные инфраструктурные проекты государственного значения и разработать механизмы для финансирования этих проектов участниками финансового рынка.

Необходимо разработать план действий по повышению инвестиционной привлекательности города Алматы, в том числе дальнейшее развитие инфраструктуры города и туристического сервиса.

Призываю финансовое сообщество страны принять активное участие в становлении Алматы как регионального финансового центра. Продумайте, что может финансовый сектор сделать для полноценного развития финансового центра.

С развитым фондовым рынком, уже имея такие сильные компоненты, как банковский сектор и пенсионные фонды, республика может стать полноценным финансовым центром в регионе и реализовать свои конкурентные преимущества.

Четвертое. Подготовка финансового сектора к вступлению Казахстана в ВТО.

В связи с перспективой вступления Казахстана в ВТО будет усилена конкуренция в финансовой сфере. На наш рынок придут иностранные банки и другие финансовые игроки. По сравнению с нашей молодой финансовой системой у них будут более выигрышные позиции. Отечественный финансовый сектор должен быть готов к этому.

Необходимо продолжить работу по повышению прозрачности деятельности отечественных банков. Каждый банк, каждая финансовая организация должна иметь стратегическое видение своего развития. Надо развивать и внедрять новые финансовые продукты, быть в авангарде последних достижений и инноваций в финансовом мире. Необходимо перенимать прогрессивный зарубежный опыт в управлении капиталом, повышать качество менеджмента. Должны быть созданы такие условия функционирования финансовой системы, которые бы удовлетворяли на высоком уровне потребности реальности сектора и предоставляли широкий спектр качественных услуг населению на принципах свободной конкуренции.

Наша задача - довести уровень конкурентоспособности финансового сектора республики до сопоставимого с передовыми мировыми финансовыми системами.

Настало время для целенаправленного повышения суверенного кредитного рейтинга страны. Мы уже сейчас имеем кредитный рейтинг инвестиционного уровня от трех ведущих мировых рейтинговых агентств. Но в инвестиционном уровне есть потенциал повышения с позитивного до стабильного, со стабильного уровня В (Би) до уровня А (Эй).

Правительству совместно с Национальным банком и Агентством финансового надзора необходимо разработать план действий для решения этой задачи.

Банковский сектор, безусловно, является лидером в финансовом секторе. Но он в отдельности не сможет обеспечить всю финансовую устойчивость и стабильность страны. Поэтому мы должны последовательно развивать все сегменты финансовой системы.

Небанковские организации должны стать эффективными финансовыми посредниками для предоставления кредитных ресурсов населению, мелким и средним предпринимателям.

В накопительной пенсионной системе должна быть повышена эффективность оценки деятельности накопительных пенсионных фондов и управляющих пенсионными активами, увеличен спектр финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов. Также требуется принять меры по повышению доступности и качества пенсионных услуг для всего населения Казахстана, защите прав вкладчиков и получателей.

Большой потенциал развития имеет страховой рынок. Необходимо повышать доверие населения к страховым организациям, а также страховую культуру субъектов страховых отношений. Требует совершенствования система обязательного страхования. Как инструмент социальной защиты населения необходимо развивать страхование жизни.

С развитием финансового центра в Алматы должны быть продуманы действенные меры по функционированию фондового рынка.

Необходимо продолжать работу по развитию системы микрокредитования. Для субъектов малого бизнеса, особенно в сельской местности, должны быть созданы необходимые условия для доступа к финансовым ресурсам.

Правительству необходимо провести работу по социальной ответственности бизнеса. Это международная практика. У нас есть дома престарелых, детские дома, инвалиды, которым требуется помощь. Бизнес должен взять эти структуры под свое шефство. Об уже не раз говорилось.

Другой вопрос - объявленная легализация собственности, результаты которой имеют косвенное отношение к финансовому сектору. Правительство и местные исполнительные органы должны усилить разъяснительную работу в этом вопросе. Вся теневая собственность должна быть легализована и работать на нашу экономику. Люди не должны боятся этого процесса. Все гарантии, предусмотренные законом, будут предоставлены.

Мы с вами с первых дней Независимости переживая большие трудности создавали нашу финансовую систему. Во главе этой работы рядом со мной стояли вы - финансисты, руководители Национального банка и банков второго уровня. Сегодня мы создали успешную финансовую систему. И мы не должны никому уступать эту пальму первенства. Для этого у нас есть все возможности. Правительству, Национальному банку и всем участникам финансового сектора необходимо работать сообща для достижения новых целей.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии