Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Пресс-конференция по проблеме передела торговых марок и брендов

Фото : 16 ноября 2006, 13:44
16 ноября 2006 г

16 ноября 2006 г. г. Алматы
Пресс-релиз

«ПЕРЕДЕЛ ТОРГОВЫХ МАРОК».

16 ноября в 10:30 в Пресс-центре Алматинской ассоциации предпринимателей Форум предпринимателей Казахстана совместно с Алматинской ассоциацией предпринимателей при поддержке Генеральной прокуратуры РК провели пресс-конференцию. Мероприятие посвящено проблеме передела торговых марок и брендов на рынке интеллектуальной собственности и нематериальных активов Казахстана.

Все торговые знаки находятся под защитой Комитета по интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК. Экспертиза по ним проводится в г. Алматы в РГКП «Научный институт интеллектуальной собственности, который также принадлежит Министерству юстиции РК.

Согласно Ниццкой классификации товары определяются по 35 классам, плюс услуги - 10 классов. И если фирма хочет запатентовать все, то заявку она подает сразу на все классы. Что в свою очередь успешно и делает товарищество с ограниченной ответственностью «Аz print centre» - патентует торговые марки по всем 45 классам.

Известно, что запрещено патентовать географические наименования. Однако, в нарушение Законов «Об интеллектуальной собственности» и «Товарных знаков» РК, ТОО «AZ Print Centre» выдано свидетельство о товарных знаках на такие названия, как «Таугуль», «Тастак» и «Жетысу». Это может привести к тому, что завтра встанет вопрос о переименовании микрорайонов, магазинов и др. объектов, поскольку компания уже получила охранную грамоту на все эти товарные знаки.

Вышеперечисленные факты и ряд статей публикованных в СМИ побудили Генеральную прокуратуру РК провести проверку по вопросам соблюдения законности регистрации товарных знаков за ТОО «AZ Print Centre».

Цель пресс-конференции прояснить для предпринимательской среды сложившуюся ситуацию - действия ТОО «AZ Print Centre» в отношении патентования торговых марок, знаков компаний Алматы и Казахстана.

По итогам проверки Генеральной прокуратуры РК было установлено, что Комитетом по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции выдано 91 свидетельство о регистрации и закреплению товарных знаков за ТОО «AZ Print Centre».

К примеру, за этим предприятием зарегистрированы товарные знаки, под которыми на казахстанском рынке длительное время производят товары и оказывают услуги другие лица («Line Brew» - сеть ресторанов, «Адмирал Нельсон» - ночные клубы, «Меломан» - магазины аудиовизуальной продукции, «Хан тенгри» - кафе и гостиницы, «Достык», «Арман», «Жанна», и мн. др.).

Генеральной прокуратурой РК по результатам проверки Комитету по правам интеллектуальной собственности предложено вынести на рассмотрение коллегии апелляционного совета вопрос об аннулировании свидетельств на товарные знаки, выданных заявителям, не производящим соответствующие товары и не оказывающим услуги. А также инициировать внесение соответствующих изменений в действующее законодательство для исключения возможности подобной регистрации товарных знаков.

Форум предпринимателей Казахстана попытался отыскать ТОО «AZ Print Centre» и пригласить на пресс-конференцию, но те контактные данные: номер телефона и факс, которые указаны в web-справочнике, как оказалось, не существуют.

Участники: представители Генеральной прокуратуры РК, Министерства юстиции, руководители Бизнесс-ассоциаций, предприниматели, работающие под вышеуказанными торговыми марками.

Организаторы пресс-конференции: Форум предпринимателей Казахстана, Алматинская ассоциация предпринимателей при поддержке Генеральной прокуратуры РК.

Контакты: Дмитрий Архипов, PR-менеджер

E-mail: Dmitriy.Arkhipov@raimbek.com

Тел. (3272) 509-684; 509-688; 506-246. Факс 501-256

Website: www.businessforum.kz

Казахстанцам скоро придется покупать имена для своих детей

На самом деле не скоро и, будем надеяться, не придется, однако уже сегодня владельцы нескольких сот казахстанских брендов оказались в ситуации, когда им необходимо либо менять название раскрученного бизнеса, либо выкупать право и дальше работать под своей торговой маркой. Две шустрые малоизвестные фирмы выкупили в интеллектуальную собственность использование более 300 популярных торговых знаков. Вчера в Алматы по этому поводу разгорелся нешуточный скандал.

Компания AZ Print Centre и корпорация Prata два года назад подали в комитет по интеллектуальной собственности (ИС) заявки на регистрацию порядка 400 товарных знаков. Регистрация прошла успешно. Среди выкупленных товарных знаков - «Меломан», «Адмирал Нельсон», «Хан-Тенгри» и прочие не менее известные потребителю марки, под которыми предприниматели уже несколько лет работают на казахстанском рынке. Весь комплект обошелся предприимчивым коллекционерам в 22 тысячи тенге.

Предприниматели раскрученных брендов о том, что потеряли право на их использование, узнали от… сотрудников Генпрокуратуры, которых насторожил факт массовой скупки необычного «товара». Однако прокурорская проверка не обнаружила в действиях двух компаний ничего противозаконного.

Согласно нормам закона о товарных знаках, комитет по интеллектуальной собственности отказывать заявителям не имеет права, если все процедурные нормы соблюдены. Зарегистрировав юридическое лицо, заявитель смело может подавать заявку на сколь угодно большое количество брендов.

Тем не менее Генпрокуратура предложила комитету по ИС аннулировать заявки AZ Print Centre и Prata и инициировать поправки в действующее законодательство. Пока апелляционный совет аннулировал заявки только по трем брендам: «Меломан», «Алпамыс» и «Батыр». Свидетельства о регистрации остальных названий фирмы-заявители скоро получат на руки. И тогда отвоевать у них право на право использования собственных торговых марок у предпринимателей практически не будет шансов.

- Законодательство в сфере ИС менять нельзя, - отмечает руководитель службы экспертизы товарных знаков и промышленных образцов комитета по интеллектуальной собственности Альмира Алипинова, - так как он соответствует всем международным стандартам. Если же его коснутся изменения, то у республики могут начаться осложнения со вступлением во Всемирную торговую организацию.

Чиновники предлагают другой выход: собраться всем недовольным да и подать апелляцию на аннулирование заявок. Кстати, есть еще одно разрешение проблемы. Согласно закону о товарных знаках, заявка на бренд, не используемый собственником в течение пяти лет, может быть аннулирована по закону. Видимо, ни одно, ни второе решение не послужат «ограбленным» предпринимателям в качестве выхода. Поскольку в первом случае апелляция вряд ли будет удовлетворена - торговые марки «украдены» законно, во втором - слишком долго ждать.

Закон есть, а вот последствия выполнения его статей в данном случае противоречат здравому смыслу. Так, например, закон запрещает регистрировать как интеллектуальную собственность бренды, в которых фигурирует географическое название. Но вот парадокс - в перечень географических входят лишь названия стран и городов… В числе выкупленных двумя фирмами товарных знаков есть и такие, как «Жетысу», «Хан-Тенгри», которые, если следовать логике законодательства, нужно тоже выкупать у нынешних владельцев или поменять, что, судя по тому же законодательству, проще. Так что, возможно, Заилийский Алатау скоро придется переименовывать в Зашибийский Залатау, а будущим мамашам придется копить не только на роды, но и на покупку имени-бренда для новорожденного.

Впрочем, какой бы абсурдной на первый взгляд не казалось такое развитие событий, на практике возможно все. Например, несколько лет назад один американский чудик-толстосум купил Луну. Это тогда он казался чудиком, а теперь потенциальные «лунатики» платят шустрому дяде деньги за право ступить на покрытую кратерами поверхность.

Айгуль Кисыкбасова

Жан Кунсеркин, адвокат

Проблема интеллектуальной собственности на товарные знаки, которая всплыла в стране недавно, на самом деле очень старая.

Я знаю достаточно компаний, которые выпускают качественные товары и предоставляют услуги более 10 лет, но до сих пор не побеспокоились о том, чтобы зарегистрировать торговую марку. Или, наоборот, фирма выпускает продукт среднего качества, но имеет эксклюзивное зарегистрированное право на использование своего товарного знака, на который покуситься уже никто не сможет.

Недальновидность предпринимателей, чья продукция известна широкому кругу потребителей, например, «Меломан» или торговый дом «Жанна», которые процесс регистрации товарных знаков начали только в этом году, стала лазейкой для некорректных бизнесменов. Появления фирм, которые зарабатывают на регистрации известных брендов, можно было ожидать. Что стоит проверить через комитет интеллектуальной собственности, кто является правообладателем торговых известных и раскрученных марок, например, «Меломан» или «Жанна».

Но все-таки одно дело зарегистрировать название, к примеру, «Карлыгаш» или «Достык», то есть массово употребляемые слова, а другое - товарные знаки с этими словами.

Назвать новую фирму можно хоть «Адидас», хоть «Кока-Кола», но выпускать продукцию под этими марками вряд ли у кого-то получится, потому как всемирно известные компании относятся к интеллектуальной собственности трепетно, в отличие от казахстанских производителей, что, кстати, в последнее время стало подтверждаться жизненной практикой.

Насколько я знаю, у «Меломана» как раз сейчас проблемы с регистрацией товарного знака. Значит, кто-то зарегистрировал его раньше настоящего «Меломана». До завершения разбирательства правообладателем будет та фирма, которая уже зарегистрировала торговую марку.

Проблемы у истинных производителей известной продукции возникли вовсе не из-за пробелов в законодательстве об интеллектуальной собственности, а, можно сказать, от нерасторопности. Законом прописано право, а не обязанность на регистрацию товарного знака. Поэтому никто особенно и не торопился, хотя нужно было.

Есть в бизнесе еще один хитроумный ход по переманиванию и запутыванию клиентов и покупателей - регистрация похожей по названию торговой марки. Примером может служить случай с платежными карточками «Американ Экспресс», известной торговой марки. Одна американская фирма создала идентичные пластиковые карточки, не дописав в названии торговой марки одну букву «Америка Экспресс». А это запутало клиентов. В Китае, кстати, если заметили, такая практика существует и совершенно не наказуема. Бытовую технику вместо Panasonic они могут назвать Panasonik, спортивную экипировку вместо Adidas - Abidas. Торговые марки, казалось бы, разные, но обыватель не всегда замечает разницу в одну букву.

В прошлом году были нападки на компании мобильной связи «К-селл» и «Билайн» за использование рингтонов, поскольку в один прекрасный момент вдруг появились владельцы названия песни, скажем, Таркана или другого исполнителя. Сотовые операторы, конечно, суд выиграли, но, тем не менее, попытки оказать на них воздействие за использование чужих торговых марок были.

Нечистоплотный бизнес по торговле брендами как существовал, так и будет существовать. Чтобы защитить свое детище от посягательств хитрых предпринимателей, компании должны быть более дальновидными и вовремя заботиться об эксклюзивном праве на товарные знаки.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии