Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Астана: Вчера — тропинка, завтра — автобан

Фото : 17 ноября 2006, 11:26

Транспортная составляющая, как справедливо утверждают эксперты градостроительства, затрагивает все без исключения аспекты развития города. А в столице, как мы убедились за годы ее становления, транспортная инфраструктура — дело и вовсе первейшее. Любая дорога, вчера, к примеру, введенная в строй, уже сегодня загружена «на все сто». И ее строителей тут же начинают либо ругать, либо хвалить. Последнее бывает реже. Почему так происходит, как станет развиваться инфраструктура Астаны, можно ли будет чиновникам парковать любимый «мерседес» под окнами офиса, останется ли место в городе для пешеходов... Структурировав вопросы, обозначив проблемы и вооружившись фактами, я направилась к заместителю акима Астаны Ерику СУЛТАНОВУ. Из его четких ответов и комментариев и сложилось предлагаемое интервью.

— Никакая транспортная инфраструктура не может возникнуть на пустом месте. И в столице она тесно связана с генеральным планом развития. Нынче идет его корректировка. Как только эта работа завершится, мы будем готовы представить предварительный проект транспортной системы, связанный с генеральным планом. Для его разработки нанята компания «Сингапур текнолоджи инжиниринг», которая ведет анализ проекта генерального плана, изучив предварительно фактическое состояние «дорожных» дел в столице и выполнив расчет интенсивности движения на основных улицах. Думаю, что уже к 15 декабря мы получим проработанные этой компанией предложения касательно распределения транспортных потоков по основным улицам города, вплоть до вокзала. В конце 2007 года будем иметь полную перспективу относительно развития транспортной инфраструктуры.

Что касается планов, то они связаны в основном с продолжением работ на левобережье. В первую очередь это улица Сарыарка, которая продлится на полтора километра до улицы № 27. Будет достроена улица № 19 с развязкой на Гастелло. Начато строительство моста М-3, которое должно завершиться в 2008 году. К тому же строятся улицы 41, 42 и 12-я, все они — продолжение водно-зеленого бульвара по правому берегу Ишима. В следующем году будет построен мост М-2 (выход с улицы Гастелло), также мост через Акбулак. Таким образом, улица Гастелло будет связана с мостом М-1 (с транспортной развязкой), а через мост М-2 — с улицей Ташенова. Все названные объекты должны быть завершены к Дню города в 2007 году. К той же дате будет готов выход с проспекта Богенбая по Софиевскому шоссе на Павлодар и выход на Костанай по Тлендиева. Протяженность первой дороги — восемь километров, второй — семь.

— Три года назад прокладывалась дорога, ставшая нынче очень популярной, — с улицы Сарыарка по автомобильному мосту до 12-й магистрали и далее с выходом на аэропорт. За краткое время эксплуатации ее поверхность стала походить на стиральную доску. Причина известна? Когда трассу прокладывали, с руководством ответственной компании я не однажды бывала на месте строительства, видела тот многослойный пирог основания, перемежаемый геотекстилем, наблюдала процессы бетонирования и укладки дорожного полотна. По уверениям дорожников и специалистов СЭЗ «Астана — новый город», дорога должна была продержаться без повреждений несколько лет. Между тем летом там накатали новый асфальтовый слой, а теперь и он «поплыл»...

— Полагаю, плохое нынешнее состояние иных внутригородских дорог может быть связано с несколькими причинами. Первая — некачественно выполненные проекты. Вторая — некачественные материалы. С другой стороны, названная вами дорога испытывает очень большие нагрузки. Однако пока не будут проведены необходимые исследования, говорить о чем-либо — попусту сотрясать воздух. Весной их проведем, затем примем решение по ремонту.

— А до весны вообще что-то запланировано сделать?

— Вы должны знать, что дорожное строительство крайне строго привязано к сезонам года. Пока же принято решение остановить все асфальтобетонные заводы, которые не отвечают, во-первых, экологическим требованиям, во-вторых, не имеют компьютерного управления производственным процессом, в результате выпускается некачественный асфальтобетон. Год выпуска этих заводов превысил 20 и более лет.

Для столицы работают три завода, соответствующие требованиям. Еще как минимум три мы намерены поставить, чтобы объем следующего года выполнить с продукцией новых производств, отвечающей всем требованиям качества. Кроме того, в конкурсной документации мы намерены прописать требование об обязательном приобретении и установке подрядчиками полнокомплектных дорожно-строительных лабораторий. Поясню: каждый подрядчик, который намеревается выиграть конкурс на дорожно-строительные работы, непременно должен иметь испытательную лабораторию для необходимых при строительстве дорог материалов. Этой лабораторией будет пользоваться в первую очередь инженер — новый игрок на рынке дорожного строительства.

— Так называемая Служба инженера?

— Верно. Это компания, в обязанности которой входит технический и технологический надзор за качеством работ. Ее также будем нанимать на конкурсной основе.

— Но, насколько известно, Служба инженера уже легализована постановлением Правительства и успешно работает, почему же вы о ней говорите в будущем времени?..

— Она действует на республиканских магистралях с июня 2005 года. Для города это абсолютное новшество. Скажу, что увеличения стоимости контрактов при ее привлечении не будет, поскольку необходимые средства предусматриваются сводными сметами. Пока же их отдают подрядчику, и он ведет технадзор. Но так не должно быть, суммы по названным статьям следует использовать только для найма службы, в которой фактически работает человек пять: инженер по материалам, геодезист, инженер-дорожник, инженер по искусственным сооружениям и руководитель проекта. В их компетенции — контроль над качеством всех дорожно-строительных работ.

— Ерик Хамзинович, в плане устойчивого развития Астаны признано, что темпы экономического развития опережают обеспечение столицы соответствующей инфраструктурой. Не странно ли? Экономика процветает, деньги есть, технику в лизинг компании могут взять без проблем, тендеры на дорожные работы они выигрывают, а дороги — «то яма, то канава»...

— В последней оценке я с вами не соглашусь. Нет ям на улицах города. Если и имеются в Астане места, где дороги несоответствующего уровня, то только по той причине, что пока «не дошли руки». Но стратегически уже определено: куда, когда и какие средства будут направлены. Касательно этого скажу, что Правительство и Парламент в этом году предполагают почти вдвое увеличить трансферт из республиканского бюджета на столичные дороги.

А вот относительно того, что экономика крепко опережает строительство инфраструктуры, вы правы. И здесь отстают как дороги, так и инженерные сети, сооружение которых должно бы идти опережающими темпами. Проблему мы ощущаем даже по санитарной очистке города: на существующие дороги выносится очень много грязи из-за отсутствия обустроенных магистралей в новых районах столицы. Для начала мы в этом году отсыпали щебнем 52 километра окраинных трасс, будем продолжать эту работу. Как вы подметили, экономические-то условия позволяют. Однако даже в этой ситуации средств надо еще больше, а освоить их техобеспечение отрасли уже позволяет.

— Но, так видится, что всю грязь, переносимую на колесах столичных авто, не смоет никакой дождь: ливневая канализация не справляется... Или ее нет на наших улицах?

— Что не справляется, отчасти верно. Но ливневка есть на многих улицах города. Другое дело, что быстро заиливаются трубы. В городе есть специальные машины для очистки ливневой канализации, они выходят на наши улицы по необходимости. Эту работу мы систематизировали, поэтому, думаю, вода на перекрестках перестанет застаиваться.

Городу понадобится еще немало спецмашин — для очистки ливневой канализации, снегоуборочных, для вывоза мусора, и этот вопрос рассматривается в рамках проекта столичного бюджета на 2007 год.

Кроме того, для предотвращения выноса грязи на городские дороги ведется работа непосредственно со строительными компаниями. Созданы мобильные группы из представителей управления государственного архитектурно-строительного контроля и сотрудников экологической полиции, которыми были приостановлены строительно-монтажные работы на 46 объектах социального и производственного назначения. В случае неисполнения предписаний применяются меры вплоть до приостановления в судебном порядке действия лицензии. Данные меры показали свою эффективность, что подтверждают результаты проверок, — при проведении повторных проверок было выявлено, что на многих объектах выявленные нарушения застройщиками были устранены в установленные нами сроки.

— Надо так понимать, что при достаточном финансировании городские власти обеспечат и профессиональное проектирование, и должное выполнение задуманного, и поддержание существующих дорог в состоянии, соответствующем столичному статусу?

— Уверен. Мы успешно налаживаем выполнение проектно-сметной документации в оговоренные сроки, без задержек. В перечне работ на будущий год — проектирование реконструкции улиц Иманова, Абая, Кенесары. Они будут расширены, чтобы не сдерживать становление всей транспортной инфраструктуры. К примеру, улица Кенесары уже несет нагрузку куда большую, чем расчетная. Мы планируем внедрить счетчики интенсивности движения на многих городских магистралях. Они помогут нам с большей точностью выполнять проектно-сметную документацию по дорожной реконструкции.

— Из ваших слов, Ерик Хамзинович, проистекает, что эксплуатация дорог в городских условиях куда сложнее, чем, к примеру, на направлении Астана — Алматы или каком-либо еще. Так, может быть, следует переменить отношение к содержанию и реконструкции улиц нашей столицы?

— Городская дорога отличается от загородной трассы в корне: у нее иной продольный профиль, морозозащитный слой укладывается в выемку, а не на насыпь, затем обязательно делается основание из щебня и после этого настилается бетон. Он и есть конструктивный основной слой. К дорожной одежде применяется требование соблюдения модуля упругости, который для городских дорог выше из-за большой нагрузки. Собственно, следование всем требованиям качественного строительства городских дорог и позволит их эксплуатировать без ущерба для горожан и автолюбителей.

— Вы произнесли «кодовое слово» — автолюбители. Их проблема — некуда ставить автомобиль — становится общегородской! Может быть, мы будем строить многоэтажные парковки, как это с успехом делают в Токио, Праге и других мировых столицах?

— Как вы могли видеть, в городе возводится много жилых комплексов, где проектом уже предусмотрены парковочные места. Тем не менее аким Астаны поручил нам в кратчайшие сроки разработать проектно-сметную документацию для строительства в городе в 2007 году десяти многоэтажных паркингов. Относительно этого поручения рассматриваются возможности местного бюджета 2007 года и привлечения средств инвесторов. К тому же в городе есть участки, на которых рассматривается возможность сооружения подземных парковок. Это тактическая задача.

А стратегически определено, что все новые здания обязательно должны иметь парковки: в элитном, к примеру, доме на одну квартиру — два парковочных места. То же относится к общественным зданиям: не будет принят ни один проект без спланированной парковки. Мы также изыскиваем возможность привлечения частных инвесторов для строительства в 2007—2008 годах дополнительных паркингов в исторической части города. Я уверен, не так много времени пройдет, и горожане смогут убедиться: улицы, на которых нынче нередки заторы, свободны от припаркованных авто. Как только мы создадим условия, оставленные в неположенном месте машины просто будут увозить при помощи эвакуатора на штрафстоянки.

— Можно ли ждать новаций в отношении общественного транспорта и такси? Подвижки, думаю, горожане заметили: на водителях и кондукторах появилась форма, в маршрутках безропотно выдают билеты... Однако насквозь промерзающие в наших зимах «зайчики»-автобусы из Китая и хамоватые таксисты — не то, что хотелось бы видеть на улицах столицы...

— Город вскоре приобретет 130 автобусов большой вместимости за счет частных инвестиций и средств городского бюджета-2007, если то в него будет заложено. Мы намерены провести жесткий конкурс, отобрать на нем лучшие компании, которые смогут работать на основных маршрутах города. Если вы знаете, то автобусы будут иметь общий дизайн. Что касается такси, здесь сложнее. Но есть наметки. Опять же можно привести в этот сектор ответственную компанию, которая заключит с уполномоченным органом договор. Пока намерены выправлять положение дел за счет конкуренции: на улицы Астаны в 2006—2007 годах выйдут 500 новых такси.

— Скажите, а не забыла ли местная власть, что, кроме автолюбителей и пассажиров общественного транспорта, в городе есть пешеходы и охотники до велосипедной езды? Для этих категорий что-то намечено?

— Мы не делим горожан на категории. Все, что делает местная власть, — для астанинцев. Потому в наших планах кроме дорог и парковок значится устройство удобных тротуаров и велосипедных дорожек там, где это удобно и выгодно. В рамках новой транспортной схемы, которая разрабатывается по поручению акима, будут рассмотрены все альтернативные виды городского транспорта. В декабре, как я уже сказал, мы получим предварительную концепцию транспортной схемы Астаны, а в ноябре следующего года будем иметь полный проект, который рассмотрит градсовет с участием всех заинтересованных органов. Он и станет основанием для дальнейшего развития транспортной системы столицы.

Ирина НОС


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии