Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Теперь - левей планеты всей

Фото : 17 ноября 2006, 15:21

Наталия БУРАВЦЕВА

Пожалуй, ни одно из решений правительства и парламента, принятых в последнее время, не вызвало в обществе столько эмоций, как известие о запрете с 1 января 2007 года ввоза автомобилей-праворулек, а с 2009-го - на их эксплуатацию. Это взволновало даже тех, кто никоим образом к машинам с правым рулем отношения не имеет. Почему?

Попытки ввести запрет на ввоз и продажу автомобилей с праворульным управлением в Казахстане предпринимались уже давно. Тревога за безопасность казахстанских водителей и пешеходов на протяжении последних лет почему-то обостряется именно в сезон активных продаж - весной и осенью.

Невзирая на печальный “антиправый” опыт России, взялся было еще в 2002-м бороться с праворульными авто бывший мэр Алматы г-н Храпунов - тогда его запреты ни к чему не привели. Зато разнеслись слухи, что таким образом он хотел поддержать автосалон своего племянника.

Но весенне-осенние обострения на этом вовсе не закончились. Начинался сезон - и с высокой трибуны очередного совещания, посвященного безопасности движения, вновь звучали страшные цифры ДТП с участием “убийц-праворулек”. Но средний класс казахстанцев все охотнее “голосовал” своими тенге за комфортные и недорогие, надежные, хоть и подержанные, японские машины. Вне сомнения, многие предпочли бы левый руль, но привлекательная цена брала свое.

В июле на Прямой линии “Хабара” Омирзак Тусумов в очередной раз разъяснял казахстанцам вредоносность автомашин с правым рулем. Были приведены такие цифры: в стране их уже около 100 тысяч, а ДТП с их участием - около 300. Когда настырный телезритель попросил сравнить число ДТП с леворульными, процент оказался примерно равным, и даже с небольшим перевесом в сторону левого руля.

В понедельник на заседании Совета безопасности прозвучали уже такие данные: армия леворулек достигла 117 тысяч, а ДТП с их участием - 600, за три месяца - двукратный рост.

Если вспомнить, что как раз на это время пришлись эксперименты УДП с бесконтрольностью на дорогах, становится более-менее понятен их смысл. ДТП “наматывали на счетчик”. Сработала большая цифра и на “мельницу” многоходовой комбинации против внедряющихся на рынок “японок”. “Статистика - вещь упрямая, - сказал Омирзак Тулеуович. - Факты говорят сами за себя - если уж в геометрической прогрессии растет…”

Жизнь не раз убеждала нас, что госпожа статистика не так уж и упряма. А в умелых руках и вовсе податлива. Достаточно лишь чуть-чуть недосказать, немного округлить и слегка подтасовать. Такие цифры и получил президент накануне заседания Совбеза.

Люди, готовившие для него “убийственную” статистику, слукавили совсем немного, употребив фразу “ДТП с участием праворульных”. Заметим: не по вине, а с участием. А это многое меняет.

Возьмем данные только по Астане. В 2006-м - 41 ДТП с участием праворульных машин, 7 погибших, 51 пострадавший. Но в 20 случаях аварии произошли вовсе не по вине машин с правым управлением, и трое погибших совсем не на их совести. И больше половины травмированных тоже.

Вот вам и статистика - вещь упрямая. Если собрать данные именно таким образом, отделяя зерна от плевел, думается, статистика, смело подсунутая генералами президенту, сильно померкнет и обнажит истинную суть скрытых намерений.

Большие сомнения вызывает и численность казахстанского парка “праворуких” авто, приведенная г-м Тусумовым, - около 117 тысяч.

Мы пытались выяснить - сколько таких машин зарегистрировано хотя бы в Астане, и не получили ответа. Нет такой отдельной статистики, объяснили нам. Есть, конечно, марки японских автомашин, которые выпускаются только с правым рулем, - их еще можно посчитать. Но есть и вариантные, и это в документах никак не отражается. Так что, вне сомнения, автомобилей с праворульным управлением у нас в стране гораздо больше, чем названо генералом Тусумовым.

А сколько возмущенных решением Совбеза о грядущем запрете на их эксплуатацию? Никто точно не знает. Выхожу на балкон - и только у себя во дворе насчитываю 9 праворулек. Ого! И не обращала внимания, что их так много…

- Получается, меня лишают права пользования собственностью? Как так? - спрашивает знакомый. - Мне что, в Гаагский суд обращаться? Я покупал машину в свое время с полного разрешения государства, имеется сертификат…

- Почему я должен по закону купленную машину переделывать за свой счет, а это 2-3 тысячи долларов, и еще неизвестно, как она поедет, - возмущается другой.

А те, кто никакого отношения к праворульным машинам не имеет, насторожены: это что - вот так, с подачи какого-нибудь мощного лобби, можно любой собственности лишиться? Купил землю, построил дом, не понравилось кому-то, что материалы не у него купили, - и дом сносить?

Да, быстро меняются у нас в стране люди. Быстро привыкли к западному отношению к собственности. И то, как сейчас пытаются с ней обойтись, уже не укладывается в сознании.

И все-таки, откуда ветер дует? Оттуда, кому мешает возрастающая популярность японских праворулек. Даже, по сомнительным данным главы дорожной полиции, за год их число увеличилось с 74 тысяч до 117 (леворульных сейчас в стране более 2 миллионов).

Вряд ли эти цифры отражают действительность, поскольку, по словам знакомого владельца автосалона, только он в этом году завез и продал около 40 тысяч “японок”.

Всего же в Казахстане, по приблизительным данным, действует около 10 крупных компаний, ориентированных на японский автоимпорт. И более тысячи мелких. Все это обросло сервисным бизнесом, услугами частных предпринимателей, торгующих запчастями, а за всем этим опять-таки тысячи рабочих мест. То есть легко представить, скольких людей коснется вводимый запрет на ввоз и эксплуатацию праворульных машин. Так что все далеко не так просто.

Честнее поступили узбеки. Они сразу не позволили ввозить “япономарки” с правым рулем. Там коней на переправе не меняли, и пострадавших нет. Намертво и вовремя встали в свое время на защиту своего зарождавшегося автопрома. Узбекской сборки “ДЭУ”, доступные по цене и вполне удовлетворительного качества, вовсю бороздят просторы стран СНГ.

Наш автопром, утверждают люди, сведущие в этом отношении, пошел другим путем - не ценой, не качеством, а с “заднего крыльца” - создавая “прикормленное” лобби на самом высоком кабминовском уровне. А это дорогого стоит.

Создав национальную компанию, получив очень и очень хорошие льготы и преференции, за 4 года фирмы, выпускающие машины казахстанской сборки, так и не заявили себя на рынке народных автомобилей как конкуренты. Ну не идут никак “шкоды” и “нивы” - и все тут. Но при этом - мощная поддержка государства, заинтересованных лиц в “верхах” и все сопутствующее.

Другая сторона, которой выгодно казахстанское эмбарго на праворульки, - масса фирм, завязанных на европейский рынок. Цены на машины, пригнанные напрямую из Германии или через российских дилеров, поднимутся - и это тоже на руку некоторому числу предпринимателей. В связи с этими автозаинтересованными лицами опять-таки называют имена из нашего кабмина.

Ох, грустно все это. Платить-то за все эти рыночно-правительственные шалости опять же рядовым казахстанцам.

Есть еще одна точка зрения на все происходящее - с позиции наших будущих партнеров по ВТО. Япония, кстати, в их числе и быстрее прочих завершила двусторонний переговорный процесс по вступлению нашей страны во всемирное торговое сообщество, без особых оговорок и проволочек не в пример многим.

Например, США грудью встали на защиту своих производителей и не пожелали принять наши условия на ограничение по ввозу мяса кур. Мало того, тут же стали настаивать на льготном, не ограниченном ввозе генетически модифицированной сои. Да многие страны выставляют свои претензии по десятку и более позиций.

С Японией все оказалось проще. Но не успели они поставить подписи - тут мы со своими запретительными мерами.

Примерно месяц назад группа представителей известных японских торговых фирм наведалась в нашу страну, обеспокоенная просочившейся информацией на запрет праворульных “японок” в Казахстане. Странно, но в Стране восходящего солнца о намерениях нашего правительства стало известно раньше, чем у нас. Очень хотела делегация встретиться с премьер-министром, министром индустрии и торговли. Но у тех времени на это не нашлось. Пришлось японским гостям довольствоваться диалогом с вице-министром индустрии и торговли г-м Баталовым, которому высказали осторожные свои опасения по “теме”, и на этом вежливо раскланялись.

Доводы о том, что машины с правым управлением не пригодны к эксплуатации на дорогах Казахстана, не сочли убедительными, поскольку всесторонней убедительной статистики так и не получили. Сочли, что это не повод для запрета. Что предпримут? Кто знает…

Мы попробовали выяснить это в посольстве Японии и получили очень сдержанный, осторожный ответ: известие о запрете на ввоз японских автомобилей в Казахстан, конечно, несколько разочаровало…

“Несколько разочаровало”, в переводе с японского - это очень обидело. А может, даже возмутило. И вряд ли это останется без последствий. Если не прямых, то по-японски опосредованных.

Официальных заявлений пока не делают. Выражают лишь частное мнение. Сводится оно к следующему: торговые фирмы Японии недавно открыли в Казахстане несколько представительств - чтобы торговать напрямую, без посредников. И это в курсе последних соглашений о расширении экономического сотрудничества наших стран.

Мы попытались также выяснить, как повлияет наше эмбарго на позиции Казахстана при вступлении в ВТО в министерстве индустрии и торговли. Но достучаться туда оказалось сложнее, чем к японцам. Ответа так и не получили.

А пока вопрос к авторам “генеральской” статистики, к участникам “антиправого” лобби: зачем подставили главу государства, спровоцировав на заведомо непопулярные меры? В конце концов, почему в странах с левосторонним движением, ориентированных на машины с правым рулем - в Англии, Японии, например, не вводят запрет на леворульные? Ведь уживаются как-то на дорогах…


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии