Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Лево руля, или Зачем президенту запрещать «праворульки»?

Фото : 18 ноября 2006, 12:12

Игорь ВИНЯВСКИЙ, 17.11.2006

ОТ РЕДАКЦИИ - В ходе последнего заседания Совета безопасности было решено с 1 января 2007 года запретить ввоз в Казахстан автомашин с правым рулем, а до конца 2009 года планируется прекратить и эксплуатацию праворульных автомобилей на территории республики. При этом предполагается, что автовладелец должен будет либо переставить руль за счет собственных средств (а это около $3000), либо купить другой автомобиль, но уже с левосторонним рулем управления.

Помнится, в начале 2003 года в Алматы проводился митинг в защиту журналиста газеты «Время» Геннадия БЕНДИЦКОГО. На этом митинге я имел честь выступать от лица региональных СМИ (я был тогда главным редактором одной из газет Павлодара).

Подобные меры вызвали неоднозначную, но очень эмоциональную реакцию казахстанцев. Мы предлагаем вниманию читателей разные мнения.

Тогда я сказал: «Сегодня аким Алматы Храпунов хочет запретить эксплуатацию авто с правым рулем. В Туркменистане президент уже давно их запретил. И подобные решения воспринимаются там нормально. Потому что общество запугано, а власть тоталитарна. Потому что за них уже давно все решили, и в том числе какую прессу читать и на каком авто ездить. Сегодня наша власть преследует независимые СМИ и журналистов с одной целью - чтобы завтра за нас всех можно было решать, что читать, на чем ездить, что есть. И чтобы никто не мешал этого делать».

Прошло почти четыре года. Да, Бендицкого тогда отвоевали. Но, увы, не скажу, что благодаря народу. Народ спокойненько так стоял в стороне и изредка ухмылялся, глядя то на потуги журналистов защитить себя, то на попытки оппозиции изменить ситуацию в стране. Народ тихо-смирно выбрал парламент, президента. Акций недовольных избирателей я не заметил. Значит, все были довольны. Я тогда многих спрашивал об их отношении к сложившейся политической ситуации. И что же? Совершенно верно. Этот самый пресловутый 91%, отмахиваясь, говорил: «моя хата с краю», «лишь бы не было войны», «нам Украина не нужна», «да там и без меня все решили».

Ну вот и здесь решили без вас. Вы же делегировали свои права этой власти. Право принимать решение, как дальше жить. Ведь не раз поднимался вопрос о том, что эти машины не предназначены для эксплуатации в стране с правосторонним движением, а значит, могут представлять потенциальную опасность для участников дорожного движения.

Так чем же сегодня недовольны владельцы праворульных автомобилей? Думаю, тем, что посягнули на их права. На право собственности.

Что делают в таком случае граждане демократических стран, когда считают, что их права нарушаются? Организовывают акции протеста. В рамках закона. Иногда, правда, выходят за эти рамки.

Что делает власть в таких случаях? Дает возможность выпустить пар гражданам, а особо ретивых, выходящих за рамки закона, под белы рученьки (но аккуратно, не мордой в пол) в полицейский участок.

А вот теперь самое главное. Дадут ли владельцам праворульных авто провести санкционированный митинг? Выразить свое недовольство решением Совбеза и президента? Мягко говоря, не уверен. Смею заметить желающим побузить - сил и совести у нашей доблестной полиции хватит, чтобы разогнать пару тысяч недовольных владельцев «праворучек», а десятка два задержать, чтобы потом самый гуманный суд в мире оформил их инициаторами и присудил либо штраф в 20 МРП, либо 10 суток ареста.

Примечательно, что общество у нас поляризовано на бытовом уровне даже по такому вопросу. Во главу угла встал имущественный спор. Многие владельцы «нормальных» авто просто ненавидят «праворуких». Причины? Благодаря низким ценам на автомобили с правым рулем автопарк мегаполисов стал стремительно увеличиваться. Езда и парковка превратились в настоящий кошмар. Этот же фактор демпинга цен позволил сесть за руль (не обязательно правый) людям, чьи понятия о соблюдении ПДД далеки от совершенства.

Понятно, что этот фактор появился благодаря коррупции в органах УДП, выдающих права на вождение за небольшую мзду, а не собственно наличию авто с правым рулем. Кроме того, «праворульки» позволили оккупировать дороги большому количеству молодежи, женщинам, люмпенизированной части населения. Что греха таить, в сознании многих людей обладание машиной - фактор элитарности. А тут рядом на светофоре стоят те, кого лет 15-20 назад и в помине на дорогах не было.

Поэтому владельцы «леворулек» сейчас не скрывают своей радости в надежде на то, что наконец-то с дорог исчезнут авто, слепящие своими фарами (кстати, а знают ли уважаемые владельцы опальных машин, что свет ТС с левым рулем настроен на левостороннее движение?), и авто, которые, находясь в мертвой зоне видимости, зачастую едут посередине двух полос, высаживают пассажиров на проезжую часть, выскакивают на встречную полосу при обгоне.

Среди моих знакомых было несколько человек, которые, узнав о решении Совбеза, радовались как дети.

Честно говоря, и мне было приятно узнать о том, в стране с правосторонним движением транспортные средства будут с рулем слева. Но исполнение меня настораживает. Я уверен, что подобное решение - не только экономический ход, но и политический. И его конечная цель пока не ясна. Ведь президент прекрасно понимает, что подобное решение настроит против него ни много ни мало - полмиллиона граждан.

Зачем же президенту принимать столь непопулярную меру? Идти на поводу у лобби? Неужели россияне со своим АвтоВАЗом или отечественные бизнесмены, торгующие «леворульными» авто, смогли продавить свои интересы на столь высоком уровне? Это же какой цены должен быть вопрос? Если это не экономический интерес, то политический?

Согласитесь, подобное решение Совбеза как переключение внимания намного круче, чем желание Рахата Алиева сделать Казахстан султанатом или орфографическая ошибка на новых купюрах тенге. Да и вообще, создание такой искусственной проблемы сильно отвлечет общество от более существенных в плане безопасности, но менее ощутимых на кармане рядовых граждан.

Может быть, это начало операции «преемник», который в нужный момент снимет напряжение, пообещав «разрулить» вопрос? Да вроде бы рано. Вопрос-то будет решаться в ближайшее время. Президент на совещании Совбеза поручил внести в правительство проект постановления о введении с 1 января 2007 года запрета на ввоз, а через три года - полном запрете на их эксплуатацию на территории страны.

Ну, предположим, что появится некая депутат Мажилиса Н., которая будет выступать против такого порядка вещей, или в правительстве появится какой-нибудь вице-министр А., который скажет, что нас в ВТО не пустят с таким рылом, а потому нельзя запрещать ни ввоз, ни эксплуатацию. И оба могут заработать всенародные почет и уважение.

Но до выборов-то еще шесть лет. Или нам чего-то недоговаривают?

Вообще ситуация с правым рулем напоминает ситуацию с тем же Шаныраком. Сначала пустили на самотек, а потом, когда машин расплодилось столько, что плюнуть некуда (иногда в буквальном смысле), кинулись решать эту проблему. Как? Да как умеем - бульдозерами, где в прямом смысле, а где в переносном.

Что сегодня представляет собой рынок этих авто? За какое-то время стихийная торговля этими машинами превратилась в определенный сегмент среднего бизнеса. Появились десятки фирм, занимающихся этим бизнесом. К сожалению, на мой взгляд, этот сегмент такой же дикий, как и все остальные на нашем рынке. В принципе, продавцы авто себя особо не утруждают. И если автосалоны, торгующие новыми автомобилями, дают какую-то гарантию на свой товар, то фирмы, продающие авто б/у, а праворульных там не менее 40%, даже не могут с уверенностью сказать, был ли их товар в ДТП. Все аукционные листы и прочие бумаги по сути пыль в глаза. Кстати, авто из США можно проверить по системе Carfax, не выходя из дома или офиса. Лишь бы были VIN-код машины и компьютер, подключенный к Интернету. Относительно японских машин - увы, они темные лошадки.

Фирмы-торговцы в принципе себя ничем не утруждают. Они запросто могут сорвать срок поставки автомобиля, сославшись на какой-нибудь форс-мажор. Что может предложить фирма, продающая подержанные авто? Послепродажную гарантию? Сервис? Адаптацию к правостороннему движению (перестановка руля, смена фар, установка оптической или видеоаппаратуры, снижающей количество мертвых зон видимости)? Нет, ничего. Привез из Японии, накинул на машину сверху полторы - две тысячи долларов и умыл руки. Усилия минимальные.

Что могло бы сделать наше правительство, если уж вопрос встал так остро? Обязать фирмы-поставщики брать авто на гарантию, проводить сервис, адаптацию. С какой стати, спросите? Да потому что товар надо продавать качественный и полностью соответствующий нормам, установленным в государстве. Уверен, что при таком раскладе мы бы и избавились от авто с правым рулем, если уж кому-то ездить мешают, и сохранили бы интересы потребителей, желающих иметь машины из Японии, и сохранили бы данный сегмент этого бизнеса. Ну и, конечно, заставили бы немного поработать тех, кому выгодно просто перепродавать «бэушные» машины из Японии.

Но, сдается мне, наше правительство пойдет путем казаха Бората Сагдиева - персонажа, выдуманного английским комиком Сашей Бароном Коэном. Разрешили же женщинам ездить внутри автобуса, но теперь надо запретить машины с правым рулем. Чтобы не либеральничать особо.

Юлиана БАЛАЯН, 17.11.2006

Наш корреспондент провела опрос на улицах южной столицы и узнала, что думают по поводу запрета на праворульные автомобили ее жители.

Наталья, преподаватель:

- Правительство хочет, чтобы мы жили по европейским стандартам? Почему бы в таком случае не повысить уровень жизни людей, в том числе и зарплаты и процентные ставки в банках за кредиты до европейских стандартов?! Как может средний гражданин, получающий 30-40 тысяч тенге, купить новую машину за 15-20 тысяч долларов?

Алексей, предприниматель:

- Давно надо было ввести этот запрет. Все равно не смогут все ездить на машинах, не поместимся на дорогах. По крайней мере пробок не будет. По городу передвигаться стало совершенно невозможно. И повсюду - эти «японцы»! Ну не можешь ты купить себе нормальную машину - пользуйся автобусом!

Бахыт, таксист:

- Мне, например, все равно, есть они на дорогах или нет, но если людям они нравятся, то зачем запрещать? А насчет безопасности на дорогах, я так скажу: все бьются - и «праворульки», и «леворульки», самолеты вон тоже падают, давайте и их запретим, люди на улице тоже сталкиваются, так что, и ходить теперь надо запретить?

Асхат, региональный менеджер:

- То, что этот запрет - лоббирование интересов крупных автодиллеров, сомнений не вызывает. Проведите открытое прозрачное научное исследование с привлечением общественности - тогда это будет основанием. А так - эта проблема абсолютно надуманна, более того, я считаю, что запрет «праворулек» - это только первый шаг, так сказать, пробный шар, а потом начнется: квотирование ввоза по году и т.п., соответственно, цены вырастут до потолка.

Светлана, студентка:

- Я думаю, это правильно. Праворульные машины - для левостороннего движения, а у нас правостороннее. Выходит, эти машины для нас не приспособлены и представляют собой какую-никакую, но опасность на дороге. И вообще, вместо того чтобы пригонять сюда всякий японский праворульный хлам, лучше пусть компании инвестируют в нашу экономику и строят у нас заводы автомобильные, больше пользы будет для государства, ведь это налоги и рабочие места.

Ринат, прораб:

- Я категорически против запрета на ввоз автомобилей с правым рулем. И не надо рассказывать, что они создают аварийные ситуации. Аварийность зависит от умения водить, а не от расположения руля.

Карина, юрист:

- У меня японская праворульная машина, и я считаю, что этим запретом нарушаются мои конституционные права. В частности, в статье 26 говорится, что, во-первых, граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество, а во-вторых, что собственность гарантируется законом. И, наконец: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения».

Недоумение по поводу решения о необходимости перестановки руля на левую сторону в такие короткие сроки высказывают и руководители СТО, продавцы и экспортеры. (Использована информация «Информбюро» 31 канала)

Сато ХИРОШИ, президент Ассоциации экспортеров подержанных японских автомобилей:

- Со стороны Казахстана не было статистики о том, что праворульные машины создают опасность при движении. То есть не было обоснования. Просто сказали, что они создают помехи, ДТП на дорогах. А статистики мы не видели. Мы считаем это заблуждением.

Александр, директор СТО:

- Я считаю, что переставить рули на всех «праворульках» в принципе не реально, учитывая количество праворульных машин только в нашем городе. У нас просто даже возможности такой нет - обслужить всех владельцев. Не говоря уже о том, что далеко не все автомашины поддаются переделке - к примеру, двухтурбовые машины и те, у которых нет европейских аналогов, вряд ли кто-то вообще возьмется переделывать.

Бауржан, продавец:

- Мы заказали партию праворульных машин, все уже проплатили и ожидали их прибытия в начале следующего года. А теперь получается, мы понесем огромные убытки по вине правительства. Я считаю, это полное беззаконие.

…И продавцы, и владельцы праворульных машин открыто высказывают свое недовольство и даже заявляют о намерении выйти на митинг протеста.

Как сказал нам автолюбитель Ерболат, «на площадь пойдем. Все пойдут. Пускай президент отменит свое решение».

Решение о запрете «праворулек» вызвало целый шквал звонков в редакцию. Мы собрали все вопросы читателей в один запрос и адресуем его министру внутренних дел РК. Чем-то ведь это ведомство руководствовалось, когда лоббировало запрет?

1. Как так можно - столько времени не запрещать ввоз праворульных машин, а потом враз все прекратить, практически в один день?

2. Переделал руль. Этого хватило только на год. А потом - там побежало, там треснуло. Надо переделывать переделку. Кто берет на себя ответственность за расходы и нервы автовладельцев?

3. Есть ли статистика аварий, исходя из водительского стажа? Где статистика выданных и проданных «прав»? Где статистика нарушителей-пешеходов? Почему, по сути, у нас правила распространяются только на водителей?

4. Неужели наш президент думает, что каждый житель Казахстана может позволить себе приобрести машину за 30-40 тыс. долларов в салоне? Не с нефтяных ли доходов?

5. Почему начальник горГАИ не сказал ничего о нынешнем прохождении техосмотра? Примерно с июля ликвидированы по всему городу станции техосмотра. Говорят, что не поделили эту сферу. Раньше она принадлежала частникам, а горГАИ не могла с этим мириться. Сейчас это все делается через кассу, хотя диагностики никакой не проводится.

6. При растаможивании праворульных автомобилей выдавался сертификат соответствия, и эти машины имели право целый год ездить по дорогам Казахстана без техосмотра. Кто может объяснить эту ситуацию?

7. Не у всех японских машин есть аналоги в Европе, а это значит, переделать праворульную машину на леворульную проблематично. Где брать запчасти на них? Будет ли компенсация в этом случае?

8. В Алматы есть автошкола, где обучают вождению на праворульных машинах. Это официально. Почему в свое время дали разрешение на открытие такой школы?

9. В России была аналогичная ситуация, и президент Путин тогда сказал, что да, это неправильно, когда по дорогам России, организованным под левостороннее движение, ездят праворульные машины, но государство не настолько богато, чтобы предложить гражданам достойную альтернативу японским автомобилям, поэтому пусть ездят. Неужели наш президент считает, что у нас есть альтернатива?


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии