Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Испорченное САЯХАТ. Полторы сотни пассажиров, покорно стоявших в очереди на регистрацию на чартер авиакомпании «Саяхат» в Шарм-эль-Шейх, и не подозревали, какой отпуск их ждет впереди

Фото : 20 ноября 2006, 11:20

Ранним утром 1 ноября в зале вылетов Алматинского международного аэропорта было многолюдно. С интервалом в какой-то десяток минут самолеты уносили людей по своим делам в самых разных направлениях: в Египет, Турцию, Голландию, Таиланд. Полторы сотни пассажиров, покорно стоявших в очереди на регистрацию на чартер авиакомпании “Саяхат” в Шарм-эль-Шейх, и не подозревали, какой отпуск их ждет впереди

Самолет взлетел по расписанию в 9.30 утра, набрал высоту. Прошло около получаса полета, стюардессы начали разносить напитки, пассажиры поуютнее устроились в своих креслах. Внезапно по внутренней связи прозвучало объявление экипажа: по техническим причинам самолет возвращается в аэропорт города Алматы.

Пассажиры заволновались, стюардессы же не смогли внести ясность, объясняя случившееся той же стандартной фразой: по техническим причинам. “Хотя мы почувствовали: что-то неладно, - рассказывает один из пассажиров того злополучного рейса. - Самолет стало ощутимо потряхивать”. Кстати, официальная причина ЧП перепуганным людям так и не будет объявлена. Уже на земле один из представителей “Саяхата” туманно сформулировал ее так: после набора заданной высоты выяснилось, что показания приборов не соответствуют расчетным.

Однако вскоре среди пассажиров распространилась другая, более правдоподобная версия: в полете отказал один из двигателей. Хотя брать на себя смелость утверждать, что причина именно такова, мы сейчас не возьмемся - нет доказательств. Но дальнейшее развитие событий все-таки говорит в ее пользу.

Итак, самолет благополучно вернулся в аэропорт Алматы. Всех людей вывели в тесный транзитный зал и оставили в неведении. На все недоуменные вопросы служащие аэропорта заученно отвечали: мы ничего не знаем, все вопросы к представителю авиакомпании, который должен подойти. Представитель появился лишь спустя час. Но и он не смог вначале внести никакой ясности. Усталые люди, с маленькими детьми, находившиеся на ногах с половины шестого утра (а на часах уже было порядка одиннадцати!), потребовали от авиакомпании элементарного: воды и питания хотя бы для детей - в транзитном зале не было предусмотрено даже элементарного буфета. Но получили от ворот поворот.

Правда, позже в зале развернули-таки торговлю бутербродами и пивом. Кстати, бутылка его стоила 800 тенге. И это при том, что, вылетая за рубеж, люди оставили национальную валюту дома, а обменников и банкоматов в зале тоже, естественно, не было.

Наконец, спустя почти три часа после вылета представитель “Саяхата” вынужден был объявить, что поломка действительно серьезна, для ее устранения и проверки готовности самолета к вылету требуется время. Людям предложили разойтись по домам и приехать к вылету следующим утром.

Разгневанные пассажиры вполне справедливо стали требовать объяснений. Кто возместит им пропущенный день отдыха? Где ночевать иногородним пассажирам, купившим билеты на этот рейс? Во всех цивилизованных странах авиакомпания, по чьей вине произошла столь длительная задержка рейса, незамедлительно, без напоминаний размещает пассажиров в отелях за свой счет, кормит и поит их, не доводя дело до судебных разбирательств. Иначе - иски и большие штрафы. Представитель же “Саяхата” на все требования, видимо, чувствуя свою безнаказанность, отвечал односложно: подавайте в суд! Авиакомпания даже не удосужилась предоставить автотранспорт, чтобы довезти наказанных ею без вины пассажиров до города. А обрадованные таксисты на привокзальной площади тут же взвинтили цену на поездку до 3 тысяч тенге.

В ответ после этой публикации представители “Саяхата”, предвидим, гневно возразят нам: отказы техники случаются в любой компании! Возможно. Хотя страшно даже представить, что если версия об отказе двигателя верна, сколько человеческих жизней в течение часа находились под смертельной угрозой!

Все мы помним, как на заре независимости, когда казахстанцам только открывался мир, они познавали его в основном благодаря чартерным авиарейсам. И, будучи благодарны в то время за это, сегодня мы вспоминаем их как страшный сон. Чартер - это означало в те годы “убитые самолеты”, проблемы с горючим, хамский сервис и многочасовые, а порой и суточные задержки вылетов. Означало? Или опять означает?

Возможно, кто-то обвинит нас в лоббировании интересов крупных авиаперевозчиков и в черном пиаре. Но против логики не попрешь - располагай авиакомпания достаточным парком самолетов, неисправную машину тут же заменили бы на другую и через пару часов пассажиры отправились бы на отдых. А не ждали бы, пока удастся починить серьезную поломку.

Так может, Комитету гражданской авиации стоит не только продавать “разрешения на небо”, о чем мы не так давно писали, и за что поплатилось своим креслами руководство комитета, но и обратить внимание на техническое состояние судов, которые осуществляют чартерные рейсы? Мы были бы весьма признательны, если бы чиновники комитета ответили нам и нашим читателям, попавшим на тот злополучный рейс, на несколько простых вопросов:

1. Каким образом осуществляется предполетный контроль самолетов, осуществляющих чартерные пассажирские перевозки?

2. Является ли чрезвычайным происшествием возвращение самолета в аэропорт вылета по техническим причинам и какое наказание несет за это авиакомпания?

3. Обязана ли авиакомпания, по чьей вине произошла задержка рейса на 24 часа, обеспечить пассажиров горячим питанием, доставить их до города и разместить за свой счет в гостиницах?

4. И, наконец, какие меры предпринимает Комитет гражданской авиации для того, чтобы исключить подобные случаи?

Вылетев спустя сутки, самолет приземлился-таки в Шарм-эль-Шейхе. Судя по пустым креслам в салоне, кое-кто из пассажиров не рискнул испытывать судьбу во второй раз. История в конце концов разрешилась благополучно - всем опоздавшим туристам продлили пребывание на отдыхе на сутки. Хотя и без ложки дегтя не обошлось - в обратный путь саяхатовский самолет опять отправился с полуторачасовым опозданием.

Возможно, кто-то скажет: не стоило бы и огород городить. Бывают форс-мажорные ситуации. Да, согласны, бывают. Но мы уверены, что из любой форс-мажорной ситуации можно (и нужно!) выходить достойно. А не относиться к людям, как к бесправному скоту.

Андрей Степанов


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии