Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Чтобы сократить теневую экономику…

Фото : 23 ноября 2006, 17:20

Процесс узаконения собственности, начатый Законом Республики Казахстан «Об амнистии в связи с легализацией имущества» от 5 июля 2006 года, находится в центре внимания практической работы правительства страны. Это и неудивительно, так как необходимость акции по легализации собственности аргументировалась тем, что данный закон, его принятие позволит существенно сократить масштабы теневой экономики, облегчит доступ к кредитам и придаст новый импульс развитию казахстанской экономики.

По оценке правительства, на начало акции легализации собственности в республике имелось около 1,5 млн. жилых и производственных объектов, которые не были зарегистрированы, на сумму около 400-500 млрд. тенге. Ожидалось, что узаконение даже трети нелегальной собственности обеспечит разовые поступления в бюджет страны на сумму около 3,7 млрд. тенге, а в дальнейшем - постоянные налоговые поступления. Правительством были максимально упрощены процедуры легализации, вплоть до того, что оценка стоимости недвижимости проводилась самим собственником. Кроме того, была разрешена легализация денежных средств, которая не предусматривалась Законом Республики Казахстан «Об амнистии капитала».

Вместе с тем на 8 ноября текущего года было подано всего 1,7 тыс. заявок на легализацию, узаконено собственности на сумму 1,4 млрд. тенге или почти в 300 раз меньше, чем ожидалось. Примечательным является тот факт, что большая часть заявок была направлена на узаконение сельскохозяйственной техники и легализацию денежных средств, а не объектов недвижимости. За этот период не было подано ни одной заявки на легализацию имущества, находящегося за пределами Казахстана. Низкую активность в процессе легализации собственности проявляют жители Алматы и Астаны, у которых, по нашему мнению, есть что легализовать, а также Мангистауской области.

Низкая активность населения в узаконении незарегистрированной собственности правительством объясняется плохим информационно-пропагандистским обеспечением акции, сомнением населения в обеспечении конфиденциальности легализации имущества, а также недостаточной организацией работы на местах. Можно констатировать, что на сегодняшний день широко разрекламированная акция легализации имущества практически провалилась, идет речь о ее продлении до 1 апреля 2007 года. В этой связи практический и методический интерес представляет выяснение причин случившегося провала.

С нашей точки зрения, это связано с тем, что в основе акции по легализации имущества, как и в случае с практикой микрокредитования, лежит прямое заимствование зарубежного опыта без попытки его адаптации к местным условиям и особенностям. Это свидетельствует как об отсутствии целостной концепции политики экономического роста и оздоровления экономики, так и об отсутствия системного подхода к решению конкретных задач.

Действительно, акция по легализации собственности должна рассматриваться как составная часть мер по сокращению масштабов теневой экономики, которая в Казахстане занимает до 30-40% ВВП. Как известно, главными причинами возникновения и «живучести» теневой экономики являются:

 Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности.

 Высокие транзакционные издержки легального бизнеса.

 Подчинение системы государственных институтов группам с определенными экономическими интересами.

В процессе рыночной трансформации в республике были созданы новые стимулы для развития теневой экономики, что проявляется в системной коррупции, распространении неформальных отношений, а это обеспечивает приоритет неформальных правил, принятые законы или не действуют, или действуют избирательно по отношению к разным субъектам рынка. Здесь можно было бы привести многочисленные примеры, начиная от организации государственных закупок вплоть до выдавливания конкурентов при содействии местных органов власти различных уровней.

В этой связи акция по легализации имущества должна была бы проводиться в рамках национальной программы по сокращению теневой экономики, которая должна была быть разработана еще несколько лет назад. Изолированная же акция по легализации имущества без устранения причин самовоспроизводства теневой экономики обречена на провал. Поэтому продление данной акции до апреля и заявление о том, что эта акция первая и последняя не совсем убедительны, так как при легализации капитала такое намерение также декларировалось, но по настоящему закону можно легализовать и денежные средства. Так, в Перу легализация собственности проводилась 22 раза (М.Кудрявцев, А.Миров, Р.Скорынин. Стать «Америкой», оставаясь Россией: путь к процветанию». М. «Алгоритм-Б», 2006.).

В основе идеи легализации собственности лежит концепция перуанского экономиста Э. де Сото, согласно которой отсутствие легально зафиксированных прав на собственность приводит к неэффективному использованию нелегальными предпринимателями свих ресурсов. Согласно Э. де Сото, бедные люди в странах Латинской Америки и в других странах Третьего мира накопили значительное количество собственности, которое находится в теневой экономике. Однако эта собственность представляет собой «мертвый» капитал, так как они не могут им свободно распоряжаться, не могут получить кредит под залог собственности и т.п. В этой связи его основная идея состоит в том, что легализация собственности бедных слоев населения является серьезным источником капитала, а получение доступа к кредитам под залог собственности - достаточным условием повышения благосостояния страны (М.Кудрявцев, А.Миров, Р.Скорынин. Стать «Америкой», оставаясь Россией: путь к процветанию». М. «Алгоритм-Б», 2006.).

Если внимательно присмотреться к обоснованию закона, которое было предоставлено правительством, мы видим те же аргументы:

 Узаконение собственности включит в систему легитимных экономических отношений движимое и недвижимое имущество, выведенное из законного экономического оборота, что значительно сократит масштабы теневой экономики.

 Обеспечит незыблемость прав собственности граждан республики, возможность свободного владения, использования и распоряжения своим имуществом.

 Казахстанская экономика получит новый импульс к развитию, повысится уровень диверсификации экономики, возрастут государственные доходы и благосостояние населения.

При этом потребность в легализации имущества испытывают, в первую очередь, представители малого и среднего бизнеса, которые были вынуждены в свое время «уйти в тень», а также сельские жители, которые не могут легализовать свои жилые и производственные помещения, сельскохозяйственную технику и другое имущество.

На принятие решения по вопросу легализации имущества, с нашей точки зрения, сильное влияние оказал прошлогодний визит Э. де Сото в Казахстан, во время которого он общался с представителями правительства достаточно высокого ранга. Учитывая, что результаты его исследований, обобщенные в книгах «Иной путь. Невидимая революция в Третьем мире» и «Загадка капитала. Почему капитализм побеждает на Западе и терпит поражение во всем остальном мире», весьма убедительны, понятно, почему правительство усиленно лоббировало быстрое принятии настоящего закона.

Но имеются и определенные сомнения в универсальности подхода Э. де Сото к повышению благосостояния нации в целом, и бедных слоев населения в частности, через закрепление формальных прав собственности. Например, облегчение доступа к кредитам под залог имущества. Однако формализация прав собственности не снижает риска невозврата кредита. Из казахстанской практики видно, что введение института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения не облегчило крестьянам доступность кредитов, так как банки второго уровня не берут земельные участки в залог. Например, в Израиле отсутствует частная собственность на землю, но крестьяне могут получать кредиты на ведение хозяйства. В этой связи доступность кредитов и наличие собственности, которую можно предоставить в качестве залога - это две разные вещи.

Известно также, что условия регистрации предпринимательской деятельности в Казахстане в целом отвечают современным требованиям, более легкие, чем в ряде европейских стран. Поэтому предполагать, что основная причина образования и роста нелегальной собственности - это бюрократические препоны на пути предпринимательства было бы не совсем правильно.

Нужно также отметить, что условия и причины появления нелегального имущества в странах Третьего мира и в постсоветских странах существенно отличаются. Основные источники первоначального накопления капитала в Казахстане, в том числе и нелегального, хорошо известны (см. «Капитал.kz» за 10 августа 2006 года).

В частности, оно появилось в значительных масштабах в результате приватизации государственной собственности, например, в результате пиковой приватизации. Поэтому, с нашей точки зрения, мелкие предприниматели практически не нуждаются в легализации собственности, которая у них работает достаточно эффективно.

Канат Берентаев


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии