Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Казахстан и ВТО: макроэкономический взгляд

Фото : 24 ноября 2006, 12:36

Казахстан стремится занять в глобальной экономике положение, адекватное его потенциалу. За 15 лет независимости страна успела достичь значимых успехов, что свидетельствует о правильности выбранного курса. При этом надо понимать, что за годы суверенного развития в Казахстане удалось решить еще не все проблемы. К примеру, одним из актуальных вопросов современной экономической политики государства является присоединение Казахстана ко Всемирной торговой организации (ВТО).

Напомню, что наша страна подала заявку в членство в ВТО в 1996 году. С учетом двухлетнего перерыва переговорный процесс длится уже восемь лет. У России на это, правда, ушло 13 лет. Но, вполне понятно, что нас больше интересует особенности вхождения в ВТО нашей республикой.

Неоспоримый рост

Анализ 15-летнего опыта экономических реформ в Казахстане свидетельствует, что в стране был использован рационально-прагматический подход в либерализации экономики, приватизации государственной собственности и достижении макроэкономической стабильности. Проведение этого курса стало возможным благодаря сохранению дееспособности и поддержанию в республике авторитета обновленной государственной власти. Политика либерализации и стабилизации принесла заметные результаты. Либерализация цен (напомним, что первый шаг в этом направлении был сделан еще в 1992 году) в достаточно короткий срок устранила дефицит на товарном рынке. Вместе с тем в стране в те годы существовали высокая инфляция и сокращение объемов производства.

В настоящее время среднегодовые темпы изменения реального валового внутреннего продукта (ВВП) в Казахстане выше, чем в среднем по странам с транзитной экономикой. И тут надо отметить, что на данный момент для транзитных экономик, в особенности для экономик стран СНГ, существенным является то обстоятельство, что многие из них еще не достигли дореформенного уровня ВВП. В Казахстане же этот психологически важный рубеж был преодолен еще в 2004 году, а кумулятивный экономический рост, происшедший после финансового кризиса 1998 года, составил 64,1 процента. В 2005 году ВВП республики превысил уровень 1990 года на 13,3 процента. А, по прогнозам, в 2006 году рост экономики составит не менее 10,5—11,0 процента.

В период 1993—2005 годы ВВП на душу населения увеличился в текущих ценах в долларовом эквиваленте с 696,2 до 3 703 долларов США. По этому показателю дореформенный уровень был превзойден в 1993 году. В 2005 году ВВП на душу населения в постоянных ценах превысил уровень 1990 года на 22,2 процента.

Казахстан, как и все транзитные страны, прошел достаточно извилистый путь инфляции. Наивысший уровень инфляции в Казахстане отмечен в 1992 году — 3 061 процент. Между тем в сравнении с другими транзитными экономиками уровень инфляции после 1998 года в нашей стране остается относительно невысоким (табл. 1 смотрите ниже).

В 2005 году уровень инфляции в Казахстане повысился по сравнению с его среднегодовым значением в период 2002—2004 годы. Нам представляется, что причиной этого стала все еще недостаточная конкурентоспособность обрабатывающих производств. Это обусловливает «ножницы» между ростом предложения и динамикой доходов населения. В свою очередь, это создает условия для сохранения высокого уровня инфляции.

Наиболее интегрированным показателем развития страны является валовой национальный доход, рассчитанный по паритету покупательной способности (ВНД/ППС). По данным Всемирного банка, по ВНД/ППС Казахстан занимает 55-е место в мире. По этому же показателю в расчете на душу населения мы относимся к государствам со средним доходом (пороговое значение которого в 2004 году составило 6 480 долларов). Величина казахстанского показателя составляет почти 80 процентов от среднемирового уровня и 83,5 процента от среднего уровня стран Европы и Центральной Азии (8 360 долларов), куда входят все транзитные экономики, за исключением Словении.

Однако экономический рост нужен государству не любой ценой и не сам по себе. При выработке адекватной политики экономического роста надо принимать во внимание ряд важных обстоятельств. Во-первых, высокие темпы роста важны для долгосрочной перспективы, а не для отчета о деятельности в ближайшие два-три года. Во-вторых, высокие темпы осмыслены лишь тогда, когда они сопровождаются необходимыми структурными сдвигами (диверсификацией экономики, ослаблением зависимости от топливно-энергетического комплекса, ускоренным развитием постиндустриальных секторов). Более того, на определенных этапах прогрессивные структурные сдвиги могут сопровождаться снижением темпов роста. В-третьих, это должен быть реальный рост, не фальсифицируемый (такого явления в Казахстане, к счастью, не существует) в угоду политической конъюнктуре.

В-четвертых, не всегда следует ориентировать государственную политику только на задачи экономического роста, минуя проблему качества экономической политики.

Учитывая сказанное, обратимся к структуре ВВП, в которой процессы реформирования экономики прослеживаются достаточно рельефно. Как свидетельствует анализ данных, трансформационные процессы, осуществляемые в Казахстане, привели к прогрессивным структурным изменениям. Во-первых, сократилась доля производства товаров (в 1990 году — 66,5 процента, в 2005 году — 43,5 процента) при одновременном увеличении доли производства услуг (34,7 и 52,7 процента соответственно). Увеличение доли услуг сопровождается не только ростом их производства (связь, транспорт, торговля и прочие услуги), но и ростом цен на услуги.

К примеру, платные услуги населению республики за последние десять лет увеличились в 4,7 раза. Тогда как цены на продовольственные товары увеличились в 1,4 раза, а на непродовольственные товары снизились на 22,9 процента. С другой стороны, более чем в пять раз сократилась доля сельского, лесного и рыбного хозяйства — с 34,0 до 6,4 процента, что соответствует общемировым тенденциям.

Впрочем, несмотря на отмеченные прогрессивные структурные изменения в экономике Казахстана, говорить о постиндустриальном развитии («экономика услуг») пока еще преждевременно. Хотя бы потому, что на экономический рост Казахстана продолжает оказывать влияние фактор благоприятной конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков. Я говорю о высоких мировых ценах на основные экспортные товары республики — углеводородное сырье, черные и цветные металлы. Необходимо также отметить, что Казахстан занимает лидирующие позиции среди стран ЦВЕ, Балтии и СНГ по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций. Общеизвестно, что для нашей страны привлечение иностранного капитала стало приоритетным направлением экономических реформ. Исключительная роль в этом процессе принадлежит Главе государства Нурсултану Назарбаеву, который всегда уделял пристальное внимание проблеме формирования в стране благоприятного инвестиционного климата и привлечению иностранного капитала в приоритетные сектора национальной экономики.

И для полноправного участия Казахстана в международной торговой политике с правом достойного голоса в ВТО этот факт имеет важное значение.

Стереотипы и реальность

Выгодность участия любой страны в международной торговле основана на принципе сравнительного преимущества. С этим классическим положением теории мировой торговли никто не спорит. Нам представляется, что при обсуждении вопроса присоединения Казахстана к ВТО бытуют некоторые стереотипы, которые могут помешать объективному пониманию проблемы членства в этой влиятельной международной организации. В частности, очень часто утверждается, что Казахстан будет иметь в ВТО значительные преимущества, а само присоединение произойдет с весьма небольшими издержками. Наиболее распространены следующие стереотипные заблуждения.

Во-первых, «отечественным предприятиям и населению будет открыт доступ к более дешевому импорту; и это поспособствует повышению уровня жизни населения». Сразу же замечу, что и в настоящее время не существует никаких ограничений для импортных поставок в Казахстан недорогих комплектующих и сырья. Все зависит от выбора партнера и страны происхождения этой продукции, а также от того, какого качества продукцию вы хотите импортировать. А за качество, как известно, надо платить. Сегодня реальные ограничения существуют на импорт передовых технологий. Но присоединение к ВТО — это не гарантия притока в отечественное производство передовых технологий. Ведь ни развитые страны, ни ТНК в этом сильно не заинтересованы.

Добавлю, что в настоящее время в казахстанском импорте доля машин, оборудования и транспортных средств (в том числе комплектующие) составляет 43,8 процента (в 1995 году — 26,8 процента). В том числе в импорте из стран СНГ — 28,3 процента, из стран вне СНГ — 57,4 процента. Есть и еще один факт. За 2005 год наша страна импортировала стройматериалов на сумму два миллиарда долларов США. Это в значительной степени способствовало удорожанию стоимости квадратного метра жилья. А такой импорт способствует росту уровня инфляции и стоимости жизни. Есть и другие аргументы, которые подтверждают не бесспорность стереотипа о дешевом импорте как о бесконечном благе.

Во-вторых, «ВТО обеспечит свободный доступ казахстанского экспорта на мировые рынки». Но ведь, и на данный момент не существует никаких серьезных ограничений в экспорте казахстанской продукции. Прежде всего отметим, что в период 1995—2005 годы экспорт товаров из Казахстана увеличился с 5 440 миллионов до 27 849 миллионов долларов США. То есть в 5,12 раза. Основу экспортного потенциала Казахстана составляют сырьевые ресурсы. По данным таможенной статистики, в 2005 году доля минеральных продуктов составила 73,8 процента (в 1995 г. — 29 процентов), а доля металлов и изделий из них — 15,9 процента (в 1995 г. — 41 процент), то есть совокупная доля этих двух сырьевых позиций составила 89,7 процента в общем объеме казахстанского экспорта. Понятно, что основной экспортный товар — это углеводородное сырье. Так, доля экспорта сырой нефти и газового конденсата в его общем объеме за эти годы изменилась с 14,3 до 62,5 процента. А, к примеру, доля машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов в 2005 году составила 1,3 процента (в 1995 году — 2,9 процента). В целом же, учитывая явно выраженную сырьевую направленность экспорта, членство в ВТО для казахстанской внешней торговли не является на этом направлении определяющим, поскольку данные позиции не регулируются соглашениями ВТО.

В-третьих, бытует мнение, что «ВТО дает возможность защищать казахстанских экспортеров на внешних рынках». Однако за все годы независимости Казахстана антидемпинговых исков против отечественных поставщиков было относительно немного. При этом они касались только ограниченного круга экспортных товаров, в основном стали и силикомарганца. Но главное же в том, что членство в ВТО отнюдь не защищает национальных экспортеров от антидемпинговых процедур.

Например, США одинаково применяли антидемпинговые меры по отношению к импортерам стали как из Казахстана и России, так и из ЕС, Бразилии и Японии, которые давно являются членами ВТО.

Конечно, можно продолжить список бытующих стереотипов, чьи сторонники зачастую представляют их как преимущества присоединения национальных экономик к ВТО. Однако присоединение Казахстана, равно как и России, относящихся к группе стран с новыми формирующимися рынками, имеет свои особенности и реалии, игнорировать которые нельзя.

Чувствительные сектора

Высказанные соображения не должны восприниматься как призыв к отказу от членства Казахстана к ВТО. Присоединяться необходимо. Здесь не может быть никаких сомнений. Также не вызывает сомнения и необходимость достойной защиты чувствительных секторов национальной экономики и проведения взвешенной и ответственной политики при осуществлении переговорного процесса о присоединении Казахстана в эту организацию.

Общепризнано, что к наиболее чувствительным отраслям экономики Казахстана относятся сельское хозяйство (сюда включают и пищевую промышленность), а также легкая промышленность. Однако этим перечень чувствительных секторов, как будет показано далее, не ограничивается.

Продукция отечественного аграрного сектора пока является неконкурентоспособной на мировом рынке в силу ряда традиционных причин: отсталость и изношенность материально-технической базы, низкий уровень производительности труда, сравнительно низкая продуктивность в растениеводстве и животноводстве. Другое дело, что в настоящее время прямые бюджетные субсидии казахстанским сельскохозяйственным производителям существенно ниже, чем во многих странах — членах ВТО. По имеющимся оценкам, сумма государственной поддержки в пересчете на один гектар пашни в Казахстане составляет 7,5 доллара США, что ниже по сравнению с Канадой в 11 раз, с США — в 15 раз, с ЕС — в 115 раз, со Швецией — в 570 раз. А российские ученые даже подсчитали: одна корова ЕС ежедневно «получает» три евро, или 90 евро в месяц.

Поэтому нынешние требования относительно аграрного сектора от наших партнеров по переговорному процессу иначе как лицемерием назвать трудно. Очевидно, что аграрный сектор стран — членов ВТО имеет несравненные конкурентные преимущества, и наших производителей могут попросту «придавить к земле». Ведь на казахстанский рынок хлынет очень большой объем импорта (причем не всегда лучшего качества). Но, например, по заявлению вице-министра сельского хозяйства страны Лилии Мусиной, на парламентских слушаниях в октябре т. г. в результате фактически ультимативных требований США казахстанская переговорная группа сделала уступку и сняла предложение о применении более высоких ставок импортных таможенных пошлин на целый ряд продовольственных товаров. Совершенно очевидно, что это недопустимая уступка. Почему? Потому что сельское хозяйство — самая уязвимая с точки зрения конкурентоспособности отрасль не только в Казахстане, но и практически во всех развивающихся странах и новых формирующихся рынках.

И тут надо сказать о «Дохском раунде» переговоров, в рамках которого с 2001 года ведутся переговоры о преодолении разногласий между развитыми и развивающимися странами по торговле продукцией агропромышленного комплекса. Подписание итоговых документов по «Дохскому раунду» предполагалось провести еще в июле 2006 года. Однако встреча представителей ключевых торговых партнеров — Евросоюза, США, Японии, Австралии, Бразилии и Индии, состоявшаяся 24 июля с. г., закончилась безрезультатно. При этом делегации, за исключением американской, существенно изменили свои позиции и предложения, сократив размеры дотаций (ЕС) и снизив тарифные барьеры на ввозимые агропродукты (Япония). Однако США оказались единственной страной, отказавшейся пойти на сокращение дотаций и субсидий своим производителям. Вашингтон фактически сорвал переговоры, которые на данный момент, по сути, заморожены. Основные же претензии участников переговоров, предъявляемые американцам, сводятся к сокращению объемов субсидий. Торговый же представитель США согласился снизить дотации только до 7,6 миллиарда долларов (с нынешних 13,3) и при соответствующих действиях других стран. В то же время, по расчетам зарубежных экспертов, уменьшение объемов субсидий даже до 5,7 миллиарда долларов не окажет заметного негативного влияния на американских фермеров.

Впрочем, после недавних выборов в центральные представительные органы американской власти следует ожидать, что позиция США наверняка изменится. Особенно после того, как в январе 2007 года начнут работу сенат и конгресс нового созыва. И, кстати, этой тенденции уже есть подтверждение — Россия и США подписали 19 ноября с. г. Протокол о завершении двусторонних переговоров о присоединении РФ к ВТО.

Подводя же итоги, хочу остановиться на одном очень важном моменте. В переговорном процессе существенно важно придерживаться следующего принципиального подхода. Казахстан должен стать членом ВТО только тогда, когда общий баланс прав и обязательств при присоединении будет сведен в пользу казахстанской экономики и послужит ее динамичному и устойчивому росту. Либерализация доступа на рынок товаров и услуг не должна нанести ущерб (их нужно свести к минимуму) соответствующим секторам казахстанской экономики, особенно тем, которые находятся в стадии модернизации и реструктуризации. Условия присоединения должны быть стандартными. Иными словами, что критериями нашего присоединения должны являться только нормы и правила ВТО. Иные условия, на которых другие страны присоединялись к ВТО, не должны использоваться в переговорном процессе с нашей страной.

Что делать?

Учитывая изложенное, представляется целесообразным не форсировать переговорный процесс по присоединению Казахстана к ВТО и осуществить следующее:

1. Следует перейти от тактики односторонних уступок в разных областях (тарифных переговоров, переговоров по доступу на рынок услуг и т. д.) к пакетному подходу.

2. Необходимо выработать единую переговорную стратегию на макроэкономическом уровне, а не на секторальном. Это позволит идти на уступки в одних секторах экономики в «обмен» на послабления в других более чувствительных секторах экономики страны. В противном случае требование Президента Нурсултана Назарбаева, высказанное в его Послании народу Казахстана в 2005 году, о присоединении к ВТО на условиях, «полностью учитывающих интересы Казахстана», будет не выполнено. При этом кратко- и среднесрочные негативные последствия окажутся весьма серьезными, более того, пагубными для будущего развития страны.

3. Создать комиссию по выяснению нынешнего состояния переговорного процесса и провести комплексный анализ уже принятых обязательств с оценкой последствий допущенных неоправданных уступок.

4. Провести комплексную оценку последствий присоединения к ВТО, а также принятия последующих уступок по всем секторам экономики с особым акцентом на наиболее чувствительные отрасли и подотрасли. Такая оценка должна базироваться на конкретных детальных расчетах с применением современного экономико-математического инструментария и осуществлена высококвалифицированными специалистами при обязательном использовании зарубежного опыта.

Причем, как показывает практика других стран, для решения последней задачи не потребуется длительного времени (всего один-два месяца) и значительных бюджетных затрат. Потому что в этих целях могут быть использованы грантовые средства международных организаций.

таблица - скачать

Булат ХУСАИНОВ,

к. э. н., ведущий научный сотрудник Института экономики МОН РК


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии