Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Анвар САЙДЕНОВ: Банки должны неуклонно наращивать конкурентные преимущества

Фото : 24 ноября 2006, 12:41

Внешняя конкурентоспособность начинается с «домашней заготовки», иными словами, так должны быть выстроены внутренние законы, чтобы сложилась среда, стимулирующая беспрестанное соперничество и развитие. Именно такой механизм заложен в основе банковской системы Казахстана, которая признается одной из самых развитых в СНГ и сопоставима с системами Восточной Европы. Уже сегодня лидирующие отечественные банки выходят за пределы республики и успешно «играют на чужом поле», конкурируя с местными финансовыми институтами в соседних странах. Но объединим частности и взглянем на систему в комплексе. Какой путь за минувшие полтора десятилетия прошла банковская система страны и на чем базируется ее устойчивость? Конкурентоспособность системы — тема беседы с председателем Национального банка РК Анваром САЙДЕНОВЫМ.

Логика и принципы

— Анвар Галимуллаевич, какие решения были принципиальными, заложившими фундамент банковского сектора, ведь в отличие от нефтяной отрасли все финансовые системы стран СНГ стартовали с одинаковой позиции, и конкурентного преимущества на старте, как в нефтянке, здесь не было?

— Думаю, здесь сошлось много факторов. Объективных, субъективных. Была политическая воля. Были кадры. Но в целом же успехи системы заключаются в своевременном и комплексном проведении структурных реформ. Принципиальным шагом можно назвать принятие в феврале 1995 года первой программы реформирования банковской системы. Ее основными задачами были: максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и приближение функций Нацбанка Казахстана к классическим функциям центральных банков. В декабре 1996 года была принята Программа перехода банков второго уровня к международным стандартам деятельности. Согласно ей, все действующие банки должны были достичь международных стандартов в части достаточности капитала, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации. Логическим продолжением стало и создание в 2000 году законодательной базы для внедрения надзора на консолидированной основе.

Мы были последовательны в приближении работы банков к потребностям людей: в 1999 году запустили систему страхования депозитов физических лиц, что позволило значительно укрепить доверие населения к финансовому сектору. В марте 2000 года было ужесточено законодательство по защите банковской тайны, принята Концепция долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования. В начале 2001 года Нацбанком была создана Казахстанская ипотечная компания, ставшая оператором вторичного рынка ипотечных кредитов.

А в октябре 2003 года был образован Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов. То есть, развивая систему, мы параллельно обеспечивали ее устойчивость, надежность. Думаю, задачам роста конкурентоспособности будет служить развитая и надежная, приближенная к международным стандартам и отвечающая всем их требованиям, платежная система. В Казахстане была реформирована система государственного регулирования деятельности финансовых институтов. Первого января 2004 года из структуры НБ РК было выделено Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, которому были переданы соответствующие функции.

Успешное развитие системы невозможно представить без совершенствования банковской статистики. В Казахстане эта работа началась еще в 1994 году. Успехи страны в организации статистической отчетности послужили поводом для включения ее в пилотный проект МВФ по внедрению системы стандартов распространения данных. Цель системы — предоставление экономической, финансовой и социально-демографической статистики, доступной широкой общественности и отвечающей единым стандартам адекватности и своевременности публикуемой информации. В 1999 году Казахстан присоединился к системе Общего стандарта по распространению данных (GDDS), который включает статистику по четырем наиболее важным секторам экономики: реальному, фискальному, финансовому и внешнему, а в марте 2003 года — к системе Специальный стандарт распространения данных (SDDS). Денежно-кредитная статистика, статистика платежного баланса и внешнего долга регулярно размещается на сайте МВФ, публикуется в официальных изданиях фонда и Мирового банка реконструкции и развития, а также в официальных изданиях самого Национального банка.

Таким образом, наши структурные реформы и последовательные шаги по внедрению международных стандартов позволили создать достаточно устойчивую банковскую систему, понятную и адекватно воспринимаемую в мире.

Динамика и правила игры

— Какой при этом была динамика роста системы?

— С начала нового тысячелетия сектор растет высокими темпами. Отношение совокупных активов казахстанских банков к ВВП на 1 сентября 2006 года составило 71,1 процента. Отношение кредитов экономике к ВВП — 41,2 процента. Для сравнения: в конце 2000 года эти показатели составляли соответственно 20,3 и 10,6 процента. Высокими темпами растет ресурсная база банков. За последние пять лет депозиты в банках выросли в 6,1 раза (до 2 502,2 миллиарда тенге), а вклады населения — в 4,9 раза (до 849,4 миллиарда тенге).

Интенсивный рост ресурсной базы банков позволил им значительно активизировать деятельность по кредитованию экономики: за последние пять лет объем вырос почти в 9 раз — до 3 825,5 миллиарда тенге. Таким образом, на протяжении нескольких лет количественные и качественные показатели банковского сектора демонстрируют устойчивый рост.

— Чтобы система интегрировалась в мировую, необходимо не просто вырасти физически, но и принять правила игры, действующие на международном рынке. Быть прозрачной, понятной, привлекательной. Как выглядит казахстанская банковская система с этой позиции?

— Реформирование банковской системы началось с перехода банков второго уровня к международным стандартам деятельности, которые делали бы банки прозрачными, понятными, стабильными, устойчивыми, привлекательными и для потребителей финансовых услуг, и для инвесторов, и для акционеров, и для всех субъектов рынка. Достижение международных стандартов, создание законодательной базы для внедрения надзора на консолидированной основе позволило к настоящему времени существенно повысить объективность оценки финансового состояния банков и ограничить их подверженность рискам.

Либерализация банковского сектора способствовала внедрению прогрессивного зарубежного опыта в управлении капиталом, повышению качества менеджмента и, соответственно, уровня развития банковской системы. В целях повышения прозрачности системы разработан и предложен банкам на подписание соответствующий меморандум, который предусматривает раскрытие информации о реальных собственниках банка, контролируемых им организаций, об аффилиированных лицах и совершаемых с ними сделках, о стратегии развития бизнеса на ближайшие пять лет.

О привлекательности банковской системы страны говорит тот факт, что многие передовые банки имеют сравнительно высокие рейтинги ведущих агентств, которые позволяют им выходить на мировой рынок ссудных капиталов, привлекать относительно дешевые ресурсы, расширять деятельность за пределами страны.

Недавно международным рейтинговым агентством Standard&Poor’s был повышен долгосрочный суверенный рейтинг Казахстана по обязательствам в иностранной валюте до «ВВВ» с «ВВВ—». В целом, по оценке S&P, наиболее кредитоспособные казахстанские банки могут перейти в инвестиционную категорию в среднесрочной перспективе, если система перейдет на качественно новый уровень своего развития, банки сохранят хорошие финансовые и коммерческие показатели, а более опытный менеджмент выработает жизнеспособные долгосрочные стратегии приспособления к новым условиям.

Интеллект на экспорт

— Экспорт интеллектуального продукта свидетельствует о высоком уровне развития страны. И сейчас в структуре казахстанского экспорта наряду с традиционными сырьевыми товарами появилась позиция «экспорт банковских услуг». Насколько это перспективное направление, каковы показатели и как удается конкурировать казахстанским банкам на внешних рынках?

— Да, такая графа появилась сравнительно недавно. Связано это с тем, что внутренний рынок страны достаточно насыщен и рентабельность банковского бизнеса ограничена. Тем более что в последние годы рынок банковских услуг в Казахстане способен удовлетворять возросшие потребности населения и предприятий. Поэтому банки, пытаясь расширить среду бизнеса и повысить имидж, выходят на соседние рынки. Это эволюционный и в какой-то мере оправданный шаг, так как он способствует снижению стоимости фондирования и росту прибыли банков, что играет важную роль в конкуренции.

В настоящее время география экспансии казахстанских банков — страны СНГ, где есть огромный рыночный потенциал постсоветского пространства. Это не просто огромный рынок потребления, но еще и новое экономическое пространство, которое не менее уникально, чем те же Китай или Индия. Бизнес глобализируется. И ему нельзя замыкаться только в национальных границах. Именно поэтому отечественные банки хотят стать крупнейшими участниками и внешнего рынка.

Наши банки намерены эффективно обслуживать динамично растущие внешнеторговые потоки Казахстана и других стран СНГ, расширяя свое присутствие в странах — крупнейших торговых партнерах СНГ. Финансовые продукты и технологии, разработанные казахстанскими банками для отечественного рынка, являются передовыми и конкурентоспособными для распространения на рынках соседних стран через систему дочерних банков и компаний. Таким образом, это направление является перспективным и долгосрочным.

— Что делает услуги казахстанских банков конкурентоспособным?

— Наши банки занимают прочную позицию на финансовом рынке и отличаются от всех других секторов экономики высоким развитием, высококвалифицированным персоналом, хорошими количественными и качественными показателями. Все это позволяет составить конкуренцию иностранным банкам. Отмечу, что и у средних, и у мелких банков имеются свои ниши, свои целевые аудитории, которые сформировались по конкурентному преимуществу банков.

Казахстанские банки имеют стратегию, которая акцентируется на развитии в рамках модели универсального финансового института. Они стремятся опередить конкурентов в соревновании за «органическое» расширение бизнеса во всех основных сегментах рынка и направляют усилия на увеличение (или хотя бы консолидацию) своей рыночной доли. Одной из первоочередных стратегических задач является диверсификация клиентской базы и продуктового ряда. Причем в последнее время это в основном касается бизнеса по обслуживанию населения и малого и среднего бизнеса. Учитывая, что клиентура становится все более взыскательной, а конкуренция растет, другой важнейшей задачей становится повышение качества услуг. Повышение роли стратегического долгосрочного планирования и тем самым расширение горизонта финансовых институтов свидетельствуют о том, что банки постепенно «взрослеют», их развитие становится более ровным, менее оппортунистическим и зависимым от конъюнктурных факторов. В своем развитии они все больше опираются на конкретные стратегии. Это, безусловно, отличает банки Казахстана.

Быстрое наращивание бизнеса является важнейшей задачей, а также наиболее четко сформулированным и последовательно выполняемым элементом стратегий банков Казахстана. И это все чаще считается важным фактором достижения «критической массы», обеспечения долговременной устойчивости и рентабельности банковской деятельности. Что и определяет конкурентоспособность услуг казахстанских банков.

— Некогда еще классики говорили о пользе вывоза капиталов за рубеж как о факторе влиятельности страны в мире. Является ли этот тезис актуальным сегодня и является ли экспорт банковских услуг составляющей стратегии конкурентоспособности страны?

— Безусловно, вывоз капитала за рубеж можно рассматривать как фактор влиятельности страны в мире. Особенно применительно к таким развитым странам, как США, Япония, которые способны изменять мировые цены своей экономической мощью на международном рынке. Однако Казахстан — это малая открытая страна в экономическом плане, не имеющая влияния на мировые цены. Чтобы заявить о себе как о державе на международной арене, необходимо иметь в арсенале перечень конкурентоспособных продуктов с высокой добавленной стоимостью и особыми характеристиками, привлекающими повышенный иностранный спрос.

Что касается экспорта банковских услуг, то это положительный факт в пользу конкурентоспособности, и работа по их совершенствованию будет продолжаться с целью поддержания высокого иностранного спроса на них.

Оборотная сторона общего рынка

— Могут ли банки стать своего рода «ледоколом» для отечественного бизнеса в других странах? Пойдут ли за ними предприниматели, будут ли они, опираясь на сильную поддержку отечественного банка, более уверенно строить свой бизнес за рубежом?

— Связь «банки — бизнес» при выходе на зарубежные рынки очень важна и необходима. Сейчас условия для активного развития бизнеса имеются. Есть достаточный банковский капитал для финансирования проектов, создается благоприятный налоговый климат для предпринимательства, функционируют институты развития для поддержки конкурентоспособных проектов. Теперь дело — за частным сектором, их предпринимательскими идеями по созданию и продвижению продуктов на международных рынках, где спрос выше, чем на узком внутреннем рынке с населением в 15 миллионов человек. Одновременно отечественный предприниматель должен улучшать качество своих продуктов, отвечая требованиям иностранных заказчиков.

— Понятно, что за рубеж идут самые сильные, но с вступлением в ВТО открывается вторая сторона медали: готова ли наша банковская система к конкуренции на собственном поле с банками других стран?

— Наша система еще во многом уступает банкам развитых стран и по капитализации, и по уровню менеджмента, но в сравнении со странами СНГ является более прогрессивной. Конечно, придется выдержать конкуренцию с другими банками, которые преуспели за более длительный исторический период развития. Но в целом такая конкуренция должна пойти на пользу нашим банкам и с позиции совершенствования сервиса, и в вопросах управления рисками.

В связи с перспективой вхождения в ВТО продолжится работа по либерализации и повышению конкуренции в банковской системе. Предполагается совершенствование соответствующей нормативной правовой базы с учетом ее целесообразности и своевременности. В частности, предполагается снизить требования по минимальному размеру уставного капитала для вновь создаваемых банков, рассмотреть возможность расширения перечня рейтинговых агентств, оценки которых будут учитываться при допуске нерезидентов на отечественный финансовый рынок.

Помимо уже снятых ограничений для деятельности банков с иностранным участием предполагается рассмотреть возможность разрешения деятельности их филиалов на территории Казахстана при соблюдении переходного периода и условий, призванных обеспечить финансовую устойчивость страны. Может стать существенным и вклад РФЦА в развитие банковской системы в плане интенсификации рынка ценных бумаг, обеспечения его интеграции с международными рынками капитала, активного выхода казахстанского капитала на зарубежные рынки.

— Неуклонный рост — залог успешности в конкуренции, поскольку всякий остановившийся в развитии, будет обойден конкурентами. Каковы пути развития и ориентиры на перспективу?

— В контексте стратегической задачи по повышению конкурентоспособности экономики, дальнейшее развитие финансового сектора будет направлено на повышение его устойчивости и стабильности, повышение качества услуг и их доступности, формирование ликвидного фондового рынка и его составляющих. В числе задач — повышение стандартов регулирования, совершенствование антимонопольного регулирования финансовых организаций, направленного на развитие добросовестной конкуренции. А также на защиту законных прав и интересов потребителей финансовых услуг.

Полоса подготовлена Алевтиной ДОНСКИХ

совместно с отделом по связям с общественностью НБ РК


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии