Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Автохаракири. Как приспособить «морской» руль к казахстанским степям

Фото : 24 ноября 2006, 14:45

Это СТО в той части Алматы, которую горожане именуют Нижней Пятилеткой, авто японской «национальности» стараются объезжать стороной. Операции, которые с машинами Страны восходящего солнца проделывают здешние мастера, можно сравнить разве что с переменой пола. Тут по лицензии «перекраивают» правый (в будущем незаконный) руль на «классический» левый. Во сколько обойдется такая хирургия и будет ли «автотрансвестит» ездить также безопасно, как прежде, расскажет «ЛИТЕР-Неделя».

Здешний цех рассчитан на десять машин. Это же число автомобилей, разве что помноженное на двадцать, дожидается «операции», наматывая последние километры с «правым» взглядом на жизнь. Эта услуга доступна в южной столице уже три года, но такого наплыва посетителей, как теперь, мастера еще не видели. Их работа расписана на полгода вперед. Ажиотаж объясняют, конечно же, «рулевыми» изменениями в республиканском законодательстве. Но и до обнародования даты икс, когда все «праворульки» должны оказаться вне закона, казахстанцы решались на автохирургию. Все вполне объяснимо: японские машины - своего рода гейши, укомплектованные «наворотами», как любимицы самураев, тайными знаниями обольщения. К тому же в пользу морского руля японского «пошива» говорит и цена - взять «европейца» с таким пробегом и за такие деньги нереально. Однако надеяться остаться в наваре, купив машину с правым рулем и «перекинув» его налево, все же не стоит: отдать авто «под нож» автослесаря-любителя, чтобы сэкономить пару тысяч долларов, - рискованно, а услуги профессионалов обходятся, как минимум, вполовину стартовой стоимости свежепригнанного подержанного авто.

LEGO для взрослых

Пресловутый правый руль, уже примелькавшийся на отечественных дорогах, снова заставляет о себе говорить. И самой востребованной темой становится его превращение в руль левый. Соотечественники чешут затылки и языки, а легенды и мифы об этой чисто технической операции становятся все красноречивее.

Главное заблуждение обывателей-автолюбителей в том, что на праворульных машинах все готово для переделки под левый руль. Наш визит на СТО, узнаваемое по одной только этой операции, доказал, что это далеко не так. Перенос руля - дело хлопотное. Итак, на заметку: в некоторых случаях лево- и праворульные версии даже собираются на разных нитках конвейеров. Во-первых, объем работы довольно внушителен. Рулевая рейка. Рулевая колонка вместе с кронштейнами крепления. Полная переделка «торпедо» вместе с системами отопления и кондиционирования, что в некоторых случаях просто невозможно. Необходимо перенести трубки, подходящие в моторном отсеке к кондиционеру и печке, причем, скорее всего, их придется или наращивать, или укорачивать. Педальная группа вместе с кронштейнами. Заодно - переставить вакуумный усилитель тормозов, тросик газа и главный цилиндр сцепления. Чтобы перенести на другую сторону узлы, расположенные в моторном отсеке, для них нужно освободить место. Но самое противное - это моторный щит. Это стенка, отделяющая салон от подкапотного пространства. Она служит одной из основных опор кузова, именно на ней и выбивается номер кузова, кроме того, практически все вышеперечисленные узлы здесь и крепятся. А сам моторный щит, как правило, подкладывает перестановщикам изрядную свинью своей асимметричной формой. Так что самое сложное в переносе руля справа налево - вырезать моторный щит (или, как его еще называют, firewall), распороть на куски, сварить заново и поставить на прежнее место.

- Всего для адаптации требуется от 30 до 60 новых жизненно важных деталей, - рассказывает выбранный нами в качестве эксперта Денис Копытков, заместитель директора компании «Кристалл Моторс». - Более того, перенос руля становится возможным, если авто вообще подлежит переделке, то есть имеет леворульный аналог или что-то близкое к нему. Но, в принципе, можно переделать машину, даже если у нее нет леворульного брата-близнеца. Это реально, если подходит родная рулевая рейка. У «японцев» некоторые рейки самозаменяемые.

Несмотря на это есть кое-что, что заставляет соотечественников настороженно относиться к этой процедуре - страх потери автомобилем хваленой японской безопасности. Перестановка руля, как ни крути, затрагивает именно те узлы автомобиля, которые обеспечивают безопасность за рулем и уверенное поведение машины на дороге. А способен ли хмурый дядька в грязном комбинезончике из первого встречного придорожного СТО обеспечить заводское качество? Зачастую кустарным мастерским и их, с позволения сказать, сотрудникам это просто не под силу. А лицензии на подобное вмешательство имеют считанные мастерские. Но они, в свою очередь, уверяют в совершенной безобидности совершенных ими манипуляций:

- Есть СТО, которые переоборудуют руль «из-под полы», - продолжает Денис. - Но потом, как правило, их клиенты приезжают к нам. Проблемы стандартны: не аналоговая рулевая рейка и «заморочки» с печкой. Она у «левых» мастеров становится похожей на печки в машинах, которые приходят из Эмиратов: «дует во все дыры», нет направленности подачи воздуха. А предъявить претензии к недобросовестным СТО люди не могут - не заключили в свое время железобетонные контракты. Мы же работаем законно: здесь клиентам дают сертификат, где прописано, что после переоборудования СТО полностью проверяет машину. Кроме того, потом авто отправляют на станцию диагностики техобслуживания в УДП и оно проходит еще раз сертификацию в органах госстандарта. Естественно, меняется техпаспорт. Наша гарантия - один год. Но только на те услуги, которые мы предоставли. На рулевую тягу гарантию не даем - мы не завод-изготовитель. А вот электроника, педальный узел, печка, тормоза - за это мы несем ответственность.

Золотом по капоту

Переделываемые авто можно условно разбить на три группы. В самом дешевом сегменте рынка наиболее популярны в Алматы праворульные «японки» — машины за 5 000—7 000 долларов. Дорогие автомобили такого класса ввозить смысла не имеет, так как покупатель, располагающий большей суммой, скорее всего, отдаст предпочтение левому рулю. В эту группу можно отнести авто, аналогичные Toyota Corolla, объем двигателя которых не больше двух литров. Во вторую группу автомобилей мы включили такие авто, как Toyota Camry, Crown, Windom (аналог Lexus ES-300), которые на нашем рынке стоят куда дороже - от 10 000 долларов, однако до уровня своих леворуких «одноклассников» все же не дотягивают. И все же переставлять руль выгоднее всего на автомобилях представительского класса и дорогих внедорожниках - меньше проблем с запчастями, а стоимость работы не намного выше, чем на машинах более скромного класса. Кстати, переоборудование руля - процесс не автоматизированный, и для него достаточно умелых рук и светлой головы мастера. Операция длится от 12 до 20 дней.

Комментарий

- Сегодня в Алматы работают три СТО, которые на основании выданной Госстандартом лицензии переоборудуют правый руль в левый, - рассказывает Айбек Касенов, заместитель начальника административного управления департамента дорожной полиции. - Недавно подобная мастерская появилась в Караганде. С управлением дорожной полиции СТО согласуют лишь те вопросы, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения.

КСТАТИ

По «неправильной» стороне дороги ездят, помимо Японии и Великобритании, в Австралии, Новой Зеландии, на Багамских островах, в общем, там, где когда-то владычествовала все та же английская корона. Самая романтичная версия, объясняющая выбор левой полосы, имеет рыцарские корни. Первыми левосторонним образом стали ездить всадники, причем сугубо по утилитарным соображениям. Англичане находили, что правшам удобнее забираться на четвероногих друзей слева, да и шпага или меч создавали бы при ином способе посадки на лошадь никому не нужные проблемы и изрядный дискомфорт. А в континентальной Европе во всем виновата политика. Точнее, французы, конкретнее - либо Робеспьер, либо Наполеон Бонапарт. Они якобы сделали свой выбор в пику монархической Англии. Впрочем, про Наполеона есть отдельная версия. Когда во всей Европе ездили как в Англии, то есть по левой стороне, войска Наполеона по его повелению шли по правой, но навстречу. Классический выезд на встречную. А сделано это было для подкрепления имиджа, как сейчас говорят. Чтобы все победоносной армии императора дорогу уступали. Говорят еще, что правостороннее движение принято в судоходных странах, а левостороннее - там, где передвигались в основном на лошадях. Но самая оригинальная версия говорит о том, как появилось левостороннее движение в Стране восходящего солнца. В 20-х годах прошлого века японский император-микадо решил приобщиться к благам цивилизации и купил незадорого знаменитый Rolls-Royse Silver Shadow. Естественно, с правым рулем. А как ездит микадо, так ездят и его преданные подданные. Так Страна восходящего солнца с первых лет эпохи автомобилизма стала левосторонней и праворульной. А сейчас в Японии вообще нет никаких ограничений по поводу того, где должен быть расположен руль у автомобиля.

Юлия Зенг, Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии