Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Левые движения. Пойдет ли Казахстан по пути Туркмении, запретив использование праворулек?

Фото : 24 ноября 2006, 15:04

Недельный шок и возмущения казахстанцев постепенно проходят. Общественность перестала извергать эмоции, постепенно переходя к думам - что же делать-то с праворульками? Хотя, по большому счету, этот вопрос себе должны задавать государственные мужи. Было бы некорректно в правовом государстве, руководствуясь лишь приблизительной статистикой ДТП, идти вразрез с конституционными правами граждан. Мы решили обыграть несколько сценариев развития «праворульных» событий.

Начнем с того, что кроме проекта постановления правительства о запрете на ввоз автомобилей с правосторонним расположением руля и идеи с 2009 года не эксплуатировать «японцев», власти пока не придумали ничего. Не разработан еще механизм, который бы позволил государству и свои планы реализовать, и права собственных граждан ничем не ущемить.

Туркменистан-первопроходец

Из всех стран СНГ официально запретили использование праворулек только в Туркмении. Специальное постановление Сапармурат Ниязов издал еще в 2002 году. А несколько позже Туркменбаши запретил использовать и леворульный транспорт, бывший когда-то праворульным. То есть никакого другого варианта, кроме как продать «японцев» за рубеж, президент Туркмении своим гражданам не оставил.

В России вопрос о запрете на эксплуатацию правого руля впервые был поднят в 1993 году. Именно тогда родилось на свет постановление правительства РФ № 79, по которому МВД должно было с 1 июля 1993 года прекратить регистрацию машин с правым рулем, а с 1 января 1995 года запретить их эксплуатацию в России. Тогда массовые акции протеста дальневосточников остановили этот процесс. Кстати, в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах почти поголовно ездят на машинах с правым рулем. Причем российская статистика ДТП и количества погибших в них показывает, что как раз на Дальнем Востоке их меньше, чем в среднем по России. А это только подчеркивает достоинства «японцев» в плане безопасности.

И сейчас российское правительство думает, как бы избавить страну от правых рулей, коих там уже более миллиона. Но всякий раз правительственные идеи пресекаются на корню депутатами Госдумы, которым небезразличны права граждан.

К слову, в США и в правосторонней Европе праворульки государственные органы не регистрируют, но приезжие из других стран могут без проблем передвигаться на своем праворульном авто.

Век воли не видать

На авторынке сейчас ситуация, мягко говоря, ажиотирована. За последнюю неделю цена леворулек в среднем выросла на 500-1000 долларов. Увеличились и общие продажи автомашин с левосторонним управлением, тогда как спрос на «японцев» резко упал. Мало того, что большинство владельцев праворульных машин решили распрощаться со своими японскими «конями», так еще и на станциях временного хранения скопилось достаточно большое количество их свежепригнанных собратьев. Но это трудности внутреннего казахстанского рынка.

Как бы далеко от нас Япония ни находилась, но Казахстан последние 4-5 лет был одним из основных импортеров подержанных японских машин. У многих компаний двух стран наладились тесные и непрерывные контакты по транспортировке праворулек на наш рынок. Поэтому решение казахстанского правительства запретить с 1 января будущего года ввоз праворульных авто на территорию страны больно ударило и по внутреннему японскому рынку.

По словам президента Ассоциации таможенных брокеров Геннадия Шестакова, на территории Японии скопилось уже порядка тысячи выкупленных машин, готовых для вывоза в Казахстан. В прежнем, неажиотированном режиме все эти машины попали бы в нашу страну до конца декабря. Но за последнюю неделю не только выросла цена за доставку одного автомобиля, но, что хуже, имеющихся мощностей стало катастрофически не хватать.

В связи с этим некоторые казахстанские компании, специализирующиеся на импорте праворульных машин, стали выставлять уже проплаченный транспорт на аукционы, потеряв на каждой единице примерно 1,5-2 тысячи долларов. Эти убытки можно объяснить особенностями внутреннего японского законодательства, по которому избежать прохождения техосмотра, стоимость которого составляет 1,5 тысячи долларов, можно только при экспорте автомобилей в третьи страны.

Возврат выкупленных машин на аукционы уже начинает вызывать профицит подержанных авто в Японии, что непременно влияет на снижение их первоначальной цены. А это астрономические убытки.

Интересная картина наблюдается на севере Казахстана. В страхе понести серьезные денежные потери северяне в два, а то и в 2,5 раза дешевле рыночной цены начали продавать своих праворульных «друзей» предприимчивым россиянам. Вполне возможно, что вереница «япошек» потянется из Казахстана именно в сторону северного соседа, причем со всех регионов страны.

Можно предположить, что активизация российского правительства по поводу введения запрета на ввоз праворульных машин и в своей стране связана именно с таким возможным результатом решения, принятого их казахстанскими коллегами.

И рыбку съесть, и на два стула сесть

Неплохо, правда? Правозащитники считают, что государственным мужам страны впору подумать о том, как бы реализовать свою задумку без ущерба для кошельков своих граждан, поскольку иначе избежать протестных настроений в обществе не удастся.

По словам директора Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгения Жовтиса, рычаг этот лежит не в юридической, а в политической плоскости.

- Казахстанское законодательство основывается на трех принципах - законности, справедливости и разумности. Когда мы читаем гражданское законодательство, там эти принципы так и описываются. Это не мои выдумки. Любое постановление правительства как компетентного органа будет законным, но важно, чтобы оно было разумным и справедливым. Если запрет на ввоз и эксплуатацию праворулек будет реализовываться так же, как сейчас, то вопрос справедливости будет достаточно спорным. Поэтому если государство хочет принять вполне резонное решение, оно не должно перекладывать проблему на плечи граждан, которые все эти годы на законных основаниях эксплуатировали праворульные машины.

Действия правительства будут справедливыми в двух случаях. Во-первых, государство должно компенсировать владельцам «японцев» затраты, которые они понесут либо для переоборудования машины на левый руль, либо на покупку авто со стандартным для Казахстана управлением. Не должны остаться в стороне от компенсаций и компании, уже заключившие сделки на доставку в Казахстан автомобилей из Японии. Но здесь опять же важно, из каких источников будут черпаться эти компенсации. Очень бы не хотелось, чтобы из той части бюджета, которая формируется за счет налогоплательщиков. Вариант есть - страна имеет достаточно средств от экспорта нефти.

Второй вариант справедливого подхода к решению «праворульной» проблемы - запрет на ввоз машин и разрешение на эксплуатацию уже завезенного транспорта до его полного износа. Можно оба варианта скомбинировать.

Евгений Жовтис считает, что единственной придуманной человечеством гарантией справедливого подхода к решению любого вопроса, касающегося прав граждан, может стать участие общественности и парламента в принятии решений. Если в ходе обсуждения «праворульного» аспекта все закончится принятием постановления правительства, обсуждению не подлежащего, может возникнуть социальное недовольство. По словам правозащитника, постановление в нынешнем виде можно оспорить, поскольку оно прямо затрагивает права и свободы граждан. Однако ограничить их может только закон, а не постановление.

Думается, что парламент и его народное мнение сейчас стране как нельзя кстати. Компромисс-то все равно нужен.

Несмотря на то что казахстанский народ гражданскому протесту еще особо не обучен, не имеет понятия об объединении для отстаивания своих интересов, все-таки владельцы транспорта - активные избиратели. Из-за наплевательского отношения к казахстанцам со стороны государства в народных рядах будет расти протестный потенциал и падать уважение к власти.

В худшем случае

Государство как репрессивный орган может пойти на принцип, дав понять гражданам, кто в доме хозяин. Внесет, например, изменения в законодательство о регистрации транспортных средств или о ввозе в страну комплектующих для праворульных авто. Волей-неволей они встанут в гаражи и не поедут. Неизвестно, проглотит ли водительская общественность такую пилюлю или устроит марш протеста. Нет у нас еще такого опыта.

Пока мы можем только рассуждать о возможных путях реализации решения о запрете на ввоз и эксплуатацию машин с правосторонним расположением руля, поскольку государство его еще на всеобщее обозрение не представило.

Александра Алехова, Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии