Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

«Друг, включи фары, поддержи правое дело!»

Фото : 24 ноября 2006, 16:26

Анатолий ИВАНОВ, 24.11.2006

Около 2,5 тысяч алматинских автолюбителей не согласны с запретом на «правый руль»

Митинг, прошедший в Алматы в минувшее воскресенье, не был похож на мероприятия, которые организовывают лидеры различных политических и общественных объединений. Никто никого ни к чему не призывал. Да и к чему была агитация, если речь шла об ударе по благополучию тысяч людей, которые имели «неосторожность» поверить родному государству и на свою беду приобрели праворульный автомобиль?

Чтобы не быть голословными, приведем в пример лишь несколько высказываний представителей властей Казахстана по поводу ввоза и эксплуатации машин с правым рулем, которые появились в СМИ в период с апреля 2004 по февраль 2006 года.

Владимир КОЗАК, заместитель начальника управления дорожной полиции города Астаны:
- Как говорит статистика, я могу сказать, только 2% от общего количества аварий, ну, не более 2% приходится на автомобили с правым рулем.

Омирзак ТУСУМОВ, начальник Департамента дорожной полиции МВД РК:
- Наша цель - ограничить ввоз автомашин с правым рулем с одновременным предоставлением возможности эксплуатации тех, которые стоят на учете. Это наше мнение, и оно меняться не будет.

Алтай ТЛЕУБЕРДИН, руководитель канцелярии премьер-министра РК:
- Аварийную ситуацию на наших дорогах создают водители-неумехи, лихачи и прочие. И неважно, на каком автомобиле они сидят. То есть нет статистики достоверной, которая бы убедительно и однозначно говорила не в пользу автомобилей или водителей, которые ездят на автомобилях с правым рулем. Впрочем, главная причина отказа правительства не эта. По нашему мнению, идея запретить автомобили с «правым» рулем противоречит законодательству республики и, в первую очередь, Конституции. А именно нарушает права автолюбителей - владельцев машин с «правым» рулем. Таким образом, предложение не имеет права на жизнь.

…Что же произошло, и почему вдруг тот же Омирзак Тусумов поменял свое мнение? Кому вдруг пришла столь «гениальная» мысль начихать не только на интересы сотен тысяч людей, но и на Конституцию страны? С трудом верится, говорили собравшиеся 19 ноября на площади Республики владельцы праворульных автомобилей, что инициатива принадлежит лично главе государства, налицо явное отстаивание чьих-то коммерческих интересов.

Стоит заметить, что чем дольше продолжался митинг, тем сильнее политизировались пришедшие на митинг люди. Впрочем, обо всем по порядку.

Начало митинга
Первые участники митинга стали появляться на площади Республики где-то в 9.45. К этому моменту, судя по всему, все правоохранительные органы были приведены в полную боевую готовность. Вдоль проезжей части через каждые 15-20 метров стояли дорожные полицейские, которые не давали даже приостанавливаться ни одному автомобилю. По тротуару прогуливались полицейские из службы охраны правопорядка. Им, видимо, была дана определенная установка, поскольку всем проходящим мимо людям они вежливо, но достаточно настойчиво предлагали двигаться дальше. Наконец, за трибунами на площади дежурил автобус с омоновцами.

Тем не менее присутствие полицейских сторонников правого руля особо не смущало. Оставив свои автомашины на обочинах близлежащих улиц, они продолжали стекаться к определенному неизвестно кем месту. Люди шли компаниями, некоторые пришли на площадь всей семьей. В итоге к десяти часам количество собравшихся составило порядка 2-2,5 тысяч человек.

Интересный факт: придя на митинг, люди тут же, не дожидаясь какой-либо команды, разворачивали самодельные плакаты: «Правый руль мой выбор, мое право», «Мы за правый руль», «Руки прочь от правого руля». При этом отдельные участники мероприятия подготовились к митингу весьма обстоятельно, нацепив на себя японские флажки, а то и вовсе повязав на головы платки с японскими иероглифами и все той же символикой Страны восходящего солнца.

Однако не японская символика стала основной на митинге сторонников правого руля, а, как это ни странно - светло-зеленый флаг. Он вместе с ленточками аналогичного цвета появился уже где-то к 10.15 Спрашиваю одного из участников митинга: «А почему, собственно, светло-зеленый цвет?» Ответ был прост: «Мы хотим доказать, что наши автомобили не только удобные, безопасные и более дешевые, чем леворульные, они еще и по экологическим параметрам вне всякой конкуренции. Пусть власти докажут свои обвинения, что праворульные машины загрязняют воздух сильнее! Мы докажем обратное».

Что прикажете нам делать?
Мало кто из участников митинга отказывался поговорить с журналистами. Было видно, что проект постановления правительства о предстоящем запрете ввоза и эксплуатации автомобилей с правосторонним управлением, текст которого, кстати, активно ходил по рукам среди митингующих, задел их за живое. Особенно планируемый запрет ударил по бизнесменам, которые до недавнего времени занимались продажей японских автомобилей, рассказывает владелец небольшого салона по продаже праворульных автомобилей, представившийся Николаем:
- Есть автомобили, которые в дороге, в пути. Есть автомобили, которые находятся в Японии. За те, которые находятся в Японии, надо заплатить, плюс заплатить за их доставку до Казахстана. Здесь же аукционные сборы и так далее. Нюансов много. Сейчас цены обвалились, поэтому вернуть их на аукцион невозможно. Те автомобили, которые покупал Казахстан, в России не нужны. Теперь в Японии они стоят на $2 тысячи дешевле. Более того, их никто не покупает. Вернуть мои машины назад сегодня фактически невозможно. Я не только теряю по $2 тысячи с каждого автомобиля, я еще должен заплатить аукционные сборы и за доставку машин на аукцион. Здесь же, в Казахстане, продажи машин полностью остановились, так как народ сильно напуган. В итоге я, как говорится, попал. У меня здесь стоят машины, которые я не могу продать, чтобы потом на вырученные средства возвратить уже купленные автомобили, находящиеся в России, назад в Японию.

Вы кредит брали?
- Слава богу, я не брал кредит, а то бы вообще в одних трусах остался! А есть и такие, которые брали кредиты. Я им сильно сочувствую. Их теперь вместе с женами и детьми выгонят из квартир. Банки своего не упустят.

Некоторые чиновники предложили владельцам «праворулек» переставить руль в нужном направлении. Это реально?

В разговор тут же вступает сотрудник одной из алматинских СТО, назвавшийся Жанабеком:
- Теоретически переставить руль реально. Вопрос только - как? В Алматы официально свыше 60 тысяч автомашин с правым рулем. Переустановкой же руля занимаются всего три фирмы. За три года эти фирмы при всем своем желании не смогут сделать переустановку, поскольку каждая такая переделка занимает два месяца. Просто посчитайте, и все!

А сколько стоит такое удовольствие?
- До появления сообщения о проекте постановления правительства переустановка стоила $3 тысячи. Сегодня просят уже $5 тысяч! Но это половина беды. Есть автомашины, которые вообще невозможно переделать, поскольку у них нет леворульных аналогов. Взять, например, хотя бы такие автомобили, как Toyota Chaser или Toyota Cresta. Что прикажете делать с ними?! Продавать по запчастям, выбрасывать или отправлять под пресс?

И что предлагаете вы?

На мой вопрос ответил Саят, сотрудник салона по продаже японских автомобилей:
- Наши требования очень просты. Мы требуем разрешить эксплуатацию автомобилей с правым рулем до полного их износа, а также разрешить ввоз тех машин, за которые уже уплачены деньги. Сегодня в Приморье скопились тысячи праворульных автомашин. Их невозможно возвратить назад в Японию. Их невозможно реализовать в России, поскольку там введены ограничения на продажу автомашин старше 7 лет. Убытки колоссальные! Их несут и бизнесмены, и те люди, которые до объявления о запрете решили приобрести праворульный автомобиль, предварительно заплатив за него деньги. В угоду чьим интересам люди должны нести такие убытки?

Покажем городу, что мы есть
Надо сказать, что почти полчаса после начала митинга ничего особенного не происходило. Люди обсуждали сложившуюся ситуацию и рассуждали, что им надо сделать, чтобы власти страны обратили хотя бы внимание на их проблемы.

Вначале появилась идея обратиться за помощью к политическим партиям. Однако очень скоро это предложение было отвергнуто, поскольку, по мнению большинства собравшихся, все эти политические партии сделают себе пиар на проблемах «праворульщиков». В итоге верх одержали предложения наиболее подготовленных участников митинга, которые принесли с собой обращение с требованиями к президенту Назарбаеву. Именно в этот момент митинг перешел в иную, организованную плоскость.

Уже к 10.30 митинг стал постепенно угасать. Сторонники праворульных автомобилей организовали инициативный комитет, собрали подписи под обращением к президенту и стали постепенно расходиться по домам. Если бы не глупость одного дорожного полицейского.

По всей видимости, у него не выдержали нервы после очередного сигнала поддержки со стороны владельца проезжающего мимо внедорожника с правым рулем. «Гаишник» не только остановил нарушителя спокойствия, но и на свою беду отобрал у него права. И все это на глазах у сторонников правого руля! Для последних данный случай оказался очень кстати, чтобы хоть как-то показать властям свою решимость. В один миг около двух сотен человек окружили полицейского и стали требовать от него вернуть права «проштрафившемуся» водителю «праворульки». Полицейский некоторое время сопротивлялся, но вскоре сдался под активным нажимом «праворульщиков».

В этот же момент на помощь «гаишнику» выдвинулся автобус с омоновцами, однако был освистан участниками митинга, большая часть которых отнюдь не походила на стариков из движения «Поколение», а потому приостановившийся было автобус с омоновцами тут же поддал газу и проехал мимо, словно говоря: «А я тут ни при чем».

Пусть маленькая, но победа вдохновила сторонников правого руля. Скандируя «Правый руль! Правый руль!» они двинулись вдоль площади Республики мимо памятника Независимости в сторону здания агентства «Хабар». Но это шествие по времени оказалось непродолжительным. Неожиданно участники митинга стали расходиться в разные стороны, не забывая при этом продолжать скандировать «Правый руль! Правый руль!». Выяснилось, что «праворульщики» вспомнили, что они пока еще могут ездить на своих обожаемых авто. Было принято решение проехать по улицам Алматы с включенными фарами и сигналя в клаксоны. Представьте себе панику дорожных полицейских, когда неожиданно для них несколько сотен автомобилей с правым рулем, сигналя на все лады, двинулись вниз по улице Желтоксан в сторону Старой площади!

Впрочем, очень скоро блюстители порядка оправились от шока. В срочном порядке на пересечения улиц Толе би и Абылай хана, Толе би и Панфилова, Толе би и Фурманова, а также Фурманова и Кабанбай батыра были выдвинуты регулировщики и автомобили дорожной полиции, которые стали разделять участников акции на небольшие группы. Судя по всему, этот шаг «гаишников» принес свои плоды, так как вторично, в 12 часов дня, на площади Республики собралось на порядок меньше людей.

- Они сделали все, чтобы не дать нам собраться вновь, - сетовали отдельные участники митинга сторонников правого руля.

Те же, кто вновь собрались на главной площади Алматы, пришли к выводу, что сдаваться нельзя ни в коем случае. Было принято решение проводить акции протеста до тех пор, пока правительство не примет компромиссное решение. И еще, после того как дорожные полицейские провели свою операцию, среди тех, кто в тот день во второй раз оказался на площади, стали звучать предложения политического разрешения возникшего конфликта. Предлагалось, вместе с обращением к президенту, выдвинуть требования не только отставки руководства департамента дорожной полиции, но и всего правительства страны:
- Если правительство не хочет прислушаться к мнению сотен тысяч людей, значит надо менять такое правительство!

Были и такие мнения, как, например, у владельца праворульного Mitsubishi RVR по имени Кайрат:
- У меня есть предложение к нашим властям по выходу из сложившейся ситуации. Не надо церемониться, играть в демократию, надо сразу поменять Конституцию! Особенно статьи 26 и 34, которые дают права на владение приобретенным законным путем имуществом, без права его необоснованной конфискации. Ведь несостыковки получаются! С одной стороны, говорим о праве на частную собственность, с другой - отнимаем у людей нажитое добро. Однозначно надо менять Конституцию! Представляете, какие перспективы открываются?!

А, может, и правда, пора менять Конституцию страны? Впрочем, это тема для другой статьи. А пока акция протеста сторонников машин с правым рулем продолжается. На днях, забирая со стоянки свой автомобиль (с левым рулем), я обнаружил расклеенные на воротах и заборе листовки с таким текстом: «Друг, включи фары, поддержи правое дело».


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии