Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Сколько стоит «воздух» на таможне? Как разворовывались миллиарды

Фото : 27 ноября 2006, 10:52
Сколько стоит «воздух» на таможне


Миллиарды тенге уходили мимо казны и попадали, судя по всему, в карманы нечистых на руку чиновников - такой вывод был сделан прокуратурой Восточно-Казахстанской области по итогам проверки работы всего только двух таможен «Майкапчагай» и «Бахты». По фактам экономической контрабанды уже возбуждено девять уголовных дел. После начала работы проверяющих суммы поступлений налогов и таможенных платежей в бюджет по сравнению с прошлыми годами выросли в десятки раз.

Наша газета («ОКО» № 20 от 02.06. 2006 г. «По дороге в ВТО» и № 25 от 07.07.2006 г. «Таможня отдает долги») рассказывала о первых результатах той большой работы по выявлению фактов контрабанды китайских товаров, которую прокуратура области проводит совместно с другими правоохранительными органами. За прошедшие месяцы стали понятны все масштабы нарушений, допускаемых на двух ведущих таможнях на границе с КНР.

- Проверки деятельности таможен «Майкапчагай» и «Бахты», которые были инициированы Генеральной прокуратурой РК, подтвердили, что здесь допускаются многочисленные нарушения таможенного законодательства, - говорит прокурор ВКО Хаким Кушкалиев. - Причем - как участниками внешнеэкономической деятельности, так и сотрудниками уполномоченных государственных органов. В результате этих нарушений бюджет недополучал миллиарды тенге.

Достаточно привести такие цифры. На таможне «Майкапчагай» в 2004 году сбор налогов и таможенных платежей составил 108,6 миллиона тенге, в 2005-м - 205,9 миллиона тенге; на таможне «Бахты» в 2004-м - 153,8 миллиона тенге, в 2005-м - 234 миллиона тенге. А после начала масштабных проверок и работы мобильных групп уже за 10 месяцев текущего года на таможне «Майкапчагай» было собрано 1,3 миллиарда тенге, а на «Бахты» - 554,6 миллиона тенге. То есть в несколько раз больше показателей прошлых лет.

- Было установлено, что значительная часть контрабандного груза из КНР провозилась вообще без всякой декларации, машины следовали через границу, как порожние, - рассказывает прокурор управления по надзору за деятельностью госорганов прокуратуры ВКО Рустем Кабдуллин. - Хотя логично предположить, что любому предпринимателю просто невыгодно гнать многотонные грузовики из Китая порожняком. Примечательно, что с началом работы мобильных групп количество порожних автотранспортных средств резко снизилось. Особенно на таможне «Майкапчагай». Здесь в 2005 году таких транспортных средств было зарегистрировано 3130, то есть в среднем ежемесячно 260 машин, а за один месяц работы мобильной группы в этом году - всего 15.

Кроме того, подозрения прокуроров, что пустые машины на самом деле перевозят контрабандный груз, подтвердил и опрос водителей в Усть-Каменогорске, Семипалатинске и Зайсане. Ряд опрошенных признали, что неоднократно под видом порожняка провозили грузы из КНР через таможни «Майкапчагай» и «Бахты». При этом жмых, который якобы вывозился из Казахстана, если верить документам, они и в глаза не видели, одним словом, это было не более чем прикрытием, и машины в КНР ехали целенаправленно за товаром. В настоящее время по фактам экономической контрабанды уже возбуждено 9 уголовных дел, вероятно, будут и другие. Есть все основания предполагать, что возить «воздух» в таких объемах без попустительства (и это - по меньшей мере!) сотрудников таможен было невозможно. Не исключено, что речь нужно вести не только о халатности, но и о прямой заинтересованности отдельных сотрудников. Пример тому - уголовное дело в отношении бывшего начальника отдела таможни «Бахты», который установил свой тариф за прохождение машин с контрабандным грузом. Об этом деле мы также рассказывали в материале «Таможня отдает долги». О масштабах преступной деятельности таможенника говорит, в частности, то, что при обыске сотрудниками КНБ у него было изъято свыше 600 тысяч долларов.

- За полгода совместной работы с другими правоохранительными органами нам удалось вывести из теневого оборота существенные объемы грузов, значительно увеличить суммы поступлений в бюджет. Одновременно выявился и ряд проблемных моментов, которые требуют решения, - считает прокурор области Хаким Кушкалиев. - Так, многие предприниматели под видом туристов, не декларируя, вывозят в КНР огромные денежные средства, которые используют на закуп товаров народного потребления. В последующем эти деньги под видом товаров уходят из-под казахстанского таможенного контроля. Это одна из причин большой разницы в статистике таможенных служб двух стран. Хотелось бы обратить внимание и на то, что на таможнях «Майкапчагай» и «Бахты» не развита таможенная инфраструктура. Зона таможенного контроля ограничена, отсутствуют крытые ангары для досмотра, склады временного хранения, накопители. Все это осложняет проведение надлежащих таможенных процедур и нередко служит для работников таможни оправданием фактов контрабанды. Кроме того, отсутствует реальный ведомственный контроль за происходящим на таможнях - республиканский Комитет таможенного контроля руководствуется только теми данными, которые ему дают таможни. Не ведется электронная запись всех таможенных процедур и движений. Еще один момент - отсутствие объективных критериев, по которым бы определялись плановые прогнозные показатели поступления таможенных платежей и налогов. Если до десанта мобильных групп в мае-июне эти показатели были на уровне 15-40 миллионов тенге, то с июля они поднялись до 200 миллионов тенге. Получается, план изначально был занижен в несколько раз? Нельзя не сказать и об определенной пассивности уполномоченных органов в борьбе с контрабандой. Мы считаем, что необходимо принятие ряда мер для решения этих проблемных вопросов.

Кроме того, есть необходимость на основе базы данных таможенных служб вести систематический мониторинг по сомнительным юридическим и физическим лицам. (Не секрет, что зачастую контрабандой занимаются одни и те же фирмы). Это позволило бы перенести акцент с перевозчиков контрабандных грузов на владельцев. Кроме того, нужно придать ГТД (грузовой таможенной декларации) статус документа строгой отчетности, предусмотреть ее оформление на каждую автомашину (в настоящее время оформляется на груз в целом), а также пересмотреть порядок взимания сбора за каждый основной лист ГТД - 50 евро, за дополнительный - 20 евро. Сегодня такой порядок приводит к тому, что участники ВЭД стараются избежать лишних расходов, и в том числе по этой причине не декларируют товары в полном объеме.

Также мы считаем, что в целях пресечения злоупотреблений со стороны сотрудников таможенных органов, было бы целесообразно передать вопросы лицензирования, отнесения участников ВЭД к категории минимального риска из Комитета таможенного контроля непосредственно в Министерство финансов республики.

Ольга Семенова, Усть-Каменогорск


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии