Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В условиях глобализации в одиночку не выжить - мнение эксперта об СНГ

Фото : 28 ноября 2006, 17:47

АСТАНА. 28 ноября. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/ - Пятнадцать лет назад в морозном декабре главы некогда «братских республик» одного большого Советского Союза подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств и Алматинскую декларацию. В том же декабре 1991 года Булат Хусаинов работал первым помощником вице-президента Республики Казахстан Ерика Асанбаева и был участником исторического процесса по подготовке этих важнейших документов.

Сегодня Булат Доскалиевич - ведущий научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки Республики Казахстан. В связи с пятнадцатилетием Содружества, судьба которого будет обсуждаться сегодня на встрече глав государств-участников СНГ в Минске, наш корреспондент попросил Булата Хусаинова ответить на ряд вопросов.

- Болат Доскалиевич, если вернуться к событиям мятежного 1991 года, к ситуации крупнейшего геополитического раскола, что можно сказать о роли Казахстана? В каких условиях подписывалась Алматинская декларация?

- Это были трудные годы для всех. Небольшой экскурс. Сейчас уже мало кто помнит, но Казахстан первым из советских республик разработал Концепцию внешнеэкономических связей, головным разработчиком которой являлся Институт экономики Академии наук при содействии ведущих московских специалистов. Здесь был создан временный творческий коллектив, в который вошли сотрудники казахстанского МИД, исследовательских институтов и внешнеторговых организаций республики. Научное руководство - приоритет руководителей института, а ответственным разработчиком назначили меня.

Это было абсолютно новое дело. В Казахстане практически отсутствовала информация о внешнеэкономических связях республики, поскольку вся внешняя торговля осуществлялась через «центр»: 93 процента производства принадлежало союзным министерствам и ведомствам. Примерно такая же доля казахстанского экспорта «принадлежала» предприятиям союзного подчинения. Приходилось неоднократно выезжать в Москву, в союзные министерства и ведомства - МИД, Государственную внешнеэкономическую комиссию при Совмине СССР. Концепция была одобрена на заседании Правительства Казахской ССР.

Позже, когда я уже был консультантом Высшего экономического совета при Президенте Казахской ССР, мне была поручена разработка Программы внешнеэкономической деятельности республики, которая многие годы оставалась ориентиром для внешней торговли государства. К сожалению, некоторые положения этой Программы не реализованы до сих пор. Речь идет об отсутствии в Казахстане национальной экспортной программы.

Однако вернемся к 1991 году. Действительно, произошел крупнейший геополитический раскол, последствия которого в какой-то степени сказываются на пространстве СНГ и поныне. После известного августовского путча, который, к счастью, не состоялся, дезинтеграционные процессы усилились. Все понимали, что-то должно произойти. В декабре мир узнал о Беловежской пуще… Многие были просто в шоке.

И вот тогда глава нашего государства Нурсултан Назарбаев пригласил руководителей всех постсоветских государств в Алма-Ату. В Алма-Ату прилетели все руководители республик, кроме лидеров прибалтийских государств и Грузии. Но до их приезда необходимо было подготовить Декларацию. Штаб по подготовке данного документа располагался в секретариате вице-президента страны Ерика Магзумовича Асанбаева. Декларация рождалась в очень непростых условиях.

Россия, Белоруссия и Украина упорно настаивали, чтобы все остальные страны присоединились к Беловежскому соглашению. Казахстан и все другие государства стояли на позиции, что речь должна идти только об образовании Содружества Независимых Государств. Главы делегаций сели за стол переговоров в два часа дня, и только после полуночи пришли к единому мнению, что все-таки «образуют» Содружество, а не «присоединяются» к беловежским документам. Окончательный текст был согласован глубокой ночью. Это были часы, полные истинного драматизма, которые не забыты и по сей день.

Мне позвонил по «кремлевке» первый вице-премьер Даулет Хамитович Сембаев и сказал, что у него есть пакет для вице-президента. При встрече он мне сказал, что в пакете. Я пошел в кабинет шефа. Доложил. Ерик Магзумович, обычно приветливый и радушный, выглядел очень напряженным. Махнул рукой: «Поставь его на стол». Я был очень поражен такими словами. Это был очень эрудированный, энциклопедически грамотный человек. Ни слова не говоря, тихонько положил (а не поставил!) пакет на его стол. И вышел… Спросил у коллег: «А что с шефом? Он как-то странно разговаривает». Мне пояснили, что незадолго до этого переговоры были на грани срыва. Но в итоге здравый смысл и целесообразность возобладали.

Экономика СССР была сильно интегрирована, уровень межхозяйственных связей между республиками, по оценкам экспертов, превышал 80-85 процентов. Но тогда все были увлечены идеей суверенитета. Диктат союзных органов был настолько мощным, что негативные последствия развала и распада Союза ССР всем казались несущественными.

- Сегодня политические эксперты называют шаг по созданию Содружества как «цивилизованную форму развода» союзных республик. На самом деле, по Вашему мнению, какие стратегические и тактические задачи пытались решить основатели Содружества?

- Такие мнения бытуют давно. То, что удалось создать на месте в одночасье разрушенного Союза ССР, - это большая заслуга руководителей 12 государств. В этом у меня нет никаких сомнений. Скоротечный распад одного из крупнейших в мире государств мог породить массу геополитических и геоэкономических проблем на огромном пространстве планеты. Масштабы этих проблем даже трудно представить.

Да, сегодня СНГ называют аморфным интеграционным образованием. Не секрет, что лидеры некоторых государств эпизодически заявляют о своем выходе из этого образования. Однако, думаю, что эти лидеры прекрасно понимают, что в одиночку с негативными последствиями глобализации им не справиться. В начале XXI века региональная интеграция становится отличительной тенденцией мирового развития. Фактически весь мир сегодня - это совокупность региональных блоков. И в этом их сила, несопоставимая с возможностями отдельно взятой страны. Скажите, может ли одна, скажем, Франция или Германия противостоять мощи Соединенных Штатов? Конечно, нет. Но 25 стран, входящих в Европейский союз, - да, могут. Я имею в виду, в первую очередь, экономические проблемы.

Необходимость реформирования Содружества и придание ему нового дыхания - меры очевидные. Вопрос в том, как это сделать. Будем ждать решений, которые должны быть приняты сегодня, 28 ноября, в г. Минске, где собираются главы государств стран Содружества.

- В последнее время о судьбе СНГ говорят все больше в обреченных тонах, подразумевая, что «мавр сделал свое дело…». Видите ли Вы перспективы этого постсоветского союза в политической и экономической плоскостях?

- Причин для такого скепсиса много. Большинство соглашений, подписанных в рамках СНГ, не работает. Отмечая это, многие говорят, что-де нет адекватного механизма для реализации этих соглашений. Думаю, что главная причина - отсутствие должной политической воли со стороны ряда государств Содружества. Повторю, что каждая страна в отдельности будет испытывать гораздо больше трудностей во все больше глобализирующемся мире.

Приведу некоторые статистические данные. В 2005 году доля СНГ в мировом валовом внутреннем продукте составляла 3,8 процента, России - 2,6 процента, Казахстана - чуть более 0,1 процента, а других стран Содружества и того меньше. Те же показатели в мировом экспорте товаров и услуг составляют 3,0; 2,1 и 0,2 процента, соответственно. Для сравнения: доля 12 стран Еврозоны в мировой экономике - 14,8 процента, в мировом экспорте товаров и услуг - 29,5 процента. Добавлю, что удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте Казахстана в 2005 году (45,2 миллиарда долларов США) составил 27,0 процента, в том числе в экспорте - 14.6, в импорте - 46,9 процента. Аналогичные внешнеторговые долевые показатели по отношению к государствам ЕврАзЭС составляют 23, 12 и 40 процентов.

При таких макроэкономических параметрах Содружества в глобальной экономике перспективы экономического сотрудничества имеют огромное значение. Нужно наращивать свой вклад в мировую экономику, чтобы интеграционное образование не оказалось на ее обочине.

- Вероятна ли смена СНГ на новые интеграционные блоки, которые могут образоваться на постсоветском пространстве? Какие позиции в новом политическом измерении, на Ваш взгляд, должен занять Казахстан?

- Общеизвестно, что Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев является признанным инициатором интеграционных проектов на пространстве СНГ. Сегодня на постсоветском пространстве, помимо СНГ, есть несколько интеграционных образований - Евразийское экономическое сообщество, зарегистрированное в ООН, ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), а также Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Также имеется решение о создании Таможенного союза между Беларусью, Казахстаном и Россией. Поэтому появление новых интеграционных блоков исключать нельзя.

Не сомневаюсь, что Казахстан будет и дальше играть объединяющую роль в существующих интеграционных образованиях. На сегодня государства СНГ как никогда нуждаются в институциональной организации и активной работе межгосударственных органов экономического сотрудничества. Полагаю, что процесс и приоритеты реальной интеграции стран-членов Содружества, а также их сотрудничество с другими региональными союзами и интеграция в мировую экономику приобретают, как думается, необратимый характер.

- Спасибо за интервью.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии