Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Вернуть имущество в легальный оборот. На вопросы отвечает заместитель председателя Комитета по организации правовой помощи и оказанию юридических услуг населению МЮ РК А. АЛИБАЕВ

Фото : 30 ноября 2006, 13:12

Новым шагом на пути дальнейшего развития прозрачной экономики Казахстана, взаимоотношений государства и общества следует считать кампанию по легализации имущества и капиталов, реализуемую в соответствии с законами «Об амнистии в связи с легализацией имущества» и «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам амнистии в связи с легализацией имущества». В нынешнем Послании Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана особое внимание обращено на необходимость амнистии капиталов и имущества, выведенных из легального оборота, разработки четкого механизма, учитывающего все возможные нюансы этого сложного вопроса. Каковы экономические и политические цели легализации, какие выгоды получит от ее проведения страна и общество? На этот и многие другие вопросы сегодня отвечает заместитель председателя Комитета по организации правовой помощи и оказанию юридических услуг населению МЮ РК Айтбай АЛИБАЕВ.

— Легализация имущества важна и для населения, и для государства в целом, поскольку позволит закрепить права на имущество за правообладателями (владельцами), ускорит формирование среднего класса — социальной основы современного цивилизованного общества.

В настоящее время в стране на фоне устойчивого развития экономики возникли предпосылки для создания дополнительных экономических стимулов и правовых возможностей по возврату имущества в легальный экономический оборот. Закон РК «Об амнистии в связи с легализацией имущества» предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам выйти из тени путем освобождения от ответственности по отдельным статьям Уголовного кодекса и Кодекса РК об административных правонарушениях.

Такие развитые государства, как Италия, Бельгия, Германия, уже проводили подобные акции. Имеется определенный опыт и в Казахстане — легализация денег 2001 года.

— Какое количество объектов недвижимости, по прогнозам Минюста, может пройти через легализацию?

— Как уже неоднократно сообщалось, министерством в июле-августе прошлого года на всей территории республики проводилась инвентаризация недвижимости.

По ее итогам выявлено миллион 439 тысяч 126 объектов, имущественные права на которые не зарегистрированы, из них: миллион 173 тысячи 974 — жилых, 265 тысяч 152 — нежилых объекта.

Министерством юстиции и другими государственными органами проводится широкомасштабная разъяснительная работа, и, надеемся, население примет активное участие в этой акции. Ведь, легализуя имущество, лицо получает возможность открыто владеть им и распоряжаться по своему усмотрению.

— Сколько денег, по оценкам государства, находится в тени? Сколько нужно будет заявителю заплатить в бюджет?

— Дать прогноз, сколько денег придет на легализацию, практически невозможно. К примеру, в 2001 году планировалось, что, возможно, будет легализовано полтора миллиарда долларов, фактически же было легализовано около 480 миллионов.

За легализацию денег необходимо будет заплатить сбор в размере десяти процентов от его суммы.

— Если граждане незарегистрированного имущества не легализуют его, что их ожидает?

— Закон освобождает от ответственности за совершение правонарушений по отдельным статьям Уголовного кодекса и Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. И гражданам желательно воспользоваться предоставленным шансом.

Считаем, что в случае выявления государственными надзорными, фискальными, правоохранительными органами незарегистрированного налогооблагаемого либо оформленного ненадлежащим образом в нарушение действующего законодательства имущества в отношении его владельца будут применены меры административного и уголовного воздействия.

Как отметил Глава государства, все должны понимать, что после амнистии будут проведены мероприятия по поиску выведенных ранее из легального оборота капиталов. Эта работа пройдет совместно с международными правоохранительными организациями. Тогда тем, кто не воспользовался предоставленной возможностью, обижаться будет бесполезно.

— Какова финансовая сторона вопроса? За чей счет проводится техническая инвентаризация легализуемых объектов? Какие ставки будут применяться при легализации, сколько и за что придется платить?

— Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам амнистии в связи с легализацией имущества» от 16 ноября 2006 года статья 8 Закона РК «Об амнистии в связи с легализацией имущества» от 5 июля 2006 года излагается в новой редакции.

Пунктом 1 определяется порядок легализации денег юридических лиц. При легализации денег юридическим лицам необходимо представить в налоговый орган следующие документы: заявление на проведение легализации имущества в двух экземплярах по форме согласно приложению 2, документы, подтверждающие уплату сбора, нотариально заверенные копии устава (положения), свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства налогоплательщика и документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица, документ, выданный банком второго уровня либо иностранным банком, подтверждающий наличие предъявленной к легализации суммы денег. Деньги признаются легализованными с момента принятия заявления.

Таким образом, в отношении юридических лиц механизм легализации остался прежним. Для физических лиц действует упрощенный порядок.

В соответствии с нормами закона физическим лицам достаточно уплатить сбор за легализацию имущества без зачисления денежных средств на банковские счета и подачи заявления и иных документов в налоговый орган. Сбор уплачивается в любом расчетно-кассовом отделе банка второго уровня. Факт уплаты сбора за легализацию является достаточным для признания денег легализованными. Подтверждающим легализацию денег документом является квитанция об оплате сбора.

Законом продлевается акция по легализации. В частности, срок подачи документов на легализацию имущества продлевается до 1 апреля 2007 года, а оформление имущества до 1 июля 2007 года.

Кроме того, внесены изменения в части закрепления отсрочки по уплате сбора за легализацию недвижимости. Законом устанавливается возможность для граждан уплатить сбор за легализацию недвижимого имущества в любой момент до его государственной регистрации.

В соответствии со статьей 4 Закона РК «Об амнистии в связи с легализацией имущества» субъекты легализации, легализовавшие недвижимое имущество, обязаны в срок до 1 июля 2007 года оформить на него права в соответствии с законодательством республики.

Таким образом, крайним сроком государственной регистрации легализованного недвижимого имущества и, соответственно, уплаты сбора будет июнь 2007 года.

При этом данный механизм является альтернативой действующему порядку уплаты сбора, поскольку в случае наличия у лица необходимых средств он вправе уплатить сбор до подачи документов на легализацию.

В связи с установлением отсрочки законом вносятся изменения в Указ Президента, имеющий силу закона, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». А именно, с целью установления механизма принуждения к оплате сбора за легализацию перечень документов, необходимых для государственной регистрации, дополняется документом, подтверждающим уплату сбора, но только для легализованного недвижимого имущества.

Также Законом РК «Об амнистии в связи с легализацией имущества» установлены случаи, когда лицо освобождается от сбора. В этой связи указом закреплено, что такие лица не предоставляют документа об уплате сбора за легализацию. При этом информация в регистрирующие органы о данных лицах поступает от комиссии по проведению легализации имущества.

Помимо этого, законом предусматривается освобождение от уплаты сбора граждан и юридических лиц Казахстана, местом жительства и, соответственно, местом нахождения которых являются сельские населенные пункты, за исключением случаев легализации ими денег.

В соответствии с Законом «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» сельскими населенными пунктами являются аул, село.

Вместе с тем 4 ноября 2006 года принят Закон «О внесении изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан», в соответствии с которым к сельским населенным пунктам отнесены также поселки, за исключением находящихся на территории городской административной подчиненности.

Однако необходимо отметить, что указанный закон вводится в действие с 1 января 2007 года. То есть до этого периода жители поселков в случае легализации ими имущества будут уплачивать сбор за легализацию.

Беседовал Михаил ПУГАСОВ,

г. Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии