Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Дорогие дороги

Фото : 1 декабря 2006, 11:21

За безопасную дорогу с Георгием Ковалевым.

Как перестать платить дань дорожной полиции и начать получать удовольствие от езды.

На этой неделе собкоры газеты получили задание: описать внешний вид инспектора дорожной полиции. Результаты получились забавные.

“Западноказахстанские дорожные полицейские экипированы в обычную темно-синюю форму с опознавательными знаками. Жезлы обыкновенные - на белом фоне черная полоса”, - пишут из Уральска. В Кызылорде в ходу униформа черная, здесь предпочитают красный жезл и по ночам игнорируют светоотражающие жилеты “для полного эффекта неожиданности в темное время суток”.

В Таразе форма синяя, жезлы красные. В Южно-Казахстанской области дорожные полицейские щеголяют в “штанах с синей полосой вдоль брючин”, служебный туалет венчает “жезл полосатый”.

В Караганде - черные куртки со светоотражающими лентами, жезлы черно-белые, светящиеся. В Актау, Петропавловске, Костанае и Астане жезлы полосатые. А в Алматы, добавлю от себя, оранжевые - или красные? - в общем, что-то между.

Больше похоже на партизанский отряд, чем на регулярную армию. Хотя по определению это единая команда, управляемая из центра, главная задача которой - обеспечить порядок на наших дорогах.

Где-то год назад на кольцевой развязке, через которую пролегает мой путь на работу, неожиданно поменялись дорожные приоритеты. Я бы влетел на кольцо в привычном режиме главной полосы, но бдительность жены спасла нас от серьезных неприятностей. Она заметила новый знак, с любовью и старанием установленный там, где он менее всего заметен. Знак предписывал отныне кольцо считать главной дорогой, примыкающие - второстепенными.

С этого дня и на несколько месяцев этот участок дороги стал для водителей причиной нервных потрясений. Привыкшие за много лет к определенному порядку, мы путались, как курсанты водительской школы на сложном перекрестке. Всякий раз приходилось гадать, знает ли тот, кто едет по главной, что он на главной, и что означает его нерешительность: она оттого, что он не в курсе перемен и считает себя на второстепенной или боится, что это я на второстепенной стану привычно вести себя как главный...

Прокрутить такое количество мыслей в голове за мгновения всегда затруднительно. В итоге неразбериха творилась несусветная. А что же авторы всех этих перемен?

Они, конечно же, ожидали запутавшихся водителей на выезде с развязки. Тут уж любого тормози - не ошибешься. Вы отчего, господин хороший, так неуверенно проезжаете развязочку? Ваши знания правил вызывают сомнения, не желаете на переэкзаменовку?

Да кто ж такое желает… Вот она, мечта дорожного инспектора. Полный бардак - и он на высоте положения.

Дата 19 ноября прошла в нашей стране незамеченной. Для всего мира третье воскресенье ноября - День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. У нас никто даже видимости не создал, что хочет использовать это как повод для напоминания: дороги могут быть смертельно опасны.

Наша страна в дорожных авариях каждый год теряет три с половиной тысячи человек. В пересчете на количество автомобилей это в два раза больше, чем в России, где на то же количество машин гибнет 1750 человек.

Проблема не только наша - ООН характеризует драматическую ситуацию на дорогах как глобальный кризис. Ежегодно в мире в авариях гибнут 1 миллион 200 тысяч человек, еще от 20 миллионов до 50 миллионов становятся инвалидами. Львиная доля происшествий приходится на развивающиеся страны.

90 процентов жертв ДТП - люди в возрасте от 15 до 40 лет. Дорожные аварии являются второй по значимости причиной смерти для людей в возрасте 5-29 лет и третьей причиной для людей в возрасте 30-44 лет.

Общий ущерб, который аварии наносят во всем мире, оценивается в 65 миллиардов долларов.

Однажды нашел такую статистику: только 5 процентов автомобильных аварий происходят по причине технической неисправности автомобиля. Остальные 95 - это итог роковых ошибок водителя.

Многочисленные институты по заданию ООН исследовали проблему. И оказалось, что кардинально исправить ситуацию возможно, обуздав главные вредные привычки. Это привычки ездить пьяным, ездить быстро, без ремня безопасности и по плохим дорогам (для мотоциклиста это еще и езда без шлема). Зная это, европейские страны уменьшают количество аварий и жертв на дорогах - при общем росте числа автомобилей.

В мире разработано и внедряется огромное число методик, стимулирующих людей быть осторожными на дорогах. Увы, ни одна из них не находит применения в нашей стране. Руководство дорожной полиции привычно сетует на низкую дисциплину и неподготовленность водителей, на продажность и низкий профессионализм рядовых полицейских. Но разве не генералы отвечают за готовность своих солдат?

В итоге мы имеем длинный список реальных угроз. Пьяный непристегнутый лихач уверенно прописался на наших дорогах. Дорожное покрытие и разметка соответствуют стандартам каменного века. Водительские удостоверения покупаются и продаются. Технический осмотр стал инструментом поступления теневых доходов. Инспекторы дорожной полиции некомпетентны и часто сами путаются в правилах движения.

Очевидно, что нашу дорожную полицию необходимо серьезно реформировать. Там должны работать совсем другие люди, не отягощенные багажом растлевающей вседозволенности. Мало того, что их деятельность ежедневно работает на подрыв авторитета государственной власти, так она еще становится все более опасной для наших жизней.

Вероятно, осознавая серьезность положения, дорожная полиция развернула охоту на ведьм. В качестве главной опасности наших дорог, как ни парадоксально, выбраны самые надежные в мире автомобили - японские.

В одном из фильмов Такеши Китано главный герой, успешный телепродюсер, разъезжает по японским дорогам на роскошном “неправильном леворульном” “роллс-ройсе”. Мне запомнилась сцена, в которой ему презентуют новый точно такой же автомобиль. Такеши в сердцах восклицает: “Ну я же просил - купите нормальную машину, с правым рулем!”

В Японии, где, как известно, в норме машины с правым рулем, иметь машину с “неправильным” управлением - престижно. Таких машин на дорогах этой маленькой островной страны - 250 тысяч, и ежегодно эта цифра увеличивается.

Единственная страна в мире, которая запретила ввоз и эксплуатацию праворульных машин - Камбоджа. Правда, на практике этот запрет не работает - водители с ним категорически не согласны.

Слышал мнение, что нагнетание страстей вокруг беспорядка на дорогах и японских машин - это попытка дорожной полиции упрочить свое положение. Мне кажется, на самом деле это агония монстра, который не в состоянии иначе оправдать свое существование.

Беда в том, что если правительство действительно запретит эксплуатировать законно купленные японские машины, то агония затянется еще на два-три года, потом будет найден новый враг. Ведь количество машин на дорогах будет только увеличиваться, а иных методов работы, кроме запретительных, полиция не выучила.

Один из руководителей дорожной полиции, комментируя готовность зачистить улицы от “японок”, опрометчиво заявил: “Не будем далеко ходить, научные исследования делать…” В этом первопричина всех наших бед на дорогах - отсутствие четкого анализа и ясной перспективы.

В качестве положительного примера можно привести опыт России. Там в 2005 году была разработана государственная программа “Обеспечение безопасности дорожного движения”.

Авторы привели отрезвляющие цифры. За 10 лет в авариях на российских дорогах погибли 315 тысяч человек - это сравнимо с населением Калмыкии или Магаданской области. Треть погибших - люди в возрасте 26-40 лет. Экономический ущерб составляет примерно 2,5 процента ВВП ежегодно.

При разработке программы была поставлена цель - к 2008 году сократить число погибших в ДТП в два раза. Какими методами?

Были определены факторы, влияющие на рост смертности в авариях на дорогах. Это большой масштаб правонарушений, нездоровая ситуация на дорогах, высокий уровень коррупции. Низкий уровень подготовки водителей и технического состояния машин. Плохое состояние дорожного полотна и организации движения. Высокая опасность, которую испытывают пешеходы. Знакомая картина, не правда ли?

А вот какие причины, согласно исследованию, чаще других приводят к серьезным авариям. Несоответствие скорости конкретным условиям движения - 28 процентов. Отсутствие у водителя права на вождение - 16 процентов. Управление в состоянии опьянения - 14 процентов. Выезд на встречную полосу - 13,5 процента. Несоблюдение очередности проезда - 10 процентов. Превышение установленной скорости - 5 процентов. Прочие случайные причины составили 12 процентов.

Специалисты выделили три направления, в которых необходимо сконцентрировать усилия. Самый большой потенциал снижения аварийности и смертности несет в себе правильная организация дорожного движения и дорожного строительства. Быстрая помощь на месте аварии поможет снизить уровень смертности на 30 процентов. Обеспечение законопослушности на дорогах - на 60 процентов.

Программа предлагает перечень конкретных мер. Например, как решить проблему медицинской помощи? Вот статистика: на месте аварий гибнут 3 пострадавших из ста, в больницах - 42, по пути в больницу - 55. Следовательно, вопрос в том, как обеспечить медпомощь на месте происшествия.

Как это сделать? Разрешить свидетелям аварий самостоятельно принимать неотложные меры. Наиболее высока вероятность оказаться на месте происшествия у водителей общественного транспорта. Если устроить для них специальные курсы, то получится большой отряд хорошо обученных парамедиков. Например, в Ираке и Камбодже подобная практика помогла сократить смертность в авариях на 40 процентов!

Кажется, нет ничего проще: копируй подобную программу, работай - и будет тебе порядок на дорогах. Существуют международные организации, которые готовы предоставить целый пакет готовых решений и даже помочь деньгами для их реализации.

Но есть условия, без которых никакая самая умная программа работать не будет. Первое - коррупция на дорогах должна быть побеждена. Второе - степень важности задачи должна осознаваться на уровне правительства, нужен независимый комитет, который будет координировать работу разных ведомств. И третье - водители и пешеходы должны быть готовы к ужесточению законодательства и неотвратимости наказания, а общество в целом - к своему праву контролировать чиновников.

Спросите себя - готовы ли вы к этому? Если да - уже сейчас начните соблюдать правила движения и перестаньте давать взятки инспекторам дорожной полиции.

Георгий Ковалев


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии