Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Выборы - исходное условие демократии, позволяющее гражданскому обществу контролировать власть - О. Жумабеков

Фото : 2 декабря 2006, 15:18

АСТАНА. 2 декабря. КАЗИНФОРМ /Серик Кожкенов/ - 16 декабря страна будет праздновать 15-летие Независимости Республики Казахстан. В преддверии юбилея корреспондент Казинформа встретился с председателем Центральной избирательной комиссии РК Оналсыном Жумабековым и задал ему ряд вопросов, касающихся становления и развития избирательной системы Казахстана за минувшие годы.

- С момента обретения государственной независимости Казахстан приступил к формированию демократической избирательной системы. Какие трудности пришлось преодолеть на начальном этапе формирования выборного законодательства и избирательной системы РК?

- Выборы — это не только существенный признак, обязательный атрибут демократии, но и ее необходимое исходное условие. Это главный политический институт, позволяющий народу выступать в качестве реального источника власти, а гражданскому обществу - контролировать власть.

Вне выборов и без выборов к власти в условиях демократии прийти нельзя. Это положение четко фиксирует и статья 3 Конституции РК, где определено, что «единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам».

Выборы придают политической и правовой системе, а также обществу в целом больше устойчивости и стабильности, препятствуют совершению и накоплению ошибок в государственном управлении и оберегают общество от социальных потрясений. Выборы являются одним из важных политико-правовых механизмов и предпосылок устойчивого развития общества.

В основу законодательства о выборах и избирательной системы в нашей стране легли принципы таких международных правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, в которых сосредоточены демократические традиции ответственности власти перед народом, справедливости, подлинности и свободы выборов.

Становление избирательной системы нашей страны проходило последовательно и системно. Обретшему в декабре 1991 года независимость Казахстану во всем пришлось начинать с нуля. Это касалось, прежде всего, государственного устройства, политической и правовой систем. Идя по неизведанному пути, страна в первые годы независимости жила по Конституции и законам советских времен.

Поворотным в истории формирования новой политической системы нашего государства стал 1995 год, когда началась разработка полноценной, отвечающей международным стандартам законодательной базы демократической избирательной системы Республики Казахстан. В 1995 году были приняты Указы Президента РК, имеющие силу Конституционных законов: «О республиканском референдуме» и «О выборах в Республике Казахстан». В Указ Президента РК имеющий силу Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», который в мае 1999 года был переименован в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан», только в 1997-1999 годах 5 раз вносились изменения и дополнения.

Действующая Конституция РК, принятая 30 августа 1995 года, предусматривала коренное обновление политической системы страны. Данным историческим документом в Казахстане принята президентская форма правления. Это стало основой стабилизации политической ситуации и позволило продолжить планомерную демократизацию избирательных процессов.

Выборы Президента и депутатов Парламента, состоявшиеся в 1999 году, явились мощным катализатором процесса демократизации казахстанского общества, подтвердив его главный выбор - опору на цивилизованные институты, на принцип разделения властей, на доверие к каждому гражданину, уважение к любой точке зрения и оценке.

Так, если рассказать вкратце, происходило становление избирательной системы в нашей стране. Конечно, оно было сопряжено с рядом объективных трудностей, ведь созидание нового никогда не дается легко. Тем более, что процесс формирования избирательной системы проходил в условиях коренного реформирования экономической, социальной и политической систем.

Сегодня у нас есть все основания заявить, что за 15 лет независимости страна добилась значительных результатов в развитии такого важнейшего института демократии, как выборы.

- Принято считать, что прогресс в области выборного законодательства в Казахстане очевиден, и является уникальным для государства, не имевшего традиций демократической избирательной системы до обретения независимости. Какие меры, предпринятые в последнее время, можно считать наиболее важными с точки зрения демократизации избирательной системы?

- Формируя избирательную систему независимого Казахстана, нужно было учитывать как накопленный веками собственный исторический опыт, так и общепризнанные международные принципы демократического избирательного права. Утверждать, что наша избирательная система создавалась на пустом месте, было бы неправильно. Здесь нужно было учитывать исторически сложившиеся политические традиции казахского народа, проследить, как происходила правовая регламентация института выборов в Казахстане до его вхождения в состав России, когда он был в составе Российской империи, союзной республикой в составе СССР и затем с 1991 года стал независимым суверенным государством. Это имело значение для выявления тех позитивных моментов, которые, несомненно, присутствовали в прежнем законодательстве, а также для совершенствования нормативно-правового регулирования выборного процесса в новых исторических условиях.

Кроме того, жизнь не стоит на месте, и каждый новый этап реформирования общества в целом требует совершенствования избирательной системы и законодательной базы. В настоящее время при Центризбиркоме создана рабочая группа из представителей заинтересованных ведомств, политических партий и общественных объединений, которая занимается выработкой предложений по внесению изменений и дополнений в Конституционный закон о выборах.

Что касается наиболее важных с точки зрения демократизации избирательной системы мер, принятых в последнее время, то это - исключение безальтернативных выборов; закрепление в законе нового принципа формирования избирательных комиссий маслихатами по представлению политических партий; введение принципа учета избирателей и составления их списков, основанного на регистрации граждан по месту жительства. Такие изменения и дополнения были внесены в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» Парламентом страны в 2004 году.

- Мы знаем, что процесс гармонизации выборного законодательства активно продолжается. Можно ли сегодня утверждать, что действующая избирательная система РК в полной мере отвечает международным демократическим требованиям и направлена на проведение открытых и справедливых выборов?

- Выборное законодательство страны в целом соответствуют общепризнанным международным нормам, в том числе Документу Копенгагенского совещания Конференции ОБСЕ по человеческому измерению, принятому 29 июня 1990 года, и дает полную возможность проводить избирательную кампанию открыто, прозрачно, справедливо.

Более того, в наше избирательное законодательство введены нормы, которые не предусмотрены в государствах, имеющих давние демократические традиции. Одно из таких преимуществ - статья закона о международных наблюдателях, которые в наших избирательных кампаниях участвуют тысячами, тогда как в ряде развитых государств международных наблюдателей на избирательные участки не допускают из-за отсутствия соответствующей нормы закона.

Ни в одном из государств мира не существует совершенной избирательной системы. Даже старейшие избирательные системы государств, имеющих вековые демократические традиции, обнаруживают недостатки в ходе выборов. Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» также нельзя назвать совершенным, но главное его достоинство в том, что он позволяет создать в стране эффективную электоральную систему и демонстрирует стремление Казахстана к демократии.

Следует подчеркнуть, что ряд международных экспертов и многие наблюдатели дали положительную оценку нашему закону. Они считают, что принятые изменения и дополнения в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» обеспечивают проведение выборов в соответствии с копенгагенским документом по человеческому измерению ОБСЕ.

- В демократических государствах процесс выборов в органы власти имеет регулярный и постоянный характер. То же можно сказать и о нашей стране. Какое значение, по Вашему мнению, имеют эти выборы для обеспечения стабильности и консолидации общества, укрепления конституционных основ государства, его независимости и суверенитета?

- Среди всех принципов демократического избирательного права в качестве исходного выступает принцип обязательности и периодичности выборов. Сегодня Казахстан является демократическим государством с установившимся электоральным циклом, в котором процесс выборов в органы представительной и исполнительной власти разных уровней имеет регулярный и постоянный характер. Сроки и порядок проведения выборов определены в соответствии с Конституцией РК и Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан».

У нас установлена следующая регулярность выборов: каждые 7 лет - Президента, каждые 6 лет - депутатов Сената, каждые 5 лет - депутатов Мажилиса, каждые 4 года - депутатов маслихатов всех уровней и каждые 4 года - акимов районов и городов областного значения.

Все электоральные кампании в нашем государстве проходят в установленные законом сроки. Так, выборы Президента в соответствии с пунктом 1 статьи 94 Конституции РК состоялись в первое воскресенье декабря 2005 года.

- Особый интерес и избирателей, и наблюдателей, вызывает автоматизированная информационная система «Сайлау». Как Вы считаете, насколько оправдано использование электронной системы голосования, если даже в некоторых развитых странах Запада она еще не применяется?

- Данный вопрос в последнее время является одним из наиболее обсуждаемых и вызывает большой общественный интерес. Это закономерно, ибо электронное голосование является молодой, но активно развивающейся областью информационных технологий. Необходимо отметить, что информационная система «Сайлау» - достаточно оригинальный проект, внедряемый ЦИК РК, одна из первых систем электронного голосования, реализованная в СНГ.

В век бурно развивающихся информационных технологий, будущее, без сомнений, за электронным голосованием, но его внедрение должно быть прозрачным, использование - простым и вызывающим доверие избирателя. Именно к этому мы стремимся, совершенствуя систему электронного голосования, постепенно внедряя ее, предоставляя при этом избирателям возможность выбора способа голосования электронными или бумажными бюллетенями.

Было бы ошибочным полагать, что АИС «Сайлау» сводится только к проведению электронного голосования. «Сайлау»- это комплексная система, охватывающая все стадии избирательного процесса.

На выборах Президента РК в декабре 2005 года автоматизированная информационная система в целом продемонстрировала свою надежность. Проведенная модернизация оборудования избирательных участков положительно сказалась на удобстве использования АИС.

Элси Хастингс, являвшийся тогда действующим президентом Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, ознакомившись в ходе визита в Казахстан с нашим «Сайлау», отмечал: «Система АИС «Сайлау» лучше, чем система электронного голосования в США. В Казахстане правильно поступают, что электронная система вводится постепенно, а каждый избиратель имеет право выбора метода голосования».

- Какие первоочередные задачи сегодня стоят перед ЦИК РК, призванном осуществлять контроль за исполнением выборного законодательства на территории страны?

- В настоящее время избирательная система Казахстана продолжает совершенствоваться вместе с развитием, реформированием и модернизацией всей политической системы страны в целом. В наступающем 2007 году предстоят важные электоральные события. Это, прежде всего, очередные выборы депутатов маслихатов. Выборы в маслихаты всех уровней можно отнести к разряду сложных электоральных событий, так как они требуют больших организационных усилий. Поэтому подготовка к ним ведется уже сейчас.

Также, в следующем году возможно проведение выборов акимов оставшихся 70% административно-территориальных единиц республики. В случае принятия Парламентом страны соответствующего закона, возможно, состоятся также выборы в органы местного самоуправления.

Задача ЦИК - обеспечить проведение этих ответственных кампаний в порядке, установленном Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан», создать необходимые условия для полной реализации гражданами своего конституционного права избирать и быть избранным.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии