Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В парламенте РК идет активная работа над новым законопроектом, который, как обещает его разработчик МЭиМР РК, поможет навести порядок в отечественном нефтегазовом секторе

Фото : 5 декабря 2006, 12:06

В парламенте республики идет активная работа над новым законопроектом, который, как обещает его разработчик Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК, поможет навести порядок в отечественном нефтегазовом секторе. Речь идет о корректировке действующих законов "О нефти" и "О недрах и недропользовании", направленной на повышение ни много ни мало национальной безопасности. Суть поправок в том, чтобы Казахстан стал истинным хозяином своих недр, а за его спиной прекратилась спекуляция нефтяными месторождениями, равно как и дискриминация казахстанских граждан, товаров и услуг при освоении залежей.

Мы уже сообщали об интриге, возникшей после публичного заявления министра энергетики и минеральных ресурсов РК Бактыкожи Измухамбетова ("ЭК" от 18 ноября т.г.). Напомним, выступая перед депутатами мажилиса, он сказал буквально следующее: "Минэнерго и я в первую очередь должны принять экстренные меры, чтобы приостановить соглашение по Каражанбасмунаю, чтобы его не рассматривали дальше".

Каражанбасмунай - старое, но еще лакомое нефтяное месторождение на Мангышлаке, на которое положили глаз компании сразу трех стран - российская "Лукойл", индийская ONGC и китайская государственная инвестиционная CITIC. Последняя предложила за месторождение малоизвестной компании Nations Energy почти 2 млрд долларов (!) и может стать его обладательницей. Завершение сделки намечено на конец текущего года.

В чем же дело, почему наша сторона, активно до этого сотрудничавшая с Поднебесной во многих нефтяных проектах, вдруг решила остановить эту сделку? Похоже, дело здесь вовсе не в пресловутой китайской экспансии, о которой так много пишут в последнее время. Скорее всего, Каражанбасмунай стал своеобразной критической массой, способной перевести наши взаимоотношения с иностранными инвесторами из количества в качество.

Вспомним, на заре независимости Казахстан не имел особых богатств, кроме тех, что сокрыты в его недрах. И чтобы привлечь инвестиции для подъема экономики, республика продала значительную часть своих месторождений, включая нефтяные. Их первыми покупателями стали крупные компании США, Европы и России.

С нарастанием казахстанской добычи и транспортировки черного золота активизировалась и борьба за расширение присутствия в нефтяном секторе республики. Масла в огонь подлили первые обнадеживающие результаты геологоразведки на казахстанском шельфе Каспия. И на рубеже 1990-2000 годов к пришедшим в нашу страну американцам, европейцам и россиянам прибавились представители нефтяного бизнеса Азии, включая энергоненасыщенные Китай и Индию. В итоге Казахстан стал местом столкновения энергетических аппетитов многих стран.

Возвращаясь к Каражанбасмунаю, обратим внимание в первую очередь на то, что же намерено предпринять правительство. Во время обсуждения корректировок закона "О недрах и недропользовании" министр энергетики Бактыкожа Измухамбетов подчеркнул: "Нам следует принять экстренные меры, чтобы приостановить сделку".

Экстренность состоит в том, с чего мы начали разговор, - в необходимости обеспечения и повышения национальной безопасности. Если для нее возникает угроза, то, как гласит одна из предлагаемых поправок, государство может отказать в продаже прав на недропользование. "Заявителю может быть отказано в данном праве, если предоставление права недропользования такому лицу повлечет концентрацию прав в рамках контракта и концентрации прав на проведение операций в области недропользования", - уточнил казахстанский министр.

То есть речь идет о сохранении равных условий присутствия инвесторов в нефтяном секторе и об исключении преобладания одних над другими, неважно, будь то компании США, Европы, России, Индии, Китая или любой другой страны.

В связи с этим Минэнерго предлагает существенно расширить перечень сведений, которые каждый претендент на наши недра должен представлять для участия и допуска к конкурсу на покупку того или иного месторождения. "Эти сведения включают в себя данные об участниках-акционерах заявителя, юридического лица с указанием размера их доли в уставном капитале от общего количества голосующих акций", - сообщил Измухамбетов.

Противодействие концентрации (по сути, монополизации) наших природных богатств в одних руках, что чревато возможностью контроля извне вплоть до политического уровня и даже ограничения суверенитета Казахстана, - не единственный шаг, на котором настаивают авторы совершенствования нефтяного законодательства.

Продолжение - в следующем номере "ЭК"

Кульпаш Конырова, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии