Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Кондуктор, нажми на тормоза!

Фото : 6 декабря 2006, 12:38

Филипп ПРОКУДИН, Анна ПАВЛОВА

Классик политэкономии говорил, что в погоне за сверхприбылью капитал может пойти на преступление. Как выяснили корреспонденты «Газеты.kz», водители автобусов в погоне за прибылью (которая совсем не «сверх», а очень даже скромная) тоже готовы нарушать если не Уголовный кодекс, то уж точно Правила пассажирских перевозок

По правилам автобус с одной дверью считается микроавтобусом, и пассажиры в нем должны находиться только на сидячих местах. Получается, что любая «хюндайка» или «мудан» грубо нарушают это правило, поскольку стоячих пассажиров туда набивают как селедок в бочку. Второе грубое нарушение - ни в одном автобусе кондукторы не выдают билеты, хотя в правилах подробно расписана их форма, и даже цвета у них должны быть разными в зависимости от возрастной категории пассажиров. Но кондукторам и водителям не до билетов, им бы план выполнить, чтобы было с чем вечером идти к своему хозяину.

С приходом частников в транспортный бизнес нормированный рабочий день водителя автобуса канул в прошлое. По словам шоферов китайских микроавтобусов, с которыми мы беседовали на конечной около Зеленого базара, за баранкой они проводят по пятнадцать и более часов. Перерывов на обед и ужин, естественно, не предусмотрено.

Устроиться на такую тяжелую работу, как выяснилось, достаточно легко. Входной билет - 20 тысяч тенге. Водители объяснили, что это залог, но для чего он берется с нового работника, узнать не удалось - то ли затем, чтобы он не удрал сразу, то ли в счет будущих аварий. Еще от кандидата в водители общественного транспорта потребуют честно, каждый день сдавать оговоренную выручку. Остальное владельцев автопредприятий не касается - что происходит с экипажем и машиной, выходят ли они вообще на линию, никого не интересует.

С шофером, агитировавшим нас встать в ряды тружеников общественного транспорта, по этому поводу состоялся следующий разговор:

Так все просто? Только 20 тысяч? Больше ничего не надо? -

- Больше - ничего.

- А права? У нас прав категории «D» нет…

Это - разве проблема? Сто долларов - и права в кармане…

Еще один показательный разговор состоялся с кондуктором автобуса, следовавшего по 19-му маршруту. На просьбу выдать в обмен на 40 тенге проезда билет добрый молодец, перекрывавший дверь, только махнул рукой.

- Вам зачем?

Как зачем?! А если - контролер войдет?

По иронической улыбке молодого человека можно было понять, что в его автобус никто просто так, а уж тем более контролер, не войдет.

Сейчас же вечер. Мы вечером всегда без билетов ездим - зачем они нам? - - доверительно сообщил контролер. - Вот когда поедем обратно и пассажиров будет человек 200, тогда буду выдавать, а то запутаюсь, кто заплатил, а кто нет.

В том, с чем нам довелось столкнуться, нет ничего необычного для простого городского жителя. Удивительно другое - неужели все эти нарушения не замечают в родном акимате?

Анна ПАВЛОВА

Редакционное задание - проехать в переполненном автобусе из отдаленного микрорайона в центр города - это скорее не задание, а наказание. Выполнив миссию, я пришла к простому выводу: когда в нашем городе появится нормальный общественный транспорт, у народа отпадет всякое желание покупать автомобили как с правым, так и с левым рулем

Более двадцати лет я, как и миллионы других людей, пользовалась общественным транспортом. Еще школьницей на собственной шкуре испытала, что значит втискиваться в отходящий автобус, зная, что следующий будет в лучшем случае минут через сорок. В студенческие годы, чтобы вовремя попасть на занятия, приходилось вставать в шесть утра. Последнее время добираться на работу приходилось в переполненных маршрутках «газель», чаще всего в положении буквы «Z». Наконец, мое тело и душа не выдержали пыток общественным транспортом, и год назад я все же пересела в такси…

Рабочий день в нашей редакции начинается в 10 утра, поэтому в час пик мне ехать не придется. А вот с местом жительства не повезло: добираться из «Айнабулака» до площади Республики приходится через весь город. Есть прямой маршрут № 420, но автобус идет в объезд через барахолку, а там пробок нет только поздним вечером. Все остальные маршруты - с пересадками. Один из самых популярных - №503 (вверх по проспекту Сейфуллина), только непонятно, почему обслуживают его маленькие Hundai, где всего 16-18 посадочных мест. В автобусик, иначе не скажешь, еще на конечной остановке под «завязку» набиваются человек 30, поэтому №503 я отметаю как наименее комфортный.

Остается одно - доехать на «единичке» до Сейфуллина, а там пересесть на «сорок первый», который прямиком доставит меня на площадь Республики.

…Итак, 8.30 утра, ребенок доставлен в детсад, и можно начинать передвижение. Не хочется ехать стоя, а это неизбежно, если ты сел в автобус не на конечной. По морозцу, по гололеду добираюсь до остановки. Автобус ПАЗ подъезжает через пять минут. Народу на удивление мало, поэтому сидячих мест хватает на всех. Водителю пока торопиться некуда, график он начнет нагонять ближе к окончанию маршрута, поэтому автобус движется медленно, так больше шансов «насобирать» пассажиров. Три остановки за 12 минут... меня раздражает столь медленная езда, но приходится смириться, тем более что я еду сидя.

Комфорт закончился, как только я покинула автобус под номером «1». Через 7 минут ожидания из-за поворота показался мой «сорок первый». Остановка «оживилась», люди готовятся к штурму. Двери открываются, и под командные реплики кондуктора - «Живее, живее! Проходите взад и вперед, там места много!» - пассажиры загружаются в автобус…

Так близко к народу я не была уже давно. Думаю, что люди, стоящие рядом со мной, давно забыли, что есть так называемая интимная зона общения, в радиусе составляющая не менее 50 сантиметров, и в нее обычно допускаются только самые близкие родственники. В алматинском автобусе все становятся родственниками: и студент, пытающийся прижаться ко мне и ухватить за талию, и мужчина с перегаром, к которому жмусь я под давлением налегающих пассажиров. Через две остановки мы вроде бы «утрясаемся», каждый, наконец, принимает относительно удобную позу, и жизнь как будто налаживается.

Вдруг рядом со мной появляется девушка, которая в силу своего невысокого роста не достает до поручня.

Держаться ей не за что. Впрочем, и не надо - в переполненном автобусе не упадешь. Однако всякий раз, когда автобус тормозит на остановке или на перекрестке, она падает на меня, а я - на соседа. Считаю, нам крупно повезло, водитель ехал спокойно, резко не тормозил, и даже (!) пытался соблюдать ПДД - всего два раза высадил людей на перекрестке ну и несколько раз вклинивался в полосу движения перед носом у водителей легковушек.

Наступаю кому-то на ногу, долго извиняюсь, но на меня никто не обращает внимания.

На часах 9.50 - и я, помятая, в грязных сапогах, выхожу из автобуса на площади. О счастье, до работы я добиралась всего 1 час 20 минут! При этом наш автобус ни минуты не стоял в пробке.

По окончании рабочего дня, уставшая, я прошла пешком пять кварталов, чтобы дойти до остановки 503-го маршрута, но, увидев с десяток людей, пытающихся влезть в битком набитую старенькую маршрутку, решила досрочно прекратить эксперимент. Поймав машину, я, уютно устроившись на заднем сиденье, мечтала о том времени, когда у нас появится безопасный и цивилизованный общественный транспорт. Ведь тогда у народа, который сейчас загоняют во всевозможные «муданы» и «шаолини», как баранов в загон, не возникнет желания покупать автомобили ни с правым, ни с левым рулем.

…Через 40 минут я была дома.

Антон ЛИСИЦЫН

С 20 по 24 ноября работники управлений дорожной полиции проверили более 24 тысяч автобусов и выявили почти 10 тысяч грубых нарушений правил дорожного движения. Из всей массы осмотренных транспортных средств больше тысячи не проходили государственный технический осмотр, 427 автобусов никто не удосужился проверить перед рейсом. Более 150 водителей задержаны пьяными за рулем.

- На днях в Карагандинской области автобус врезался в дом, - говорит председатель комитета дорожной полиции МВД РК Омурзак Тусумов. - В результате аварии погибли 7 человек, 13 получили ранения. Задняя часть автобуса была переоборудована для перевозки грузов, водитель вез там пять тонн огурцов и хурмы. Многие пассажиры погибли и пострадали не от удара при столкновении, их завалило тяжелыми ящиками с овощами.

Дорожная полиция намерена жестко бороться с автобусной «вольницей» на дорогах. Инспекторы вскоре опять начнут останавливать рейсовые автобусы, снимать, если потребуется, водителей с маршрута, невзирая на просьбы торопящихся пассажиров, - безопасность важнее всего.

- На тендер заявки зачастую подают юридические и физические лица, заключившие договоры с десятью частниками - владельцами автобусов. Формально они требования, предъявляемые к участникам конкурса, выполнили, а дальше обычно никто не интересуется - есть ли у нового предприятия парк для размещения машин, выполняются ли нормы трудового кодекса и т.д. В позапрошлом году под Чимкентом был случай: водителя личного автобуса после смены попросили «подкалымить», сгонять еще раз с пассажирами в сторону Туркестана. Уставший водитель не спал всю ночь - и врезался в трактор, единственное транспортное средство, встретившееся ему по дороге. Погибли десять человек. А если бы автобус стоял в автопарке, водитель, во-первых, не смог бы взять машину для «левого» заработка, во-вторых, его бы в таком состоянии не выпустил на маршрут врач, - говорит Омурзак Тусумов.

В Алматы ситуация не отличается от общей по стране - дорожные полицейские регулярно вылавливают незаконно переоборудованные автобусы, а также пьяных водителей. Как сообщил «Газете.kz» начальник отдела технической инспекции УДП ДВД Алматы Куаныш Абдрешев, за 10 месяцев этого года инспекторы выявили более 17 тысяч нарушений, 24 водителя задержаны в нетрезвом состоянии, 294 автобуса отправлено на штрафные стоянки, более 400 водителей направлены в специализированные административные суды.

Блиц: ТРАНСПОРТ - ЭТО УЖАС!

Бахыт, студентка:

- Наш общественный транспорт - это ужас. У меня есть друзья, которые бывают за рубежом, и там трамваи, троллейбусы и автобусы не идут ни в какое сравнение с нашими. Люди даже возвращаться не хотят, представив, что здесь опять придется садиться в наши автобусы. Неужели нельзя заменить кондукторов на какие-нибудь аппараты?

Когда я сажусь в автобус, у меня возникает вопрос: «Кто-нибудь вообще моет их?» Кругом грязь, окна все заляпаны, а про сиденья и поручни я уже не говорю. Услугами общественного транспорта, поскольку я студентка, приходится пользоваться каждый день, автобус порой приходится ждать по 20-30 минут. График водители соблюдают только какой-то свой внутренний, даже начинают выяснять друг с другом отношения при пассажирах. А вот когда действительно надо срочно куда-то доехать, то автобуса не дождешься.

Евгений Прокофьевич, пенсионер:

- Транспорт хорошо работает только в часы пик. А вот с 12 до 16 часов все в гараж прячутся - и все. Бывает, что по часу приходится ждать. Я езжу только на больших автобусах, в них хоть зайти можно. В маленьких «бусиках» делать нечего. Они все грязные, разбитые, сиденья порванные. А шоферу без разницы, что творится, он сидит, семечки щелкает. Но в целом автобусов не хватает, даже большие всегда переполненные. Нареканий нет только к маршрутам, которые обслуживают центр города.

Асия Бисеновна:

- Я ничего хорошего в нашем общественном транспорте не вижу. Культуры среди пассажиров автобусов нет никакой: ругаются, едят в автобусах, молодежь не уступает место. Мне порой обидно становится, когда видишь, что стоит женщина с маленьким ребенком или пенсионерка падает на ходу, а молодой человек сидит и притворяется, что спит. А кондукторы не следят ни за чем, им лишь бы деньги собрать и людей побольше в автобус набить.

Муса Тажидинов:

- Оценивать работу общественного транспорта надо по районам. По центральным улицам большие автобусы хорошо ходят, а на периферии автобусов не хватает. Из отдаленных районов уехать в час пик просто невозможно. На работу опаздываешь, потому что пробки кругом.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии