Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Как стабилизировать тарифы на услуги монополистов?

Фото : 7 декабря 2006, 12:40

Во всех регионах страны уже произошло очередное и всеми ожидаемое повышение цен и тарифов на электро и теплоэнергию, горячую и холодную воду. Оправданием может служить только то, что подорожание произошло несколько в меньших размерах, чем просили энергетики и коммунальщики.

Суммируя все обоснования, которые приводят поставщики электро и теплоэнергии, холодной и горячей воды, можно выделить следующие типовые причины:

 Выросли затраты на горюче-смазочные материалы, запасные части, техническое обслуживание.

 Рост цен на топливно-энергетические ресурсы.

 Необходимость проведения текущего и капитального ремонта в связи с изношенностью систем водо и теплоснабжения. Недостаточность амортизационных отчислений на проведение текущего ремонта, не говоря о капитальном ремонте и, тем более, новом строительстве.

 Отсутствие инвестиций на развитие систем энерго и водоснабжения.

- Необходимость повышения заработной платы работникам коммунальной сферы.

Понять доводы коммунальщиков можно. Действительно, физическая изношенность систем водо и теплоснабжения достигает критического уровня, и через несколько лет вполне реальной станет угроза техногенных аварий, что может привести не только к срыву энергоснабжения отдельных городов и населенных пунктов, но и потере объектов жизнеобеспечения.

Например, в системе АПК южной столицы Алматы износ тепловых сетей превысил 50%, электросетей - около 43%, генерирующих мощностей - от 30 до 90%. Суммарные убытки компании в 2005 году составили 3,7 млрд. тенге, в текущем году, если тарифы не будут повышены, почти в 2 раза превысят прошлогодний уровень. Кроме того, необходимо повысить и заработную плату рабочих компании («Литер» от 21 сентября 2006 г.).

Аналогичная ситуация складывается и в других регионах. В этой связи рост цен и тарифов кажется объективно необходимым. Кстати, это предусмотрено и Среднесрочным планом социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007-2009 годы (второй этап), согласно которому в 2007 году прогнозируется рост тарифов на передачу электроэнергии на 14%, транспортировку газа - на 12,5%, на производство и доставку теплоэнергии - на 12%, на подачу воды и услуги канализации - на 15%.

Обосновывая рост цен и тарифов, утверждается, что «Без принятия непопулярных, но вынужденных в настоящее время, мер ставится под сомнение возможность бесперебойного обеспечения энергоресурсами потребителей в отопительный период. Нельзя, говоря о высоком тарифе, исходить из того, что у пенсионеров и бюджетников низкий до-ход. Если определять ставки, ориентируясь на размеры пенсий, мы можем потерять объекты жизнеобеспечения» («Казахстанская правда» от 24 февраля 2006 г.).

Вместе с тем противники повышения тарифов на коммунальные услуги полностью правы, утверждая, что естественные монополисты пытаются за счет потребителей решить все свои проблемы, в частности неумение эффективно бороться с потерями электро, теплоэнергии, горячей и холодной воды в системах снабжения. По имеющимся данным, нередко в цену и тарифы включаются стоимость арендной платы, проценты за взятые кредиты и другие затраты, которые не должны участвовать в процессе ценообразования. Кроме того, определенным новшеством является «инвестиционная составляющая» тарифов, в соответствии с которой затраты на обновление оборудования и, следовательно, возврат кредитов, возлагаются на потребителей.

А, учитывая, что вырастут и тарифы на железнодорожные и автомобильные перевозки, цены на бензин и горюче-смазочные материалы, можно предполагать, что уровень инфляции превысит запланированную на 2007 год планку - 7%. Действительно, в Казахстане расходы на оплату труда и косвенные налоги не превышают 25-30%, расходы на транспортировку - 10-12%, обеспечение топливно-энергетическими ресурсами, электро и теплоэнергией, на водоснабжение - 30-35%. В этой связи доля затрат на приобретение продукции монополистов составляет практически 60-65% всех издержек производства. Рост тарифов на электроэнергию автоматически приведет к росту цен на продукцию энергоемких производств.

Так, компания «Алматы Нан» заявила, что в связи с ростом тарифов на электроэнергию ее продукция может подорожать, что безусловно скажется на уровне жизни малообеспеченных горожан: затраты на коммунальные услуги в общих расходах значительно вырастут за счет сокращения расходов по другим группам товаров и услуг, в частности и на продукты питания. В первую очередь это скажется на работниках бюджетной сферы и пенсионерах.

Учет мнения противников роста цен и тарифов на услуги местных монополистов может в некоторой степени сдержать повышение цен, но данный процесс будет продолжаться, так как расхождения состоят только в процентах роста тарифов. Монополисты запрашивают «про запас», а их заявки удовлетворяются в несколько меньшей степени.

Естественно, что можно сдержать рост тарифов и за счет мер макроэкономического характера. В частности, возможно, целесообразно отменить НДС для предприятий и организаций жилищно-коммунального сектора. Если эта мера будет предпринята одновременно с отменой возврата НДС добывающим компаниям при экспорте сырья, то доходы бюджета не пострадают.

Кроме того, может быть, следует пересмотреть основные положения антимонопольной политики. В частности, реструктуризация таких естественных монополистов, как железнодорожный транспорт, магистральный транспорт электроэнергии, отделение энергогенерирующих мощностей от распределительных сетей - привели не к росту конкуренции и снижению цен и тарифов, а, наоборот, к росту цен.

Если внимательно присмотреться к антимонопольному законодательству, то оно направлено не на защиту потребителя, а на защиту неэффективного производителя, потому что создает условия для свободного выхода на рынок менее эффективного, чем монополист, производителя. Ясно, что тогда общий уровень цен повысится. Но, это предмет особого разговора.

В данной связи, с нашей точки зрения, главным должно быть не «плавное повышение» тарифов и цен, а их стабилизация. Вопрос состоит в том, что нужно отказаться от тарифной политики, которая ориентирована на обеспечение безубыточности жилищно-коммунального хозяйства. Известно, что современная экономика любого государства являет собой два сектора - рыночное хозяйство, которое представлено частным сектором экономики, и государственно-административное хозяйство, которое представляет государственный сектор и может работать и не по рыночным законам.

Субъектами рыночного хозяйства могут быть как частные предприниматели, так и государственные предприятия. Субъектами же нерыночного сектора - только государственные предприятия,

В данной связи национальная экономика - это смешанная экономика. Если главной целью рыночного сектора является извлечение прибыли, то государственного «нерыночного» сектора - обеспечение условий для нормального функционирования всей национальной экономики и условий жизнедеятельности населения. В соответствии с этим государственный сектор экономики должен производить те товары и услуги, которые жизненно необходимы для страны при заведомом превышении «цены предложения» над «ценой спроса». Общий мультипликативный эффект должен перекрыть те убытки, которые получат хозяйствующие субъекты государственного сектора.

В качестве критерия деятельности можно использовать критерий снижения затрат на производство товаров и услуг. В этом случае конечной целью работы таких предприятий становится не получение прибыли, в том числе и за счет повышения цен, чтобы выйти на уровень безубыточности, а снижение затрат. К данному показателю можно было бы привязать и рост заработной платы, премии и другие виды материального поощрения работников.

Возвращение объектов жилищно-коммунального хозяйства в собственность государства и местных органов решит и проблему инвестирования систем жизнеобеспечения населенных пунктов, снимет остроту ежегодного роста тарифов на коммунальные услуги. С нашей точки зрения, основной целью должна быть не стабилизация роста тарифов, а стабилизация самих тарифов. А это возможно только при изменении самой экономической политики и уяснении роли государственного сектора в смешанной экономике, которую мы строим.

Канат Берентаев


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии