Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Легализация не панацея, но действенный инструмент оздоровления экономики. Об эффекте легализации и возможных юридических последствиях - министр финансов РК Н. Коржова

Фото : 8 декабря 2006, 11:49

Легализация не панацея, но действенный инструмент оздоровления экономики

Продолжается процесс легализации имущества граждан республики. И все чаще наши читатели задаются вопросами: насколько эффективна эта акция, что будет с теми, кто не успел или не захотел легализовать сокрытое, вывести имущество из «тени»? Об эффекте легализации и возможных юридических последствиях для тех, кто не принял в ней участие, мы беседуем с министром финансов Республики Казахстан Натальей Артемовной Коржовой.

— Наталья Артемовна, легализация объявлена почти полгода назад. Какова ситуация сегодня?

— Работа ведется в нормальном режиме. Созданные в налоговых органах комиссии принимают и рассматривают документы, представляемые для легализации.

Особое внимание уделялось и уделяется разъяснению процедуры проведения легализации имущества — регулярно публикуются статьи, налоговики участвуют в телепрограммах, проводятся семинары, «круглые столы». На web-сайте Налогового комитета Минфина открыт раздел «Легализация имущества», в котором размещены все нормативные правовые акты. С 27 октября в этом же разделе открыта страничка, на которой с ежедневным обновлением размещаются статистические данные о ходе легализации имущества через налоговые органы.

Статистика такова: по состоянию на четвертое декабря 2006 года в налоговые органы поступило всего 21 766 заявлений на легализацию имущества на сумму 3 499,9 миллиона тенге. Фактически легализовано имущество по 20 384 заявлениям на сумму 3 192,8 миллиона тенге, из которых 1 968,9 миллиона тенге — это легализованные деньги. Основная масса заявлений, поданных в налоговые органы, касается легализации сельхозтехники. Стоимость легализованной сельскохозяйственной техники составила 738,1 миллиона тенге, в том числе освобожденной от уплаты сбора за легализацию имущества — 596,5 миллиона тенге. Вот такая картина на сегодня.

— А какова сумма, поступившая в казну от сбора за легализацию?

— Относительно небольшая. Мы и не ставили цель на этом заработать. По состоянию на 30 ноября 2006 года уплачено 538,2 миллиона тенге. И это включая сбор за недвижимое имущество, легализуемое через комиссии при местных исполнительных органах. Поступившие деньги несколько компенсируют затраты на проведение акции, и не больше.

— Есть ли какие-либо изменения в процедуре легализации?

— Их несколько. Внесены изменения в части продления срока легализации до первого апреля 2007 года. Соответственно сроки регистрации легализованного имущества продлеваются до первого июля 2007 года. Также сельские жители освобождены от уплаты сбора при легализации имущества. Правда, с одним уточнением — это не коснется легализации денег. В случае с деньгами сбор оплачивается, как говорится, «по полной программе».

Изменена процедура легализации денег физических лиц, то есть не организаций, а рядовых граждан. Теперь гражданину не нужно подавать заявление в налоговый орган. Достаточно заплатить сбор за легализацию, и с этого момента считается, что субъект уже легализовал соответствующую сумму денег.

— А что в этом случае будет являться документом, подтверждающим факт легализации денег физическим лицом?

— Документ, подтверждающий уплату сбора. Здесь также необходимо отметить, что нет необходимости и в размещении денег на банковские счета.

— Серьезно? А с какого момента действуют данные изменения?

— Как принято в законодательной практике, все изменения вводятся в действие со дня официального опубликования. Они опубликованы в вашей газете 18 ноября 2006 года.

— А что делается для того, чтобы эти изменения были доведены до всех, кто хочет легализовать свое имущество? Ведь не у всех есть возможность смотреть телевидение и читать прессу, особенно у сельчан, проводящих большую часть времени в полевых условиях.

— Мы это обязательно учитываем. В рамках проводящейся нами широкомасштабной разъяснительной работы Налоговым комитетом Минфина разработаны и направлены в акиматы, уполномоченные государственные органы, в том числе в территориальные налоговые органы, памятки по легализации имущества. Приведу их названия:

— памятка по легализации движимого имущества;

— памятка по легализации недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Казахстан, права на которое не оформлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

— памятка по легализации денег;

— памятка по легализации сельскохозяйственной техники.

Налоговые органы вручают памятки каждому индивидуальному предпринимателю, крестьянским хозяйствам. Памятки также размещены на упомянутом выше разделе интернет-сайта Налогового комитета.

— Многих волнует вопрос об ответственности в случае, если граждане не воспользовались предложенной государством акцией по легализации…

— Лица, не пожелавшие легализовать имущество в рамках действующей акции, будут нести административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Предполагается, что после истечения сроков, отведенных на легализацию, будут проведены мероприятия по поиску выведенных ранее из легального оборота капиталов. Эта работа будет проводиться в том числе совместно с международными правоохранительными организациями.

— Иными словами: «Кто не спрятался, я не виноват!». Прошу прощения, но реальны лишь те угрозы, которые легко исполнимы. Налоговики действительно способны обнаружить имущество, утаенное от государства? Скажем, зарегистрированное на подставных лиц?

— Как известно, вне зависимости от проводимой сейчас легализации в Казахстане планируется введение постоянного финансового мониторинга. Обращу ваше внимание на то, что в сентябре прошлого года Правительство страны внесло на рассмотрение в Парламент законопроект «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма». Ожидается, что закон будет принят к концу этого года.

С введением данного закона планируется проведение финансового мониторинга операций с деньгами и иным имуществом — с недвижимостью, драгоценными металлами и прочим. Будут собираться сведения и анализироваться действия физических и юридических лиц с деньгами и иным имуществом, независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

— То есть будет фиксироваться «смена владельца»? И насколько эффективна система мониторинга? Вообще, что это такое?

— Это комплекс мер по сбору и анализу информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, поступающей от субъектов финансового мониторинга. То есть банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, ломбардов, бирж; страховых организаций, организаций, занимающихся лизинговой деятельностью; накопительных пенсионных фондов; профессиональных участников рынка ценных бумаг, центрального депозитария; нотариусов; организаций, оказывающих услуги по государственной регистрации прав на недвижимость, либо сделок с иным имуществом, подлежащих государственной регистрации; игорных заведений и так далее. Перечень субъектов финансового мониторинга, как видите, довольно объемный.

— Есть опасения, причем весьма серьезные, что данные о легализации могут послужить основанием для последующих уголовных дел. Правда ли, что лица, легализовавшие имущество, освобождаются от уголовной ответственности?

— Читайте Закон «Об амнистии в связи с легализацией имущества»! Там совершенно однозначно сказано: субъекты легализации (граждане и юридические лица Республики Казахстан) с момента признания имущества легализованным освобождаются от ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений, указанных соответственно в статьях 13 и 14 данного закона.

Субъекты легализации освобождаются от уголовной ответственности по ряду статей Уголовного кодекса. А именно: за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство (за исключением случаев, когда деяние совершено преступной организацией).

Также лица, легализовавшие имущество в законном порядке, освобождены от ответственности по статьям Уголовного кодекса «Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем»; «Нарушение правил бухгалтерского учета»; «Уклонение гражданина от уплаты налога»; «Уклонение от уплаты налогов с организаций».

— Но это то, что касается уголовной ответственности, а как быть с административной?

— Все лица, легализовавшие имущество, освобождаются от административной ответственности за совершение правонарушений по целому ряду статей Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Попытаюсь на память перечислить самые «тяжелые»: «Нарушение права государственной собственности на землю»; «Нарушение установленного порядка утверждения землеустроительной документации»; «Занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности»; «Лжепредпринимательство»; «Неправомерные действия при банкротстве»; «Нарушение законодательства о бухгалтерском учете должностным лицом» и «Нарушение законодательства о бухгалтерском учете юридическим лицом».

Легализовавшие валюту освобождаются от ответственности за «нарушение срока подачи документов для получения подтверждения об уведомлении о валютных операциях, а также регистрационного свидетельства и лицензии на валютные операции».

Под амнистию подпадают все, кто легализовал имущество и тем самым уберег себя от наказания за предоставление заведомо недостоверной информации аудиторской организации; те, кто открыл счета в иностранных банках без лицензии Национального банка Республики Казахстан.

Безусловно, участники акции не понесут наказание за нарушение срока постановки на налоговый учет в налоговом органе и неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима.

Амнистия освобождает от ответственности за непредоставление налоговой отчетности, а также документов, необходимых для проведения мониторинга налогоплательщика, и сокрытие объектов налогообложения.

Также амнистия охватывает действия, подпадающие под целый комплекс статей, среди них — нарушение правил сдачи объектов и их эксплуатации без акта госприемки, нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, уклонение от уплаты начисленных (доначисленных) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, незаконное строительство, использование земель не по целевому назначению и так далее.

Как видите, легализация дает прекрасный шанс «очиститься», жить и работать, не опасаясь преследований со стороны власти.

— И все же многие участники рынка опасаются, что сведения о легализации впоследствии могут послужить «компроматом» для правоохранительных органов, журналистов, конкурентов... Где гарантии?

— Уже на всех уровнях власти всякие домыслы на эту тему категорически отвергнуты! Любая организация, участвовавшая в процессе легализации имущества граждан... Да что там организация! Любое должностное лицо, все предупреждены об уголовной ответственности за разглашение сведений о легализации.

Не бойтесь ничего! У вас есть редкий шанс раз и навсегда решить проблемы с государством. Поверьте, чистая совесть стоит нескольких минут напряжения, возни с подачей заявления, сбором бумаг и прочих бытовых неудобств.

Беседовал Олжас УТЕГЕНОВ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии