Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Когда строгость во благо. О проблемах в сфере дорожной безопасности и путях их решения - заместитель председателя Комитета дорожной полиции МВД РК Б. УСКЕНБАЕВ

Фото : 8 декабря 2006, 12:51

Когда строгость во благо

Уровень аварийности на дорогах республики остается достаточно высоким, что вызывает особую озабоченность и тревогу. Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения были затронуты Главой государства на последнем заседании Совета безопасности. Эта тема не оставляет никого равнодушным, ведь все мы так или иначе выступаем участниками дорожного движения. О проблемах в сфере дорожной безопасности и путях их решения мы беседуем с заместителем председателя Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан полковником полиции Булатом УСКЕНБАЕВЫМ.

— Булат Айтпаевич, расскажите о состоянии аварийности в стране на сегодня.

— Только с начала текущего года на дорогах республики произошло 13 239 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 3 535 и ранено 16 034 человека. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года число ДТП возросло на 10,9 процента, число погибших — на 26,9 процента и раненых — на 11,8 процента.

По-прежнему остается высоким уровень аварийности по вине нетрезвых водителей. Только за десять месяцев текущего года по вине таких нарушителей произошло 601 (+ 22,9 процента) ДТП, в которых 153 (+ 47,1 процента) человека погибли и 900 (+ 31 процент) получили ранения.

По вине пешеходов в текущем году произошло 1 708 происшествий, что также выше аналогичного показателя прошлого года на 2,3 процента.

— Каковы основные причины такой высокой аварийности?

— Прежде всего это низкая транспортная дисциплина участников дорожного движения. Свыше 85 процентов дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушением водителями правил движения. Высокий уровень аварийности по вине водителей стал сегодня по существу главным фактором, определяющим в целом положение с безопасностью дорожного движения в стране. Низкому уровню дисциплины водительского состава во многом способствует недостаточная эффективность правоприменительной деятельности. Как показывает анализ административной практики, только к каждому четвертому правонарушителю судами применяется мера наказания в виде лишения права управления автотранспортом, на остальных же накладываются недостаточно эффективные меры воздействия в виде штрафных санкций.

Немаловажный фактор, влияющий на состояние аварийности, состоит в резком росте автопарка страны. Только за прошлый год в Казахстан ввезено 280 тысяч автомобилей, и сейчас их численность составляет свыше двух миллионов. При таких темпах в ближайшие пять лет количество автомобилей в стране удвоится. Увеличение транспорта неизбежно приводит к увеличению дорожных происшествий. Такая ситуация наблюдается не только у нас, но и во многих других странах. Необходимо отметить, что две трети наших автомобилей по западным меркам — устаревшие. Большинство из них — со сроком эксплуатации более семи лет. Имея высокие скоростные характеристики, они выступают потенциальной угрозой возникновения аварий.

Значительное влияние на состояние аварийности оказывают темпы развития улично-дорожной сети и дорожной инфраструктуры, которые, к сожалению, явно отстают от темпов роста автопарка. Сейчас улучшается качество покрытия дорог, но не меняются их параметры. Проезжая часть большинства трасс соответствует старым стандартам и составляет всего семь метров, обеспечивает лишь двухполосное встречное движение автомобилей.

Остается низким уровень организации образовательной и информационно-пропагандистской деятельности среди населения, не используются возможности социальной рекламы.

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет более 200 и получают увечья свыше двух тысяч детей. В то же время в учебных программах общеобразовательных школ Правилам дорожного движения уделяется недостаточное количество часов, отсутствуют учебные и методические пособия.

Ситуация с аварийностью, безусловно, во многом связана и с недостатками в организации работы дорожной полиции. С 1998 года количество стационарных контрольных постов дорожной полиции со 189 сократилось до 46. Все они дислоцировались и осуществляли надзор на дорогах республиканского значения, где погибает сейчас наибольшее число людей. Штатная численность дорожных полицейских сократилась в 2,5 раза и составляет сейчас 5,6 тысячи единиц. Непосредственно же на дорогах страны службу несут всего лишь 3,7 тысячи сотрудников строевых подразделений дорожной полиции.

— Какие меры принимает дорожная полиция по улучшению сложившейся ситуации с обеспечением безопасности дорожного движения?

— В первую очередь усиливается надзор за дорожным движением. В последнее время стало регулярным проведение масштабных профилактических мероприятий «Безопасная дорога», «Автобус», «Внимание — дети!», «Нетрезвый водитель» и других с участием представителей средств массовой информации и общественности.

Только в ходе проведенной 16—18 ноября трехдневной ночной отработки в Астане, Алматы и областных центрах проверено свыше 57,5 тысячи транспортных средств. Выявлено около 22 тысяч нарушений Правил дорожного движения, задержано почти 2,3 тысячи пьяных водителей, в том числе в Усть-Каменогорске — 282, Караганде — 234, Астане — 199, Талдыкоргане — 172 и Алматы — 161. За различные нарушения на специальные стоянки и площадки доставлено более 3,2 тысячи единиц автотранспорта.

Усилен контроль за использованием на автомашинах проблесковых маячков. С начала года в столице пресечено 715 грубых нарушений правил дорожного движения, допущенных водителями центральных госорганов.

Анализ аварийности и дисциплины участников дорожного движения настоятельно требуют принятия кардинальных мер по наведению порядка на дорогах, в том числе согласованной реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, нацеленной на повышение эффективности защиты от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Необходимо воспитание дисциплины и ответственности у каждого участника дорожного движения. Как сказал Глава государства на заседании Совета безопасности Республики Казахстан: «Профилактика, выявление и пресечение нарушений безопасности дорожного движения должны стать делом всего общества».

Вместе с тем решение этих вопросов требует активной совместной работы всех государственных органов и поддержки общества. В этой связи Министерством внутренних дел разработан проект Государственной программы обеспечения безопасности дорожного движения.

— Расскажите поподробнее об этой программе.

— Надо сразу отметить, что выполнение Государственной программы позволит:

— внедрить в городах современные автоматизированные системы управления дорожным движением;

— создать систему видеоконтроля и фиксации нарушений правил движения;

— устранить большинство аварийно-опасных участков путем доведения параметров дорог и дорожных сооружений до нормативных;

— повысить качество подготовки водителей и эффективность профилактики дорожно-транспортного травматизма.

Также в рамках программы предполагается укрепление материально-технического обеспечения дорожной полиции и доведение до научно-обоснованных нормативов штатной численности ее строевых подразделений.

Значительное место отведено созданию комплексной системы профилактики и информационно-пропагандистской работы с населением, активизации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Будет создана система мониторинга состояния и проблем дорожной безопасности, организовано проведение научных исследований в этой сфере, установлен порядок обязательного согласования проектно-сметной документации реабилитируемых и реконструируемых автомобильных дорог.

— А какие изменения произойдут в системе наказаний за нарушения Правил дорожного движения?

— Сейчас вносится ряд поправок в законодательные акты по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Сегодня находится на стадии согласования законопроект, предусматривающий ответственность владельцев транспортных средств, исключение альтернативности наказания и установление единых сумм штрафов. Его разработка вызвана необходимостью дальнейшего совершенствования государственного управления в области безопасности дорожного движения, принятия эффективных мер по снижению уровня аварийности на транспорте, устранения условий для коррупции и упрощения осуществления производства в рамках административного законодательства.

Особое внимание уделяется вопросу повышения ответственности водителей, управляющих транспортными средствами в нетрезвом состоянии. Предлагается ввести санкции вплоть до пожизненного лишения прав управления для водителей, систематически допускающих указанное нарушение. Во всем мире пьянство за рулем не приветствуется и строго наказывается. К примеру, в Великобритании находившийся в пьяном состоянии за рулем водитель должен заплатить штраф в размере пяти тысяч фунтов стерлингов, либо он лишится прав минимум на год. В Дании за такие нарушения штраф составляет 450 евро, либо четыре процента от годового дохода нарушителя.

А в Латвии особо жесткие наказания предусмотрены для водителей автобусов. Если в крови такого водителя будет обнаружено наличие алкоголя, то он лишится прав на вождение автобуса на десять лет. Кроме этого, нарушителю придется заплатить внушительный штраф. Если содержание алкоголя в крови превысит 1,5 промилле или он просто откажется от проверки на алкометре, то его ожидают 160 часов принудительных работ на благо местного самоуправления. Более того, если у выпившего не окажется прав на вождение, то его ждет конфискация транспортного средства.

Пойманный дважды за рулем водитель подшофе будет наказан реальным лишением свободы на срок до пяти лет, что предусматривает Уголовный закон. Та же кара ждет и того, кто постоянно отказывается от проверки на содержание алкоголя.

В Австралии же за пьяную езду можно получить и тюремное заключение на срок до одного года, а в Румынии — на срок от 1 до 5 лет. А все потому, что в руках пьяницы автомобиль становится орудием преступления.

Международный опыт указанных и других развитых стран показал, что для снижения уровня аварийности и коррупции среди дорожных полицейских необходимо внедрение и широкое использование специальных автоматизированных систем контроля и видеофиксации правонарушений.

Мы уверены, что их применение в условиях Казахстана позволит:

— снизить аварийность более чем на 35 процентов, а это свыше 1 100 людей, ежегодно спасенных от гибели в ДТП, и более 6 000 — от травм;

— значительно сократить контакты участника дорожного движения с сотрудниками дорожной полиции, так как фиксация правонарушения будет происходить без остановки транспортного средства и снизит коррупцию в органах дорожной полиции.

Вместе с тем хочу отметить, что в Казахстане административное законодательство не позволяет исключить контакты должностных лиц с участниками дорожного движения и требует установить лицо, совершившее правонарушение.

В целях расширения возможности использования высоких технологий в борьбе с административными правонарушениями, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, предусматривающие наложение административного взыскания как в отношении водителей, так и на владельцев транспортных средств. На первоначальном этапе это будет касаться только трех видов административных правонарушений: неподчинение сигналам светофора, превышение установленной скорости движения и выезд на полосу встречного движения.

Беседовала Ирина ЛУКЬЯНИНА,

пресс-служба КДП МВД РК


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии