Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Тренд снижения градуса. Производство и реализация алкогольной продукции

Фото : 8 декабря 2006, 13:59

Тренд снижения градуса

Производство и реализация алкогольной продукции остаются важной составляющей как мировой экономики в целом, так и отдельных стран. По всем прогнозам, роль этой сферы будет расти. Мировой рекорд потребления алкогольных напитков принадлежит Люксембургу. Далее идут Франция, Португалия, Италия, Венгрия, Испания, Швейцария, ФРГ, Бельгия, Дания, Норвегия и страны СНГ. В мировой торговле доля продаж алкогольных напитков превысила семь процентов. Объем продаж в настоящее время в мире составил 701 миллиард долларов, в том числе 331 миллиард — продажи пива, 270 миллиардов — наиболее крепких напитков, 100 миллиардов — вина. Объем мирового производства в 2005 году достиг 208,6 миллиарда литров, из них на выпуск пива приходилось 75,5 процента, вин — 12,9, наиболее крепких напитков — 11,5 процента.

Градус конкуренции

Основные алкогольные рынки монополизированы, находятся под контролем мощных ТНК. Непрекращающаяся ожесточенная конкуренция сопровождается «каннибализацией брендов», нескончаемым поиском новых напитков, поскольку потребители стали чаще менять свои предпочтения, переходя к другим маркам продукта, возрастающей ролью высококачественной продукции, появлением новых игроков, смещением основных центров производства или их ослаблением.

Растущее потребление алкоголя отмечается в Ирландии, где оно достигло 17,3 литра на душу населения. В Китае в 2005 году объем производства алкогольных напитков достиг 38 миллионов тонн, или пятой части общего объема сбыта в мире. Китай стал крупнейшим в мире производителем и потребителем алкогольных напитков.

Мировое производство пива в 2005 году, увеличиваясь 21 год подряд, достигло 157,6 миллиарда литров. В число крупнейших национальных рынков пива входит 11 стран, на их долю приходится почти 70 процентов мировых продаж. Китай четыре года подряд возглавляет рейтинг мировых производителей и потребителей пива. В 2005 году эта страна произвела 30 миллиардов литров пива. Потребление пенного напитка на душу населения составляет 24,2 литра в год. Доля пива китайского происхождения на мировом рынке занимает 17,1 процента.

США занимают вторую позицию, произведя в 2005 году свыше 23 миллиардов литров пива — 15,7 процента мирового объема. Германия занимает третье место с показателем в 9,7 миллиарда литров, за ней следуют Бразилия — 9,2 миллиарда литров и Россия — 8,9 миллиарда литров, на шестую позицию рейтинга вышла Мексика — 6,64 миллиарда литров, Япония на седьмом месте — 6,53 миллиарда литров. По объемам потребления лидирует Азиатско-Тихоокеанский регион — 27,4 процента, за ним Западная Европа — 20,9 процента, Северная Америка — 17,6 процента, Латинская Америка — 14,7 процента, Восточная Европа — 12,1 процента. Среднемировое потребление пива на человека — 26,3 литра, европейское — 81 литр, российское — 60, казахстанское — 26,6. Этот же показатель составляет в Чехии — 161 литр, Ирландии — 142, Германии — 139, Австрии — 106, Люксембурге — 101, Дании — 98, Бельгии — 98, Великобритании — 97, Австрии — 89, Польше — 75. В Индии при огромном населении уровень потребления пива на душу населения всего один литр в год.

Класс «премиум»

По оценке экспертов, рынок пива во многих регионах мира остается относительно стабильным, динамично растет только сектор класса «премиум». В 2000 году на этот сегмент рынка пива приходилось 15 процентов мировых продаж, а в 2003 году уже 39 процентов. В 2000 году продажи пива этого класса составляли порядка 86 миллиардов долларов, к 2003 году они выросли на 35 процентов, достигнув 116 миллиардов. Ожидается, что мировой рынок пива класса «премиум» к 2010 году составит 200 миллиардов долларов. Мировое производство вина по годам колеблется в пределах 26—27 миллиардов литров. В Европе производится около 80 процентов, Америке — 14, Африке — 3,5; Океании — 1,3; в Азии — 0,7 процента. Лидируют по выпуску Франция — 5,3—5,7 миллиарда литров; Италия — 5,0—5,5; Испания — 3,0—3,4; США — 2,5; Аргентина — 1,3—1,5 миллиарда литров. Доля европейских стран на мировом рынке вина в настоящее время сокращается. Италия и Франция постепенно теряют лидирующие позиции в производстве и потреблении. Усиливается соперничество с новыми винодельческими странами — США, Австралией, Чили, южноафриканскими, где наблюдается наиболее динамичный выпуск. По прогнозу экспертов, в ближайшие годы спрос на вино в группе новых винодельческих стран увеличится, в то время как в традиционно «винных» его потребление расти не будет. Следует отметить динамично возрастающий потенциал виноделия в Китае с его огромным населением и необъятным рынком. Активно привлекая инвестиции, перенимая западные технологии, выделив под виноградники 350 тысяч гектаров, эта страна десятикратно увеличила собственное производство. Ежегодно в мире продается около 24 миллиардов литров крепкого алкоголя на 270 миллиардов долларов.

Вкусовые ощущения

На долю водки приходится около 20 процентов мирового рынка крепкого алкоголя. Продается в год более восьми миллиардов бутылок водки на 54,5 миллиарда долларов. Производство и потребление водки в мире в 2005 году выросло практически на 450 миллионов декалитров. Высокий темп роста потребления — 23 процента держится с 1999 по 2005 год. Эксперты считают, что эта тенденция сохранится еще три-пять лет. При этом прогнозируют, что общее потребление крепкого алкоголя в мире к 2008 году вырастет на 14 процентов при росте рынка в натуральном выражении всего на 12 процентов. На Россию, США, Финляндию, Украину, Польшу, Беларусь, Казахстан, Германию, Англию, Румынию и Узбекистан приходится 94 процента мирового потребления водки. Из них только на Россию приходится более 60 процентов мирового производства и потребления, США — 11,5, Украину — 8,2. В период с 2002 по 2005 год потребление водки в Польше возросло на 40 процентов. Резко выросла популярность водки в Великобритании. По продажам водки эта страна занимает второе место в Европе после Польши (десять процентов от общеевропейского объема). Водка реализуется в основном через быстро развивающуюся сеть водочных баров и ресторанов, предлагающих десятки сортов водок с разными вкусовыми добавками.

В России действует 534 ликероводочных завода. Годовой теневой оборот водки оценивается более чем в 165 миллионов декалитров. В 2005 году на одного жителя России пришлось чуть больше 17 литров водки. В России за год выпивают 240 миллионов декалитров сорокаградусной, в США — всего 45—46 миллионов. Российский водочный рынок оценивается в 14 миллиардов долларов, а американский — до 20 миллиардов. По оценке экспертов, огромный потенциал у рынков Юго-Восточной Азии. В Китае ежегодный прирост в 50 процентов свидетельствует о наступлении «водочного бума» в этой стране.

На втором месте по потреблению среди более крепких напитков — виски (десять процентов). Великобритания лидирует в производстве этого напитка, ежегодно получает более 131 миллиона долларов экспортного дохода. На втором месте по производству виски стоит Канада, на третьем — США, далее следуют Ирландия и Япония. Коньяк и бренди: «Хеннесси» (LVMH) ежегодно производит 2,6 миллиона бутылок, «Реми Мартен» — 2,2 миллиона, «Мартель» — 2,1 миллиона, «Курвуазье» — два миллиона, «Камю» — 350 тысяч. На ром приходится около 5,5 процента производства и потребления крепких напитков.

Новые тенденции

В ряде стран наметился переход на более слабые напитки. В США потребление слабоалкогольных напитков с 1999 по 2002 год увеличилось в два раза. Значительно выросло их потребление в Японии, России, Великобритании. Обращает на себя внимание начавшееся в России сокращение производства ликероводочной продукции. Растущий спрос на легкие напитки, особенно на пиво, и приближение к насыщению рынка сопровождаются усилением конкуренции. Эксперты предупреждают производителей о резком увеличении марок пива, «выдавливании» брендов крупных предприятий его новыми видами. С ростом производства и потребления меняется география мирового рынка. Традиционные импортеры — США, Германия, Великобритания, Япония увеличивают спрос. По данным исследований, общий объем рынка превысил 100 миллиардов долларов. Ежегодно потребляется 30 миллиардов бутылок вина (по 0,75 литра). Ожидается, что в ближайшие годы оно увеличится на 6,4 процента и составит около 32 миллиардов бутылок в год. При этом в денежном исчислении рынок возрастет до 115 миллиардов доллитров. Около половины производства и трети потребления все еще приходятся на Италию, Францию и Испанию. В то же время США, Великобритания и Германия потребляют четверть мирового объема.

Умеренный рост сложился со второй половины 90-х годов при одновременно возросшем использовании качественной продукции.

Положение дел

В нашей стране с введением в строй ряда спиртоводочных, винных и пивоваренных заводов эта отрасль заметно расширилась, что в немалой степени было обеспечено участием иностранного капитала. Так, мультинациональный холдинг «Efes Beverage Group» («EBG») в 1997 году приватизировал Карагандинский пивоваренный завод «Колос», годовые производственные мощности которого после реконструкции выросли до 44 миллионов литров. В 2003 году в Карасайском районе Алматинской области холдинг построил завод по выпуску пива марок «Карагандинское», «Старый мельник» и «Efes Pilsener» мощностью 60 миллионов литров в год.

В 2003 году пивзаводы «Ирбис» и «Ак-нар» перешли под управление компании «ВВН» (Швеция). «ВВН» — Baltic Beverages Holding AB — одна из крупнейших пивоваренных групп в мире, принадлежащая компаниям «Carlsberg Breweries A/S» (Дания) и «Scottish Newcastle» (Великобритания). Новая объединенная компания будет продолжать выпускать пиво марок «Ирбис», «Дербес» и «Алма-Ата». Компания «Ак-Нар», намеренная довести производство пива до 50 миллионов литров и довести свою долю на республиканском рынке до 12 процентов, первой наладила выпуск баночного пива «Дербес» в алюминиевой упаковке. Новая линия рассчитана на шесть миллионов литров пива в баночной упаковке. Рынок пива среди производителей, по оценкам Союза пивоваров, заводов-производителей и статданным распределен следующим образом: Шымкентпиво — 19 процентов, Эфес — 15 процентов, ББХ — 14,5 процента, Алматинский пивзавод № 1 — семь процентов, «Динал» — шесть процентов, «Роса» — шесть процентов, «Сусындар» — 3,5 процента и другие — 29 процентов.

В республике, по данным Нацстатагентства, выросло производство практически всех видов алкогольных напитков.

Производство алкогольной продукции (в миллионах литров)

Развитие алкогольной отрасли сопровождается мультипликативным эффектом для ряда отраслей — производителей стеклотары, этикеточной продукции, солода, ячменя, винограда и так далее. Так, выпуск бутылок и другой аналогичной продукции в 2002—2005 годах вырос со 162 до 228,8 миллиона штук. Удалось существенно снизить импорт бутылей и бутылок, объем которого в 1996—1999 годах превышал 50 миллионов доллитров.

Пристального внимания заслуживают изменения, происходящие в структуре алкогольного производства республики.

Структура производства алкогольной продукции в натуральном выражении (в процентах)

Лидируют на отечественном рынке производители пива, сумевшие существенно расширить свою нишу. Заметно сокращается легальное производство водки и питьевого спирта. Даже при очевидном сохранении теневого сектора следует согласиться с завершением доминирования «водочной эпохи», что свидетельствует о восстановлении здоровых тенденций в обществе.

Определенные позиции занимает производство вина, на долю которого приходится 11,5 процента, что вряд ли можно считать пределом. Развитие этой подотрасли, способной конкурировать с растущим импортом молдавского вина, составляющего 75 процентов к казахстанскому производству, вполне реально.

Такие же напитки, как шампанское, коньяки и ликеры, в общем производстве не превышают 1,5 процента.

Объем продаж алкогольной продукции в Республике Казахстан (в миллиардах тенге)

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что при общем росте продаж в стоимостном выражении в 6,4 раза реализация пива выросла в 12,5; вина — в 8,1; коньяка — в 5,6; шампанского — в 4,5 раза, в то время как водки и ликероводочных изделий — лишь в 3,1. Более скромными являются натуральные показатели роста. Это говорит об опережающем росте цен по сравнению с объемами потребляемой продукции. Одновременно растут продажи класса «премиум» всех видов алкогольной продукции.

Однако в обоих случаях очевидна общая тенденция — возрастающее потребление легких напитков и сокращение крепких. Об этом же свидетельствуют и изменения в структуре среднедушевого потребления спиртных напитков. Мировой показатель потребления алкогольных и слабоалкогольных напитков составляет: 75,5 процента — пиво, 12,9 процента — вино, 11,5 процента — водка. Казахстанский показатель: 74,5 процента — пиво, 13 процентов — водка, 11 процентов — вино, российский: пиво — 28 процентов, вино — девять процентов, водка — 63 процента.

Средний градус потребленных алкогольных продуктов в Казахстане уменьшается.

Эти данные отражают общую тенденцию освобождения экономики от алкогольной зависимости, несмотря на все еще достаточно сильные позиции нелегальных продаж. В общем товарообороте доля этой продукции уменьшается и в 1,6 раза ниже общемирового уровня.

Доля продаж алкогольной продукции в общем товарообороте республики (в процентах)

Агентство по статистике отмечает и другие изменения в торговле этой продукцией. В продажах спиртных напитков доля водки и ликероводочных изделий сократилась почти на 25 пунктов, лидирует продажа пива, доля которого выросла на 18,9 пункта, более чем в 2,6 раза увеличилась реализация шампанского, укрепились позиции вина. Коньяк становится особым напитком любителей. Эта тенденция наблюдаются в продажах и в стоимостном выражении.

Доля продаж в стоимостном выражении (в процентах)

Бокал шампанского

На рынке алкогольной продукции сокращается доля крепких и растет доля легких напитков. Особый интерес представляют данные в региональном разрезе. Лидер продаж по темпам роста в натуральном выражении за анализируемый период — шампанское. В расчете на одного жителя больше всех шампанского продается в Алматы, Астане, Актюбинской и Атырауской областях. Менее всего любителей шампанского проживает в Жамбылской, Мангистауской, Павлодарской, Костанайской областях. Прослеживается взаимозависимость в динамике продаж от развития регионов, традиций и особых событий. Бокал шампанского чаще поднимают в Астане и Алматы, а также в регионах экономического роста. 58,9 процента его продаж происходит в Алматы. Высока доля потребления этого напитка в Акмолинской, Алматинской, Актюбинской, Карагандинской, Атырауской областях, Астане. В 2000 году в связи с миллениумом было продано рекордное за последние годы количество шампанского — более 1,8 миллиона декалитров. Второе место среди алкогольных напитков по темпам продаж в республике занимает пиво. Более половины продаж пива в республике приходится на Алматы.

На третьем месте по темпам продаж в Казахстане находится вино — рост в 1,8 раза. Больше всего любителей вина в Алматы, на этот город приходится около 40 процентов продаж, и промышленных центрах. На четвертом месте по темпам реализации находятся водка и ликероводочные изделия, возросшие в 1,18 раза. На последнем месте по темпам роста находится реализация коньяка. За последние годы увеличился импорт всех видов алкогольной продукции, особенно пива, ввоз которого за 2000—2005 годы вырос более чем в 33,3 раза.

Импорт алкогольной продукции (в миллионах литров)

В 2002 году доля импортной алкогольной продукции в общих продажах в стоимостном выражении достигла 22,1 процента, в том числе пива — 31, коньяка — 29,2; шампанского — 27,3; вина — 24; водки и ликероводочных изделий — 14,9 процента.

Надо ли идти за «Клинским»? Импорт пива в Казахстан

Данные свидетельствуют об успехах российских производителей пива на казахстанском рынке. Если в 1998 году на их долю в импорте этого продукта приходилось 18,2 процента, то в 2005 году — 97,9 процента. Главный фактор — ценовой. Если в 1998 году ввозная цена составляла 0,93 доллара за литр, то в настоящее время держится на уровне 0,66 доллара. Ряд импортеров, не выдержав конкуренции, ушли с казахстанского рынка.

Лидеры импорта

Импорт коньяка и коньячных напитков в последние годы растет. Только в 2000 году он увеличился в 19 раз. В последующем темпы несколько замедлились, но они все еще достаточно высоки. На казахстанском рынке коньяка стабильно наращивают свое присутствие Молдова, Азербайджан, Армения. Импорт коньячных напитков идет из Узбекистана, Молдовы, Грузии.

Третью строчку в импорте алкогольной продукции занимает вино — 24 процента.

Импорт вина в Казахстан

Данные свидетельствуют, что Молдова — лидер поставок импортного вина — наращивает свое присутствие на казахстанском рынке. Доля ее в импорте этой продукции выросла с 8,8 процента в 1998 году до 77,7 процента — в 2005 году. В нижнем ценовом сегменте, рассчитанном на массового потребителя, Молдова продолжает укреплять свое положение. Уровень поставок более качественных вин из Франции, занимающей второе место, вырос. Существенно расширила свое присутствие в казахстанской торговле Грузия, восстановив свою давнюю винную традицию и заняв третье место. В среднем ценовом сегменте перспективы грузинских вин на казахстанском рынке при сохранении качества очевидны.

Четвертую строчку в алкогольном импорте занимают водка и ликероводочные изделия — 14,9 процента.

Импорт водки и ликероводочных изделий (в тысячах дал)*

Импорт водки и ликероводочных изделий, практически исчезнувший в 1999 году (уменьшение более чем в 200 раз), постепенно растет. В 2005 году наблюдался значительный рост импорта этой продукции. Одновременно разнообразится ассортимент импорта крепких напитков. В 2005 году ввезено143,7 тысячи литров французского, 35,5 тысячи литров болгарского, 22,8 тысячи литров армянского коньяка, 98,9 тысячи литров виски и джина из Великобритании, Ирландии, Испании, Латвии, 13,7 тысячи литров мексиканской текилы, 3,1 тысячи литров рома из Кубы, с Багамских островов, Ямайки, Доминики. Высококачественная водка ввозилась из США, Германии, Швеции, Финляндии. В небольших объемах ввезено саке из Японии, арак из Мавритании. Потребление всех этих напитков в основном приходится на Алматы, а также на Астану. Снижение потребления водки, повлекшее резкое уменьшение доходов ее производителей, подталкивает к увеличению незаконного, нелегального изготовления алкогольной продукции.

Торговля некачественной продукцией, безмерное увлечение определенной части населения алкоголем привели к росту заболеваний. И если в стране в 2000 году алкоголизмом страдало 211,8 тысячи человек, то в 2004 году их число достигло 247,7 тысячи. Эти данные свидетельствуют, что, несмотря на увеличение потребления населением легких напитков, число заболеваний алкоголизмом не уменьшается.

Таблицы - скачать

Рахман Алшанов,

доктор экономических наук, профессор


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии