Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Консульская легализация и апостиль (А. Лобков, юрист, эксперт по бизнесу)

Фото : 12 декабря 2006, 14:03

Международная практика деловых отношений сложилась так, что документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства, приобретают юридическую силу и могут быть использованы на территории других государств только после их соответствующего удостоверения. В настоящее время правовое оформление получили два способа такого удостоверения иностранных документов - консульская легализация и проставление апостиля. В чем же заключаются эти две процедуры и в каких случаях они применяются?

В юриспруденции под легализацией понимается разрешение деятельности какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической силы какому-либо акту или действию, подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей. Консульская легализация заключается в проверке соответствия документов действующему законодательству государства пребывания и представляет собой установление и засвидетельствование подлинности подписи должностного лица и печати на таких документах с целью использования их в другом государстве. Консульская легализация подтверждает правомочность документов и актов в международном общении и ее целью является обеспечение гарантии органам страны, где документ предназначен действовать, в том, что он является подлинным и оформлен должным образом.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим проведение процедуры консульской легализации, являются Правила консульской легализации (далее - Правила), утвержденные приказом министра иностранных дел РК от 21 ноября 2000 года № 264 (в редакции от 7 сентября 2006 года). В соответствии с этими Правилами функции по консульской легализации выполняют:

1) за границей - загранучреждения РК в лице консулов или иных должностных лиц загранучреждения;

2) в Казахстане - Департамент консульской службы Министерства иностранных дел РК (далее - Департамент консульской службы).

В соответствии с Правилами, приему и легализации не подлежат документы и акты, которые противоречат законодательству РК или могут по своему содержанию нанести вред интересам Казахстана, или содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан РК, а также в случаях, предусмотренных международными договорами РК и законодательными актами РК.

Документы и акты, представляемые для легализации, должны быть написаны ясно и четко, подписи должностных лиц и оттиски печати должны быть отчетливыми. Пробелы на документах и актах должны быть прочеркнуты. Поправки и приписки должны быть оговорены перед подписью лиц, подписавших документ, и повторены в легализационной надписи, исполненной на государственном или русском языке либо, при необходимости, на иностранном языке. Если поправки и приписки сделаны в легализационной надписи, то они оговариваются и подписываются только должностными лицами, совершающими легализацию.

Правила предусматривают, что консул загранучреждения РК или уполномоченное им консульское должностное лицо принимает к легализации документы и акты, составленные с участием властей консульского округа, удостоверенные ими или исходящие от этих властей. В случаях возникновения сомнения в том, действительно ли представленные к легализации документы и акты соответствуют законам государства пребывания, консул обращается за официальным разъяснением к властям консульского округа.

В случаях, когда в порядке истребования документов из Казахстана консулу поступили составленные там, но не легализованные в Департаменте консульской службы документы и акты, легализация которых требуется по законодательству государства пребывания, консул легализует их и передает заинтересованным лицам, организациям и учреждениям.

При поступлении таких документов и актов от отдельных граждан, организаций и учреждений в инициативном порядке консул должен направить их в Департамент консульской службы для определения подлинности. При получении положительного ответа консул легализует такие документы и акты в общем порядке.

В необходимых случаях консул может легализовать документы и акты, предназначенные для действия на территории третьего государства.

Департамент консульской службы МИД РК согласно Правилам легализует документы и акты, исходящие от иностранных организаций и учреждений, если они предварительно легализованы в консульском учреждении иностранного государства происхождения документов.

В случае невозможности легализации таких документов в соответствии с Правилами Департамент консульской службы вправе совершать на них особую отметку о том, что не встречается возражений к принятию их официальными учреждениями РК к своему рассмотрению. Однако в этом случае признание юридической силы за такими документами и актами лежит всецело на органах, их принимающих.

Департамент консульской службы легализует также документы и акты, исходящие от организаций и учреждений Казахстана, предназначенные для предъявления за границей.

Документы на консульскую легализацию принимаются как в подлинниках, так и в нотариально заверенных копиях. Правила предусматривают, что в нотариально заверенных копиях легализуются учредительные документы юридических лиц при условии, что данные документы зарегистрированы в уполномоченном государственном органе РК и на них имеются соответствующие отметки и печати о регистрации, а также представлено свидетельство об их государственной регистрацию.

Если легализация в иностранном дипломатическом представительстве или загранучреждении обусловлена представлением перевода документа с государственного или русского языка на иностранный язык, то легализация нотариально заверенного документа в Департаменте консульской службы может совершаться вместе с его переводом. Однако одно нотариальное засвидетельствование перевода документа или акта консулом не приравнивается к его легализации.

На документах и актах, отвечающим требованиям легализации, совершается (учиняется) легализационная надпись установленного образца. В тех случаях, когда для легализационной надписи нет места, она совершается (учиняется) на отдельном листе, который подшивается к документу или акту и скрепляется с последним печатью и подписью лица, совершившего легализацию.

Отказ в легализации документов и актов может быть обжалован вышестоящему должностному лицу, в Департамент консульской службы либо в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

За совершение процедуры консульской легализации с заинтересованных физических и юридических лиц взимается консульский сбор и стоимость фактических расходов, связанных с ее проведением. Базовые минимальные и максимальные размеры ставок консульских сборов устанавливаются Правительством РК. Согласно статье 513 Налогового кодекса РК консульский сбор не взимается:

1) в случаях, предусмотренных статьями 502-506 настоящего Кодекса;

2) с физических и юридических лиц стран, имеющих с Казахстаном соглашение о взаимном отказе от взимания консульских сборов;

3) за истребование по запросам властей и отдельных граждан стран, с которыми Казахстан заключил договоры о правовой помощи, документов по семейным, гражданским и уголовным делам, об алиментах, о государственных пособиях и пенсиях, усыновлении;

4) в иных случаях, установленных Правительством РК.

Безусловно, следует признать, что процедура консульской легализации сложна и требует значительных временных затрат. Поэтому в целях упрощения процедуры признания юридической силы иностранных документов (освобождения их от необходимости консульской легализации), в Гааге, столице Королевства Нидерландов, 5 октября 1961 года несколькими государствами была подписана Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов. В настоящее время участниками этой Конвенции являются более 60 государств, в том числе США, Франция, Испания, Италия, Турция, Россия, Армения, Беларусь и другие. Казахстан присоединился к Конвенции Законом РК от 30.12.1999 г., а в силу для Казахстана она в соответствии с официальным уведомлением МИД Королевства Нидерландов она вступила 30 января 2001 года.

В соответствии со статьей 1 Конвенции ее действие распространяется на следующие совершенные на территории одного из участников и представляемые на территории другого участника Конвенции официальные документы:

1) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

2) административные документы;

3) нотариальные акты;

4) официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Вместе с тем настоящая Конвенция не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами и на административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной деятельности.

Статьей 3 Конвенции предусмотрено, что единственной формальностью, которая может быть потребована участниками Конвенции друг у друга для удостоверения подлинности подписи, качества (статуса), в котором выступало лицо, подписавшее документ и в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которым скреплен этот документ, является проставление апостиля установленного образца (штампа размером 9х9 см. с оговоренными записями) компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Подпись или печать, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом.

Апостиль проставляется по предъявлении документа и уплаты государственной пошлины на свободном от текста месте либо на оборотной стороне документа и обязательно скрепляется печатью уполномоченного государственного органа. Документы принимаются для проставления апостиля как в подлинниках, так и в нотариально засвидетельствованных копиях.

Если в документе, предназначенном для действия внутри страны, допускается использование мастичных штампов удостоверительных надписей, то для документов, требующих дальнейшего апостилирования, удостоверительные надписи исполняются печатным текстом. При этом в удостоверительной надписи нотариус, удостоверивший документ, должен свои фамилию,имя и отчество указать полностью.

24 апреля 2001 года Правительство РК приняло постановление № 545 «О мерах по реализации положений Конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов (в редакции от 28 января 2005 года оно действует и в настоящее время). В соответствии с этим постановлением организациями, обладающими полномочиями по проставлению апостиля, определены:

1. Министерство юстиции РК - на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также нотариусов;

2. Министерство образования и науки РК - на официальных документах, исходящих из органов образования, науки и учебных заведений РК;

3. Министерство внутренних дел РК - на официальных документах, исходящих из структурных подразделений миграционной полиции;

4. Комитет информации и архивов Министерства культуры и информации - на архивных справках и копиях архивных документов, исходящих из государственных архивов РК;

5. Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде РК - на официальных документах, исходящих из судебных органов и органов исполнительного производства;

6. Министерство финансов РК - на официальных документах, исходящих из структурных подразделений министерства и их территориальных подразделений. Для регулирования этой процедуры министром финансов РК 25 мая 2004 года подписан приказ № 216 «Об апостиле»;

7. Генеральная Прокуратура РК - на официальных документах, исходящих из органов прокуратуры, органов следствия и дознания;

8. Министерство обороны РК - на архивных справках и копиях архивных документов, исходящих из специального государственного архива министерства.

9. Комитет национальной безопасности РК - на архивных справках и копиях архивных документов, исходящих из специального государственного архива КНБ.

Всем вышеперечисленным республиканским органам предоставлено право делегировать полномочия по проставлению апостиля своим территориальным подразделениям.

Примечательно, что статья 9 Конвенции четко определила, что каждый участник Конвенции должен принять все необходимые меры для того, чтобы его дипломатические или консульские агенты не производили легализации в тех случаях, когда настоящая Конвенция предусматривает освобождение от таковой.

Анатолий Лобков,

юрист, эксперт по бизнесу


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии