Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Эволюция местного госуправления

Фото : 14 декабря 2006, 12:10

Демократическая составляющая деятельности органов власти на местах оказалась закреплена в 1991 году, когда Казахстан, выбирая свой путь политического развития, остановился именно на этой, самой распространенной и эффективной, форме государственного строя. После этого существующая система местного государственного управления подверглась существенному реформированию, начиная с определения административно-территориальных единиц и заканчивая юридическим наименованием новых органов власти. Заметим, что все реформы в этой сфере за полтора десятилетия независимости республики проводились и проводятся с учетом местной социально-политической и культурной специфики, а также принципов демократии.

13 декабря 1992 года в Казахстане был принят закон, учреждающий институт глав администраций, составивший единую вертикаль исполнительной власти. Советы народных депутатов, ранее бывшие высшим органом власти в областях, переместились в категорию местных парламентов: функции исполнительной власти перешли под контроль Президента и Кабинета министров. Функции исполкомов (вместе с рядом функций областных советов и отчасти бывших обкомов партии) перешли к главам администраций, назначаемых Президентом.

К тому времени произошло разделение ветвей власти в Казахстане на законодательную, исполнительную и судебную, что можно считать прецедентом в истории страны, поскольку при советской системе такого разделения не было, вся власть была сосредоточена в руках КПСС.

Процесс формирования местных органов государственного управления, как неотъемлемой части вертикали исполнительной власти, связан с процессом становления и развития института Президента Республики Казахстан. И в те годы, и сейчас логика реформ диктовала именно такой подход к наделению Главы государства функциями, позволяющими находиться «над ситуацией и тремя ветвями власти». Любое другое решение неизбежно привело бы к пробуксовке реформ и потере положительной инерции в развитии государства. Нам довелось познать это на ошибках наших соседей.

Отчасти решение о президентской форме правления продиктовано и личностью Нурсултана Абишевича, который все эти годы остается идеологом и стратегом проводимых в государстве реформ. Именно поэтому решающая роль в структурировании и формировании руководящих кадров отводится Главе государства, который назначает руководителями Правительства и областных администраций людей, способных осуществить задачи, поставленные Президентом.

Этапы развития нашей республики, определенные Нурсултаном Назарбаевым в контексте предложенной им Стратегии развития Казахстана до 2030 года и до нее, можно условно разделить на три этапа. Первый этап берет начало 16 декабря 1991 года, с момента рождения нового государственного образования, получившего название Республика Казахстан. На этом этапе роль исполнительных органов власти на местах состояла в реанимации народного, а теперь государственного хозяйства — предприятий промышленности, ЖКХ, колхозов и совхозов. Этот этап был самым тяжелым для страны, поскольку тогда, к счастью, многое из того, что повисло тяжким грузом на государстве, удалось спасти. Сейчас эти предприятия работают и развиваются, предоставляя рабочие места гражданам Казахстана. Государственные служащие, особенно на местах, прошли в те годы суровую закалку в условиях тяжелейшего кризиса, что обусловило плавный переход органов власти на местах ко второму этапу развития страны — периоду экономических реформ.

На втором этапе Президент ставил задачу перед Правительством разработать и внедрить в жизнь стратегии развития в стране рыночных отношений. Несмотря на непопулярность первых шагов исполнительной власти, на галопирующую инфляцию, рост социального недовольства Глава государства, Правительство и местные исполнительные органы не дали отступить стране назад и потерять то, что было сохранено в первые годы независимости.

Как только вал недовольства, усугубленный мировым финансовым кризисом, схлынул, работать стало неизмеримо легче. Это не снимало ответственности с местных исполнительных органов, зато расширяло просторы деятельности.

Поэтому от первых успехов казахстанской экономической модели Президенту удалось достаточно быстро перевести страну к устойчивому развитию экономики. Эти годы характерны пристальным вниманием Главы государства к развитию реального сектора рынка — малому и среднему бизнесу. Реальную поддержку «детищу Президента» оказывали местные органы госуправления.

В целом, по словам Нурсултана Назарбаева, экономические реформы в нашей стране завершены. С этим можно связать третий этап истории формирования государственных органов власти на местах, который заключается в переходе нашей страны к реализации реформ политических.

Первого сентября этого года, выступая на совместном заседании палат Парламента по случаю открытия третьей сессии, Президент определил основные стратегические задачи на краткосрочный период. Выступление Главы государства было лаконичным и содержало конкретные задачи депутатам и Правительству. «Логика вхождения Казахстана в новый этап своего развития требует внимательного рассмотрения и проведения соответствующих реформ государственного управления, политической системы и, возможно, Конституции», — подчеркнул в завершении своего выступления Нурсултан Абишевич, тем самым окончательно давая понять, что пришла пора переходить к новому этапу государственного строительства.

Административная реформа, основные тезисы которой предложил Глава государства, предназначена для строительства качественно новой модели государственного управления, где во главу угла будут поставлены интересы потребителей государственных услуг. Государственный аппарат, подчеркнул Нурсултан Абишевич, должен функционировать на принципах корпоративного управления, транспарентности и подотчетности обществу с учетом лучшего международного опыта.

Подводя итоги краткой истории эволюции органов государственного управления в течение 15-летней истории независимого Казахстана, хочется отметить прежде всего высокую точность, с которой Президент и Правительство проводили реформы в сфере местных исполнительных органов, ставя сообразные тому или иному этапу развития страны задачи и цели. Базовый фундамент вертикали исполнительной власти неоднократно доказывал, что он весьма мобилен и способен решать любые стратегические задачи, поставленные Президентом Республики Казахстан. Немаловажным фактором является и грамотная кадровая политика Главы государства на местах, разработанная им система сдержек и противовесов, которая позволяла местным органам власти трудиться, не вступая в конфликтные отношения с казахстанцами по причине каких-то противоречий в социально-политической или культурной специфике, менталитете, традициях и ценностях тоги или иного региона страны.

Завершая вышесказанное, хотелось бы пожелать нашей стране и работникам государственных органов власти на местах дальнейшего процветания, развития и постоянного роста политической и экономической мощи нашего государства, неуклонного повышения благосостояния ее граждан. Казахстан ждет большое светлое будущее, приблизить которое — наша общая цель.

Турарбек АСАНОВ,

депутат Мажилиса Парламента, кандидат политических наук


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии