Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Директор департамента методологии управления государственными активами Министерства финансов: Минфин не может административно влиять на аудиторский рынок

Фото : 13 июля 2007, 11:34

Аудит вразумит

Принято считать, что аудированный отчет — внутренний документ, принимаемый для самоконтроля текущих дел организации. Но он становится документом публичным, когда компания принимает решение открыться для рынка, выйти на KASE или международные биржи. Аудированный отчет становится публичным документом и в случае межхозяйственных споров при рассмотрении дел в суде. Он предъявляется контролирующим органам, например, финполиции. Однако зачастую аудированные казахстанскими компаниями отчеты, мягко говоря, не признаются третьими сторонами. В силу разных причин, но с одинаково неприятными последствиями для аудированных компаний. (Вспомнить хотя бы недавнее российское событие — отзыв всех заключений по ЮКОСу крупнейшим аудитором мира «Pricewater-houseCoopers» за десять лет.) Вопросы ответственности аудиторов, взаимоотношения с аудируемыми компаниями стали основными в беседе с директором департамента методологии управления государственными активами Министерства финансов, доктором экономических наук Жамилей АЙТЖАНОВОЙ.

— Жамиля Нурматовна, как признают сами аудиторы, одна из причин этого заключается в том, что компания, проводившая аудит, не состоит в аккредитованной организации. Это требование закона с учетом поправок 2006 года. В таком случае отчет не имеет юридической силы. По логике вещей, учитывая, что таковых организаций — подавляющее большинство, не возникнет ли своего рода системный кризис, когда АО (в том числе и СМИ) не смогут решать свои вопросы. Например, выйти на биржу, оспорить вопрос в суде, найти партнера, привлечь деньги? Каким видится выход из положения?

— Такая проблема существует. И это только один из многих вопросов реализации норм новой редакции Закона «Об аудиторской деятельности». Но ситуация с аудитом находится под пристальным вниманием не только Министерства финансов, но и Правительства республики. Уже разработаны положения по самым важным аспектам аудиторской деятельности. Практически готовы изменения и дополнения в действующий закон, проводится работа по аккредитации профессиональных аудиторских организаций. Все отрицательные факторы действующего законодательства нами учтены, надеемся, что принятие изменений в законодательство снимет все проблемные вопросы.

В соответствии с действующим законом действительно аудиторские организации и аудиторы обязаны быть членами аккредитованных профессиональных организаций. На сегодняшний день аккредитована лишь одна профессиональная организация, хотя закон позволяет аудиторам и аудиторским организациям создавать и другие объединения. Но Минфин не может административно влиять на аудиторский рынок, так как инициатива по образованию профессиональных сообществ принадлежит самим аудиторам и их организациям. А такой инициативы нет, хотя в первую очередь сами аудиторы должны быть заинтересованы в создании профорганизаций. Это распространенная мировая практика. К примеру, членами Международной федерации бухгалтеров (IFAC) от Англии являются пять профессиональных организаций, от США и Канады — по три, от Австралии, Финляндии и Германии — по две. И список стран, представленных в IFAC несколькими профессиональными организациями, можно продолжить.

Поэтому такая «наблюдательная позиция» аудиторов нам непонятна, поскольку это действительно создает обстоятельства, о которых вы говорили. Сейчас в республике насчитывается около 4 500 АО, для которых аудит обязателен. Он необходим во многих случаях и другим организациям. К примеру, при участии в конкурсах и тендерах, при проверках национальных компаний, организаций с госучастием. С переходом многих организаций на МСФО спрос на аудит будет возрастать. В связи с этим хочу обратить внимание и на острую нехватку аудиторских организаций, обусловленную в первую очередь незначительным приростом числа аудиторов. Приведу факты: с сентября 1999 года по ноябрь 2006 года выдано 110 квалификационных свидетельств «Аудитор», в то время как, например, в России аттестовано 37 тысяч аудиторов. Из 150 аудиторских организаций, имеющих соответствующую лицензию, только 100 смогли набрать необходимое количество аудиторов (не менее трех).

Бесспорно, наличие множества профессиональных аудиторских организаций будет способствовать их состязательности, тем самым повышая качество их работы.

Соответственно, будут удовлетворены и интересы потребителей этих услуг. Отмечу, что IFAC в числе других требований обязывает профессиональные организации направлять свои усилия на максимальное обеспечение своевременного, точного и полного перевода международных стандартов и соответствующих методических рекомендаций к ним в своих странах. Министерство финансов в свою очередь готово поддержать любую инициативу, направленную на достижение высокого уровня профессионализма и качества казахстанского аудита.

— Все мы — новички на рынке и только привыкаем жить по рыночным законам и правилам. Одно из таковых — защита прав в судебных органах. Это правило распространяется и на сферу ответственности аудиторских компаний как перед своими клиентами, так и перед клиентами клиентов, если недобросовестный или не представленный своевременно отчет стал причиной материальных потерь. Норма предусмотрена Законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторских организаций» от 13 июня 2003 года. В качестве примера я бы привела ситуацию с клиентами ВТБ. Судя по заявлениям АФН, аудиторская компания не представила ей отчет, несмотря на запросы регулятора. Можно ли говорить, что сейчас клиенты ВТБ имеют право добиваться страхового возмещения своих потерь в суде от аудиторской компании? Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию с позиции закона.

— Действительно, все аудиторские организации обязаны страховать свою гражданско-правовую ответственность. Согласно законодательству о страховании, потерпевшие ущерб лица вправе обращаться за страховым возмещением. Однако Министерство финансов не регулирует страховые отношения. Кроме того, приведенный пример относится к периоду, когда аудиторские организации осуществляли аудит финансовых организаций на основании лицензий, выдававшихся другим уполномоченным госорганом.

Что касается обращения к аудиторской компании о возмещении ущерба через страховую компанию, считаю, что эти вопросы могут быть решены в соответствии с действующим законодательством. Министерством финансов рассматриваются все, ставшие ему известными, случаи недобросовестной деятельности аудиторских организаций. По каждому такому случаю нами принимаются соответствующие меры.

Действующий закон устанавливает меры в отношении аудиторов и аудиторских организаций по аннулированию квалификационного свидетельства и приостановлению лицензий в случае выдачи заведомо недостоверного отчета и несоблюдения требований законодательства. Кроме того, уголовным и административным законодательством предусмотрены санкции за такие правонарушения. И именно профессиональные аудиторские организации обязаны осуществлять внешний контроль качества работы своих членов. В свою очередь, Министерство финансов будет осуществлять проверку деятельности аудиторских профорганизаций и в определенных законом случаях может лишить нарушителя аккредитации. В частности, эти санкции предусматриваются за непроведение проверок внешнего контроля качества, нарушение правил аккредитации, предоставление ложной информации.

— В профессиональной среде ведутся споры по поводу применения норм законодательства. В частности, дискутируется вопрос существования одной или нескольких аккредитованных профессиональных организаций. С одной стороны приводятся аргументы о необходимости единой трактовки норм закона, создания обучающих центров. С другой — высказываются опасения по поводу возможной монополизации рынка этих услуг, что приводит к росту их стоимости, и по цепочке — к повышению тарифов и стоимости производимых товаров. Также приводится аргумент остановки профессионального роста аудиторов по причине отсутствия конкурентной среды. Как Минфин расценивает эту дискуссию?

— Еще раз подчеркну: необходимость существования нескольких профессиональных организаций назрела давно. Мы с тревогой наблюдали за неконтролируемым развитием событий в сфере аудита. Из-за недостатка аудиторов стоимость их услуг стала невероятно высокой. Анализ закупа аудиторских услуг восьми крупными национальными компаниями свидетельствует, что средняя цена на них за 2005—2006 годы возросла с 200—300 тысяч до трех (!) миллионов долларов. В свою очередь, это ложится ценовым бременем на потребителей их услуг или продукции.

Выправить ситуацию можно, только усилив роль уполномоченного госоргана. Кстати, по этому пути идет ряд развитых стран. В том числе и США, на опыт которых и на так называемую «мировую практику» ссылаются некоторые аудиторы, считая, что там все отдано на откуп профессиональным организациям. Это не так.

Аудит за рубежом находится в той или иной степени под контролем государства. Это, конечно, не означает диктата со стороны министерства. Мы связываем будущее аудита с состязательным и эффективным развитием профорганизаций, вобравших лучшие традиции отечественного и зарубежного аудита. Мы уверены, что согласованные и совместные действия профессиональных организаций и Минфина приведут к позитивному результату. Таково веление времени: наличие нескольких профессиональных аудиторских организаций совпадает со стратегией роста конкурентоспособности государства.

— Как известно, многие казахстанские банки и национальные компании, силовые органы, некоторые госорганы аудируют дочерние компании иностранных аудиторских фирм, зарегистрированные в стране. Учитывая широкую базу предоставляемых аудиторам документов, как обеспечивается сохранность информации, имеющей зачастую статус секретной или совершенно секретной?

— Этот вопрос, насколько я помню, поднимался еще лет десять назад. Действительно, в ходе аудита организаций режимного характера, а также компаний, обеспечивающих жизнедеятельность населения, населенных пунктов, может произойти утечка информации. Но в Казахстане действуют нормативные акты, регулирующие сферу национальной безопасности, коммерческой тайны. Есть и соответствующие службы, ответственные за их соблюдение. В свою очередь, Минфином при разработке проекта закона об аудиторской деятельности обязательно будет предусмотрена норма, регламентирующая ответственность аудиторов за разглашение сведений, составляющих служебную и государственную тайну.

Алевтина ДОНСКИХ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии